Монастыри Севска [MS/6545]

Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Брянская обл.
Севский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
г. Севск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.67Нашли: 7
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Свято-Троицкий монастырь
Свято-Троицкий монастырь
Кресто-Воздвиженский монастырь
Кресто-Воздвиженский монастырь
Памятник воинам-освободителям
Памятник воинам-освободителям
Автор: SkiverRus
Создан: 14.09.2009
(отредактирован 06.05.2018)

Описание окружающей местности

Севск – небольшой город, один из древнейших в области – расположен на левом высоком берегу р. Сев при впадении в нее реки Марица. Богатая история оставила после себя множество памятников архитектуры. Помимо церквей и храмов. В Севске находится несколько монастырей, построенных в разное время и в разном стиле.

          CВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ  
Расположен в одном из кварталов вблизи центра города и является важными доминантами в его силуэте. Монастырь основан здесь приблизительно в 17 в. инокинями путивльского Духова монастыря, которые, как повествует предание, после разгрома поляками Путивля пришли сюда вместе с чудотворной иконой Молчанской Богоматери. В переписной книге Севска за 1646 г. монастырь еще не фигурирует, а впервые упоминается под 1679 г. В 1683 г. он был уже достаточно хорошо известен в столице, о чем свидетельствовали надписи на четырех колоколах его надвратной колокольни, отлитых в Москве на пушечном дворе мастерами Ф. Леонтьевым и Я. Ивановым по челобитью думного боярина А.А. Шепелева и пожалованных государями Иваном и Петром и сестрой их Софьей в Троицкий монастырь. По описи 1698 г., обитель находилась в "Большом городе", возле Пречистенской проездной башни, была деревянной и имела соборную церковь Троицы, кельи и ограду в виде частокола со Святыми воротами и надвратной колокольней. В описи 1711 г. уже упоминается вторая деревянная теплая церковь Рождества Богородицы.
           В сер. 18 в. при игуменье Маргарите (1751-82) в монастыре развернулось широкое каменное строительство. В 1760— 61 гг. вместо ветхих деревянных храмов возводится двухэтажный Троицкий собор с приделом Рождества Богородицы внизу, выполненный в стиле украинского барокко, с крестообразным четырех-лепестковым планом и крыльцами в закругленных рукавах креста (кроме восточного). Большой пятиярусный иконостас сооружен по образцу иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. Затем между 1761 и 1782 гг. была построена каменная ограда монастыря с башенками на углах. При игуменье Евпраксии (между 1782 и 1790 гг.) сооружена каменная надвратная колокольня со Святыми воротами внизу. К сер. 19 в. прежний собор, неоднократно перестраиваемый, сильно обветшал и был заменен в 1870-72 гг. новым, более обширным зданием в два этажа, с пятью престолами, позднее соединенным с колокольней двухъярусным переходом. К настоящему времени из построек монастыря сохранились лишь собор с колокольней, утратившие завершения. Монастырь был закрыт в 1921 году. Возобновлен как мужской 07.10.2002 года.
           Собор представляет собой единственный уцелевший на Брянщине крупный монастырский храм в русском стиле, характерном для 2-й пол. 19 в. Массивное кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к редкому для указанного времени типу двустолпных соборов. Прямоугольный, вытянутый по поперечной оси объем в два света завершен четырехскатной вальмовой кровлей, над которой прежде возвышались три поставленные по украинскому типу (в ряд, по оси север-юг) декоративные главки. Слегка пониженная алтарная часть имеет выступающую в центре уплощенную трехгранную апсиду. По сторонам соединяющей собор и колокольню поздней пристройки располо­жены два небольших одноярусных крыльца-притвора. Тяжеловесный, стилизованный под 17 в. декор здания включает пучки из трех полуколонок на высоких постаментах на углах основного объема, антаблемент с аркатурным поясом под ним, архивольты над двумя парами окон нижнего света' на боковых сторонах и наличники с тройными кокошниками у верхних окон. Необычны широкие выступы-контрфорсы в центре боковых фасадов, имеющие постаменты и круп­ные арочные ниши-киоты в обрамлении с полуколонками и трехлопастным верхом. В интерьере два массивных столба в центре поддерживают при помощи подпружных арок своды с крупными распалубками над окнами; над гранями апсиды - лотки; притворы перекрыты сомкнутыми сводами. Внутреннее пространство, светлое и просторное, в настоящее время нарушено устройством плоского междуэтажного перекрытия.
           Особенно интересна архитектура колокольни, в своих формах следующая принципам украинского барокко, хотя во многом получившая трактовку в духе псевдоготики и классицизма. Огромное ярусное кирпичное и оштукатуренное сооружение состоит из трех массивных основных четвериков с низким завершающим восьмигранником, служившим ранее основанием большого грушевидного купола с главой (не сохр.). Подобная композиция целиком выдержана в русле украинской традиции. В центре нижнего, двусветного яруса первоначально находились проездные ворота монастыря, превращенные позднее во вход в собор; верхний четверик, прорезанный с четырех сторон широкими арочными проемами, служил звоном. По сторонам к колокольне прежде примыкали пониженные служебные пристройки, а далее вдоль улицы, на линии стен ограды, находились ворота с декоративными барочными фронтонами. Нарядный декор ярусов колокольни состоит из пилястр с раскреповками и богато профилированных карнизов с кронштейнами (нижний) и аркатурными поясами (верхние). Стены между пилястрами двух верхних четвериков украшены своеобразными псевдоготи­ческими стрельчатыми нишами. Внутри нижний ярус имеет восьмигранное помещение со сводчатым перекрытием, у верхних ярусов перекрытия плоские, балочные.

