Монастыри Севска [MS/6545]

Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Брянская обл.
Севский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
г. Севск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.67Нашли: 6
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Свято-Троицкий монастырь
Свято-Троицкий монастырь
Кресто-Воздвиженский монастырь
Кресто-Воздвиженский монастырь
Памятник воинам-освободителям
Памятник воинам-освободителям
клад
клад
Автор: SkiverRus
Создан: 14.09.2009
(отредактирован 18.09.2009)

Описание окружающей местности

Севск – небольшой город, один из древнейших в области – расположен на левом высоком берегу р. Сев при впадении в нее реки Марица. Богатая история оставила после себя множество памятников архитектуры. Помимо церквей и храмов. В Севске находится несколько монастырей, построенных в разное время и в разном стиле.

          CВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ  
Расположен в одном из кварталов вблизи центра города и является важными доминантами в его силуэте. Монастырь основан здесь приблизительно в 17 в. инокинями путивльского Духова монастыря, которые, как повествует предание, после разгрома поляками Путивля пришли сюда вместе с чудотворной иконой Молчанской Богоматери. В переписной книге Севска за 1646 г. монастырь еще не фигурирует, а впервые упоминается под 1679 г. В 1683 г. он был уже достаточно хорошо известен в столице, о чем свидетельствовали надписи на четырех колоколах его надвратной колокольни, отлитых в Москве на пушечном дворе мастерами Ф. Леонтьевым и Я. Ивановым по челобитью думного боярина А.А. Шепелева и пожалованных государями Иваном и Петром и сестрой их Софьей в Троицкий монастырь. По описи 1698 г., обитель находилась в "Большом городе", возле Пречистенской проездной башни, была деревянной и имела соборную церковь Троицы, кельи и ограду в виде частокола со Святыми воротами и надвратной колокольней. В описи 1711 г. уже упоминается вторая деревянная теплая церковь Рождества Богородицы.
           В сер. 18 в. при игуменье Маргарите (1751-82) в монастыре развернулось широкое каменное строительство. В 1760— 61 гг. вместо ветхих деревянных храмов возводится двухэтажный Троицкий собор с приделом Рождества Богородицы внизу, выполненный в стиле украинского барокко, с крестообразным четырех-лепестковым планом и крыльцами в закругленных рукавах креста (кроме восточного). Большой пятиярусный иконостас сооружен по образцу иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. Затем между 1761 и 1782 гг. была построена каменная ограда монастыря с башенками на углах. При игуменье Евпраксии (между 1782 и 1790 гг.) сооружена каменная надвратная колокольня со Святыми воротами внизу. К сер. 19 в. прежний собор, неоднократно перестраиваемый, сильно обветшал и был заменен в 1870-72 гг. новым, более обширным зданием в два этажа, с пятью престолами, позднее соединенным с колокольней двухъярусным переходом. К настоящему времени из построек монастыря сохранились лишь собор с колокольней, утратившие завершения. Монастырь был закрыт в 1921 году. Возобновлен как мужской 07.10.2002 года.
           Собор представляет собой единственный уцелевший на Брянщине крупный монастырский храм в русском стиле, характерном для 2-й пол. 19 в. Массивное кирпичное и оштукатуренное здание принадлежит к редкому для указанного времени типу двустолпных соборов. Прямоугольный, вытянутый по поперечной оси объем в два света завершен четырехскатной вальмовой кровлей, над которой прежде возвышались три поставленные по украинскому типу (в ряд, по оси север-юг) декоративные главки. Слегка пониженная алтарная часть имеет выступающую в центре уплощенную трехгранную апсиду. По сторонам соединяющей собор и колокольню поздней пристройки располо­жены два небольших одноярусных крыльца-притвора. Тяжеловесный, стилизованный под 17 в. декор здания включает пучки из трех полуколонок на высоких постаментах на углах основного объема, антаблемент с аркатурным поясом под ним, архивольты над двумя парами окон нижнего света' на боковых сторонах и наличники с тройными кокошниками у верхних окон. Необычны широкие выступы-контрфорсы в центре боковых фасадов, имеющие постаменты и круп­ные арочные ниши-киоты в обрамлении с полуколонками и трехлопастным верхом. В интерьере два массивных столба в центре поддерживают при помощи подпружных арок своды с крупными распалубками над окнами; над гранями апсиды - лотки; притворы перекрыты сомкнутыми сводами. Внутреннее пространство, светлое и просторное, в настоящее время нарушено устройством плоского междуэтажного перекрытия.
           Особенно интересна архитектура колокольни, в своих формах следующая принципам украинского барокко, хотя во многом получившая трактовку в духе псевдоготики и классицизма. Огромное ярусное кирпичное и оштукатуренное сооружение состоит из трех массивных основных четвериков с низким завершающим восьмигранником, служившим ранее основанием большого грушевидного купола с главой (не сохр.). Подобная композиция целиком выдержана в русле украинской традиции. В центре нижнего, двусветного яруса первоначально находились проездные ворота монастыря, превращенные позднее во вход в собор; верхний четверик, прорезанный с четырех сторон широкими арочными проемами, служил звоном. По сторонам к колокольне прежде примыкали пониженные служебные пристройки, а далее вдоль улицы, на линии стен ограды, находились ворота с декоративными барочными фронтонами. Нарядный декор ярусов колокольни состоит из пилястр с раскреповками и богато профилированных карнизов с кронштейнами (нижний) и аркатурными поясами (верхние). Стены между пилястрами двух верхних четвериков украшены своеобразными псевдоготи­ческими стрельчатыми нишами. Внутри нижний ярус имеет восьмигранное помещение со сводчатым перекрытием, у верхних ярусов перекрытия плоские, балочные.