          КРЕСТО-ВОЗДВИЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.  
Находится в Замарицкой части города на холме левого берега р. Марица, в бывш. Пушкарной слободе и является доминантой этого района. Деревянный храм известен здесь с 1628 г., упомянут он также в описи 1646 г.; в 1696 и 1729-31 гг. сооружался заново с приделами великомученика Георгия и апостола Иуды. Между 1802 и 1808 гг. вместо него построено нынешнее каменное здание. Интересный памятник архитектуры Севска периода зрелого классицизма, с рядом деталей, свойственных более раннему этапу развития этого стиля. Кирпичное и оштукатуренное здание вытянуто по продольной оси. По типу принадлежит к бесстолпным однокупольным храмам с трехчастным построением. Прямоугольные в плане алтарь и трапезная с закругленными углами примыкают к повышенному кубическому объему центральной части, увенчанному широким барабаном с восемью окнами и сферическим куполом. Соединенная коротким переходом с трапезной стройная колокольня из трех четвериков с арочными проемами и коротким шпилем является вертикальной доминантой всей объемной композиции. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют четырехколонные портики тосканского ордера с высокими крутыми фронтонами, украшающие боковые стороны куба, и меньший портик с двумя парами колонн в центре восточной стены алтаря. Из других элементов декора интересны рустовка закругленных углов трапезной и алтаря, плоские пилястры в широких простенках барабана и рамочные наличники окон в духе раннего классицизма: с "ушами" и своеобразными зубчатыми сандриками или прямоугольными нишами в завершении (барабан). Лишь проемы внутри портика имеют арочное обрамление.
           Ярусы колокольни украшают парные полуколонны (нижний) или пилястры (верхние), упрощенные антаблементы и фронтоны. Ее арочные проемы обрамлены архивольтами на импостах и с замковыми камнями. В интерьере господствует центральное помещение храма со срезанными углами и барабаном на парусах, завершенным куполом; алтарь перекрыт цилиндрическим сводом с лотком с востока и распалубками над окнами, а трапезная имеет плоское перекрытие, опирающееся на два столба. У нижнего яруса колокольни — вспарушенный свод, у перехода и внутристенной лестницы в северной стене - коробовый. Роспись масляными красками темно-красных, серовато-синих и разбеленных охристых тонов выполнена в кон. 19 в. в духе позднего академизма; поновлена в 1973 г. В куполе традиционно написана Новозаветная Троица, между окнами барабана - отдельные фигуры апостолов, под ними - евангельские сцены, на парусах - евангелисты, в алтаре - изображения святых в медальонах. Сборные иконостасы - главный трехъярусный и придельный одноярусный - выполнены в кон. 19 - нач. 20 в. в русском стиле, иконы — в 19-20 вв. Основными элементами их декора являются арочные обрамления икон с витыми колонками деисусного чина, крестами, церковными атрибутами (в основном объеме), килевидные завершения на иконах и царских вратах (в приделе). В интерьере храма сохранилась дере­вянная скульптура "Христос в темнице" 19 в. Учрежден как женский монастырь 07.03.2000 года.

          МОНАСТЫРЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ  
 Расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной равнины на левом берегу р. Сев, на старой Московской дороге. Основан архимандритом одноименного новгород-северского монастыря Корнилием, который после Деулинского перемирия (1618) и передачи по договору указанного города Речи Посполитой перешел со своими монахами и всем имуществом сперва в Рыльск, а затем в Севск, где по благословению партиарха Филарета в 1636 г. устроил новую обитель. До нач. 18 в. все строения монастыря (церкви Преображения и Ильи Пророка, кельи и ограда) были деревянными. В 1713-17 гг. при архимандрите Игнатии вместо прежних храмов сооружен каменный собор Спаса Преображения с теплым приделом Ильи Пророка. С образованием в 1764 г. Севской епархии монастырь превращен в архиерейский дом-резиденцию архиепископа, которая при Кирилле Флоринском (1768-78) была значительно расширена и перестроена, превратившись в оригинальный ансамбль. В это время обновлен собор (1774), сооружены в камне остальные здания - ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорная. Упразднение Севской епархии (1788) и переезд архиереев в Орел (1820) привели монастырь в запустение. Кроме того, сильный пожар 1824 г. значительно повредил все здания, возобновленные лишь частично в 1843 г. иждивением Орловского епископа Смарагда. В сер. 19 в. обитель окончательно закрыли и даже продали на слом. К счастью, этого не произошло: ее приобрела игуменья Троицкого Севского монастыря, которая превратила монастырь в подворье своей обители. В связи с этим постройки обновили, а к кельям в 1886 г. пристроили апсиду домовой церкви Всех Святых. После Октябрьской революции монастырь закрыли и здания его, использовавшиеся для самых различных нужд, постепенно ветшали и разрушались. К настоящему времени утрачены ряд деталей собора, часть стен монастырской ограды с юго-восточной башней, верхние ярусы колокольни; в юго-западной части ансамбля выстроена двухэтажная кирпичная школа. В 1980-х гг. начаты реставрационные работы по собору (ар-хит. Л.С. Семенова) и стенам ограды с башнями (архит. Е.Ю. Лапин). В настоящее время на территои монастыря надодится школа-интернат.
           Интереснейший архитектурный ансамбль Брянщины 18 в., один из немногих в области сохранившихся монастырей, отличающийся исключительно цельным обликом и выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций архитектуры 17 в. Сравнительно небольшой по размерам комплекс, в плане имеющий форму прямоугольника, обнесен по периметру невысокими стенами с башнями на углах. Эта ограда во многом определяет выразительный облик всего ансамбля. С севера к ней примыкает хозяйственный двор, а с востока - обширный сад (деревьев почти не осталось), окруженные прежде более низкой оградой. В центре западной стены, обращенной к городу, возвышалась колокольня с главным входом в нижнем ярусе, служившая высотной доминантой ансамбля. Его композиционным ядром является небольшой соборный храм, сильно сдвинутый с центра территории к юго-востоку. В противоположном, северо-западном углу находится маленькое здание просфорной, а в юго-западной части ему соответствует консисторский корпус, вытянутый вдоль южной стены. К северо-восточной башне примыкает самое крупное здание ансамбля - двухэтажные кельи, заменяющие участок восточной ограды и выходящие внешним фасадом с апсидой в сад. Кроме Святых ворот под колокольней на территорию монастыря вели еще два входа с севера и юга. Хозяйственный двор имел самостоятельный въезд с запада.
           Собор Спаса Преображения. Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 г., однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 г. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 г. и освятили 13 января 1717 г. В 1774 г. к собору с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 г. при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.
Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко 18 в. с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 в. - бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями. В объемной композиции традиционно трехчастного здания с подклетом господствует высокий четверик в два света. С каждой из сторон он завершен четырьмя кокошниками, над которыми поставлены фронтоны, а в центре восьмигранный барабан с луковичной главкой (утрачены). Полукруглый алтарь и квадратная в плане трапезная с узкой папертью понижены и увенчаны на торцах фронтонами. Отдельный объем образует ризница на подклете, расположенная к югу от алтаря и соединенная с ним еще одним помещением. В декоре фасадов характерные "нарышкинские" формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми и разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками) соединены с архаичными деталями 17 в. (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана и др.). Надстроенные части стен с триглифными фризами (алтарь и трапезная), профилированными карнизами и фронтонами выполнены в барочном стиле. Этот стиль особенно ярко проявился в архитектуре паперти, фасад которой с арочным порталом в центре и лестницей перед ним (не сохр.) украшают две пары пилястр с ложными окнами между ними, живописный фигурный щипец украинского типа (прежде с обильной лепниной) и колонны на постаментах, как бы стоящие в неглубоких лоджиях по бокам паперти (сохранилась лишь одна из них на северо-западном углу). Центральное помещение церкви, вы­сокое и светлое, перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным в центре цилиндрическим внутри барабаном. Трапезная, соединенная с храмом двумя проемами (широким средним и узким северным), имеет полусомкнутый свод с распалубками, узкая паперть, так же как и ризница, - коробовый свод, апсида - конху. В храме сохранилась богатая штукатурная отделка в стиле барокко: откосы окон обработаны филенчатыми рамками с кругами, а сами проемы заключены в арочные обрамления с картушами над ними; основание свода отмечено тянутым карнизом, а грани его украшены двойными тягами, дополненными в углах и вокруг светового кольца картушами.
           Колокольня. Редкий для Брянщины образец развитого барочного сооружения 1770-х гг. подобного рода. От кирпичного трехъярусного здания сохранились лишь два нижних крупных четверика с широкими арочными проемами, ныне почти полностью утратившими прежнюю штукатурку и лепную отделку. Пластичен нарядный ордерный декор с парными, поставленными на пьедесталах колоннами по краям и раскрепованным над ними антаблементом. Ордера в ярусах применены по классическим канонам: в первом подобие дорического с оригинальными лепными капителями и метопнотриглифным фризом, во втором ионический и в третьем коринфский. Нижний четверик со срезанными углами и сквозным проездом по оси за­пад-восток, перекрытый цилиндрическим сводом, служил Святыми воротами. Над замком его широкой арки располагался лепной картуш, сохранившийся лишь фрагментарно. В толще южной стены была устроена лестница на второй ярус звона. Стройные арки последнего также имели прежде лепной декор.
           Ограда. Замечательный пример монастырской ограды 2-й пол. 18 в., подражающей формам оборонительных стен русских монастырей предшествующего столетия, единственный сохранившийся в области. Стены возведены из кирпича на фундаментах из булыжника. Сравнительно низкие, завершенные зубцами, они образуют в плане прямоугольник с башнями на углах. Общая длина стен 477 м (сохранилось 332 м), толщина 2 м, высота 4-5 м. С внешней стороны их основная часть расчленена слабо выступающими лопатками и завершена карнизной тягой. Изнутри она обработана на древнерусский манер аркадой, над которой шел боевой ход. Венчающие стену зубцы в форме "ласточкина хвоста" прорезаны бойницами. В толще северной стены устроено не­сколько узких ходов с небольшими оконцами. Возвышающиеся на углах башни имеют форму восьмигранников на ци­линдрических основаниях и увенчаны стройными шатрами. Грани их, прорезанные арочными окнами, контрастируют с нерасчлененными объемами основания и шатра. Барочный декор башен состоит из венчающей основание карнизной тяги (общей со стенами) и наложенных друг на друга двух лопаток на углах восьмерика, которые карниз членит по высоте на две неравные части; стены между лопатками под проемами обработаны филенками. Внутри башни двухъярусные; помещение цокольного этажа перекрыто сомкнутым сводом, восьмерик - шатром. Арочный вход в нижний этаж устроен изнутри монастыря, в верхний - со стен ограды.  

           Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М.: «Наука», 1998;

Описание тайника

Содержимое тайника

Всякая всячина

Интернет-блокнот

Оставить запись в интернет-блокноте тайника Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

zepr (13.05.2018 18:10:53)
Унесли тайник подальше от людских глаз, так как на старом месте оказалась застоявшаяся вода. Надеюсь тут он пробудет дольше. Спрятан в гнилом, поваленном дереве (в основании). Крутой пошаговый тайник, что бы ознакомиться с городом.
SkiverRus (06.05.2018 13:45:59)
Внимание. Контейнер восстановлен по новым координатам
N52°В-А.214-C’ Е34°30.D*19+A’
Большое спасибо zepr за восстановление!
sour-cream (20.05.2017 13:36:58)
ЖЖ и Chuma (10.01.2017 10:17:29)
Fess.kl (15.09.2014 13:03:46)
Aleslav (18.08.2014 15:59:43)
rozalski (24.04.2014 11:33:33)
gremling (25.07.2012 02:25:21)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.