          КРЕСТО-ВОЗДВИЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.  
Находится в Замарицкой части города на холме левого берега р. Марица, в бывш. Пушкарной слободе и является доминантой этого района. Деревянный храм известен здесь с 1628 г., упомянут он также в описи 1646 г.; в 1696 и 1729-31 гг. сооружался заново с приделами великомученика Георгия и апостола Иуды. Между 1802 и 1808 гг. вместо него построено нынешнее каменное здание. Интересный памятник архитектуры Севска периода зрелого классицизма, с рядом деталей, свойственных более раннему этапу развития этого стиля. Кирпичное и оштукатуренное здание вытянуто по продольной оси. По типу принадлежит к бесстолпным однокупольным храмам с трехчастным построением. Прямоугольные в плане алтарь и трапезная с закругленными углами примыкают к повышенному кубическому объему центральной части, увенчанному широким барабаном с восемью окнами и сферическим куполом. Соединенная коротким переходом с трапезной стройная колокольня из трех четвериков с арочными проемами и коротким шпилем является вертикальной доминантой всей объемной композиции. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют четырехколонные портики тосканского ордера с высокими крутыми фронтонами, украшающие боковые стороны куба, и меньший портик с двумя парами колонн в центре восточной стены алтаря. Из других элементов декора интересны рустовка закругленных углов трапезной и алтаря, плоские пилястры в широких простенках барабана и рамочные наличники окон в духе раннего классицизма: с "ушами" и своеобразными зубчатыми сандриками или прямоугольными нишами в завершении (барабан). Лишь проемы внутри портика имеют арочное обрамление.
           Ярусы колокольни украшают парные полуколонны (нижний) или пилястры (верхние), упрощенные антаблементы и фронтоны. Ее арочные проемы обрамлены архивольтами на импостах и с замковыми камнями. В интерьере господствует центральное помещение храма со срезанными углами и барабаном на парусах, завершенным куполом; алтарь перекрыт цилиндрическим сводом с лотком с востока и распалубками над окнами, а трапезная имеет плоское перекрытие, опирающееся на два столба. У нижнего яруса колокольни — вспарушенный свод, у перехода и внутристенной лестницы в северной стене - коробовый. Роспись масляными красками темно-красных, серовато-синих и разбеленных охристых тонов выполнена в кон. 19 в. в духе позднего академизма; поновлена в 1973 г. В куполе традиционно написана Новозаветная Троица, между окнами барабана - отдельные фигуры апостолов, под ними - евангельские сцены, на парусах - евангелисты, в алтаре - изображения святых в медальонах. Сборные иконостасы - главный трехъярусный и придельный одноярусный - выполнены в кон. 19 - нач. 20 в. в русском стиле, иконы — в 19-20 вв. Основными элементами их декора являются арочные обрамления икон с витыми колонками деисусного чина, крестами, церковными атрибутами (в основном объеме), килевидные завершения на иконах и царских вратах (в приделе). В интерьере храма сохранилась дере­вянная скульптура "Христос в темнице" 19 в. Учрежден как женский монастырь 07.03.2000 года.

          МОНАСТЫРЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ  
 Расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной равнины на левом берегу р. Сев, на старой Московской дороге. Основан архимандритом одноименного новгород-северского монастыря Корнилием, который после Деулинского перемирия (1618) и передачи по договору указанного города Речи Посполитой перешел со своими монахами и всем имуществом сперва в Рыльск, а затем в Севск, где по благословению партиарха Филарета в 1636 г. устроил новую обитель. До нач. 18 в. все строения монастыря (церкви Преображения и Ильи Пророка, кельи и ограда) были деревянными. В 1713-17 гг. при архимандрите Игнатии вместо прежних храмов сооружен каменный собор Спаса Преображения с теплым приделом Ильи Пророка. С образованием в 1764 г. Севской епархии монастырь превращен в архиерейский дом-резиденцию архиепископа, которая при Кирилле Флоринском (1768-78) была значительно расширена и перестроена, превратившись в оригинальный ансамбль. В это время обновлен собор (1774), сооружены в камне остальные здания - ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорная. Упразднение Севской епархии (1788) и переезд архиереев в Орел (1820) привели монастырь в запустение. Кроме того, сильный пожар 1824 г. значительно повредил все здания, возобновленные лишь частично в 1843 г. иждивением Орловского епископа Смарагда. В сер. 19 в. обитель окончательно закрыли и даже продали на слом. К счастью, этого не произошло: ее приобрела игуменья Троицкого Севского монастыря, которая превратила монастырь в подворье своей обители. В связи с этим постройки обновили, а к кельям в 1886 г. пристроили апсиду домовой церкви Всех Святых. После Октябрьской революции монастырь закрыли и здания его, использовавшиеся для самых различных нужд, постепенно ветшали и разрушались. К настоящему времени утрачены ряд деталей собора, часть стен монастырской ограды с юго-восточной башней, верхние ярусы колокольни; в юго-западной части ансамбля выстроена двухэтажная кирпичная школа. В 1980-х гг. начаты реставрационные работы по собору (ар-хит. Л.С. Семенова) и стенам ограды с башнями (архит. Е.Ю. Лапин). В настоящее время на территои монастыря надодится школа-интернат.
           Интереснейший архитектурный ансамбль Брянщины 18 в., один из немногих в области сохранившихся монастырей, отличающийся исключительно цельным обликом и выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций архитектуры 17 в. Сравнительно небольшой по размерам комплекс, в плане имеющий форму прямоугольника, обнесен по периметру невысокими стенами с башнями на углах. Эта ограда во многом определяет выразительный облик всего ансамбля. С севера к ней примыкает хозяйственный двор, а с востока - обширный сад (деревьев почти не осталось), окруженные прежде более низкой оградой. В центре западной стены, обращенной к городу, возвышалась колокольня с главным входом в нижнем ярусе, служившая высотной доминантой ансамбля. Его композиционным ядром является небольшой соборный храм, сильно сдвинутый с центра территории к юго-востоку. В противоположном, северо-западном углу находится маленькое здание просфорной, а в юго-западной части ему соответствует консисторский корпус, вытянутый вдоль южной стены. К северо-восточной башне примыкает самое крупное здание ансамбля - двухэтажные кельи, заменяющие участок восточной ограды и выходящие внешним фасадом с апсидой в сад. Кроме Святых ворот под колокольней на территорию монастыря вели еще два входа с севера и юга. Хозяйственный двор имел самостоятельный въезд с запада.
           Собор Спаса Преображения. Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 г., однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 г. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 г. и освятили 13 января 1717 г. В 1774 г. к собору с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 г. при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.
Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко 18 в. с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 в. - бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями. В объемной композиции традиционно трехчастного здания с подклетом господствует высокий четверик в два света. С каждой из сторон он завершен четырьмя кокошниками, над которыми поставлены фронтоны, а в центре восьмигранный барабан с луковичной главкой (утрачены). Полукруглый алтарь и квадратная в плане трапезная с узкой папертью понижены и увенчаны на торцах фронтонами. Отдельный объем образует ризница на подклете, расположенная к югу от алтаря и соединенная с ним еще одним помещением. В декоре фасадов характерные "нарышкинские" формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми и разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками) соединены с архаичными деталями 17 в. (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана и др.). Надстроенные части стен с триглифными фризами (алтарь и трапезная), профилированными карнизами и фронтонами выполнены в барочном стиле. Этот стиль особенно ярко проявился в архитектуре паперти, фасад которой с арочным порталом в центре и лестницей перед ним (не сохр.) украшают две пары пилястр с ложными окнами между ними, живописный фигурный щипец украинского типа (прежде с обильной лепниной) и колонны на постаментах, как бы стоящие в неглубоких лоджиях по бокам паперти (сохранилась лишь одна из них на северо-западном углу). Центральное помещение церкви, вы­сокое и светлое, перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным в центре цилиндрическим внутри барабаном. Трапезная, соединенная с храмом двумя проемами (широким средним и узким северным), имеет полусомкнутый свод с распалубками, узкая паперть, так же как и ризница, - коробовый свод, апсида - конху. В храме сохранилась богатая штукатурная отделка в стиле барокко: откосы окон обработаны филенчатыми рамками с кругами, а сами проемы заключены в арочные обрамления с картушами над ними; основание свода отмечено тянутым карнизом, а грани его украшены двойными тягами, дополненными в углах и вокруг светового кольца картушами.
           Колокольня. Редкий для Брянщины образец развитого барочного сооружения 1770-х гг. подобного рода. От кирпичного трехъярусного здания сохранились лишь два нижних крупных четверика с широкими арочными проемами, ныне почти полностью утратившими прежнюю штукатурку и лепную отделку. Пластичен нарядный ордерный декор с парными, поставленными на пьедесталах колоннами по краям и раскрепованным над ними антаблементом. Ордера в ярусах применены по классическим канонам: в первом подобие дорического с оригинальными лепными капителями и метопнотриглифным фризом, во втором ионический и в третьем коринфский. Нижний четверик со срезанными углами и сквозным проездом по оси за­пад-восток, перекрытый цилиндрическим сводом, служил Святыми воротами. Над замком его широкой арки располагался лепной картуш, сохранившийся лишь фрагментарно. В толще южной стены была устроена лестница на второй ярус звона. Стройные арки последнего также имели прежде лепной декор.
           Ограда. Замечательный пример монастырской ограды 2-й пол. 18 в., подражающей формам оборонительных стен русских монастырей предшествующего столетия, единственный сохранившийся в области. Стены возведены из кирпича на фундаментах из булыжника. Сравнительно низкие, завершенные зубцами, они образуют в плане прямоугольник с башнями на углах. Общая длина стен 477 м (сохранилось 332 м), толщина 2 м, высота 4-5 м. С внешней стороны их основная часть расчленена слабо выступающими лопатками и завершена карнизной тягой. Изнутри она обработана на древнерусский манер аркадой, над которой шел боевой ход. Венчающие стену зубцы в форме "ласточкина хвоста" прорезаны бойницами. В толще северной стены устроено не­сколько узких ходов с небольшими оконцами. Возвышающиеся на углах башни имеют форму восьмигранников на ци­линдрических основаниях и увенчаны стройными шатрами. Грани их, прорезанные арочными окнами, контрастируют с нерасчлененными объемами основания и шатра. Барочный декор башен состоит из венчающей основание карнизной тяги (общей со стенами) и наложенных друг на друга двух лопаток на углах восьмерика, которые карниз членит по высоте на две неравные части; стены между лопатками под проемами обработаны филенками. Внутри башни двухъярусные; помещение цокольного этажа перекрыто сомкнутым сводом, восьмерик - шатром. Арочный вход в нижний этаж устроен изнутри монастыря, в верхний - со стен ограды.  

           Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М.: «Наука», 1998;

Описание тайника

Содержимое тайника

Всякая всячина

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

sour-cream (20.05.2017 13:36:58)
Нашли тайник 07.05.2017. Точнее как нашли, в разоренном виде, думали сначала может водой вымыло, но коробка валялась в раскрытом, перевернутом виде где-то в 60 см от места, в общем кто знает, что с ним произошло..... но когда начали все это собирать, поняли, что крышка не закрывается, ничего к восстановлению у нас уже не осталось. Сложили как могли, нужен пакет и новый контейнер, ну и блокнот.
ЖЖ и Chuma (10.01.2017 10:17:29)
Хороший пошаговик, есть что посмотреть.
Fess.kl (15.09.2014 13:03:46)
Aleslav (18.08.2014 15:59:43)
rozalski (24.04.2014 11:33:33)
gremling (25.07.2012 02:25:21)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117