Валы Белогородки [MS/6841]

Тайник находится в архиве (вне игры)

начало валов и самой Белогородки
начало валов и самой Белогородки
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Археологические памятники
Исторический
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Местность
Украина
Киевская обл.
Киево-Святошинский р-н
Ближайший нас.пункт
село Белогородка
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 3
Рейтинг
4.00Нашли: 7
Атрибуты[?]
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
Тут на мраморе выгравированная летопись
Тут на мраморе выгравированная летопись
Колодец из легенды
Колодец из легенды
Место раскопок деревянной церкви
Место раскопок деревянной церкви
Колокольня церкви Архангела Михаила
Колокольня церкви Архангела Михаила
Автор: dombrovskii_а
Создан: 01.11.2009
Опубликован: 06.11.2009
(отредактирован: 23.11.2009)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

В 10 километрах к западу от современного Киева на берегу Ирпеня находится с. Белогородка и занимает территорию древнего города Белгорода. На заре русской становления Киевской Руси он был одним из важных центров духовно-культурной жизни. Первое упоминание о Белгороде встречается в нашей летописи под 980 годом, где до принятия христианства у великого князя Владимира было 300 наложниц. Надо отметить, что историки под наложницами князя Владимира-язычника разумеют невольниц, которых князья в то время приобретали путем войн и которыми вели обширную торговлю. Поэтому Белгород был довольно значительным местом человеческого поселения.
После принятия Христианства и крещения Руси князь Владимир укрепляет Белгород и делает его одним из важнейших на Руси. В Ипатьевской летописи мы читаем: «В лето 6499 Володимир заложил град Белгород, и наруби вне от иних городов, и много людий сведе в онь; бе бо любя град сей». Никонова летопись и Степенная книга добавляет, что в 991 году был заложен первый храм в честь Преображения Господня. Из летописи видно, что город был одним из любимых мест князя Владимира. Таким образом Белгород становится одним из звеньев цепи укрепления Киева и важным торгово-промышленным центром, через который проходит путь «в угры и ляхи» - на Владимир-Волынский, Холм, Галич и далее на запад Европы.
В 12 веке Белгород становится самостоятельным удельным княжеством. Будущие киевские князья обычно начинали княжить в Белгороде. Этот город был сильной крепостью, от которого часто зависела судьба Киева. Летописи упоминают о первом храме Преображения господня, построенного великим князем Владимиром в 991 году. Далее Ипатьевская летопись говорит о деревянном храме Свв. Апостолов и называет его кафедральным. Под 1144 годом в летописи читается такое известие: «в то же лето священна быть церковь в Белгороде Святых Апостол». Великий князь Рюрик Ростиславович, занимавший Киевский престол несколько раз в 1174-1210гг. относился к Белгороду с особой любовью. Здесь в 80-90 гг. 12 века сидел его сын Ростислав Рюрикович, ставший также киевским князем. В 1189 г. Рюрик женил Ростислава на дочери великого князя северно-русского Всеволода Юрьевича – на княжне Верхуславе 26 сентября (ст. ст.) в день Иоанна Богослова состоялось венчание в храме Свв. Апостолов, как пишет летопись: «венчана у святых Апостол, у деревяной церкви, блаженым епископом Максимом. Створи же Рюрик Ростиславу вельми сильну свадьбу, аки же несть несть бывала на Руси; и быша на свадьбе князи мнози, за 20 князей». Из этого видно, что во второй половине 12 века Белгород был значительным городом как в политической жизни, так и в церковно-епархиальной, иначе князь Рюрик Ростиславович не устроил бы свадьбу своему сыну с участием более 20 русских князей. Через некоторое время эта деревянная церковь перестала существовать, возможно, вследствие обветшания, или же, вероятнее, вследствие пожара, либо какого-нибудь несчастного события. Новый великолепный каменный храм, также во имя свв. апостолов, построил великий киевский князь Рюрик Ростиславович в 1197 году. В Ипатьевской летописи под 1097 годом говорится следующее: «того же лета, месяца декабря в 6 день, созда церковь камену святых Апостол в Белгороде благоверный князь Рюрик; прехав ис Киева, и святи церковь каменную святых апостол, епископья Белогородьская, великим священие, блаженным митрополитом Никифором, епископом адреяном… Создане ей бывши благоверным и христолюбивым князем Рюриком Ростиславовичем, высотою же и величеством и прочим украшением всем вдив удобрен, по приточнику, глаголющему: вся добра, возлюбленная моя, и порока несть в тебе». Из летописи видно, что храм святых Апостолов отличается редкою для того времени величественною исключительно богатою отделкою и окончание этой церковной постройки почиталось ея строителями, как одно из важнейших событий государственной жизни., и потому было ознаменовано устройством особого пира, с богатыми дарами представителям духовенства не только Белгородской епархии, но и всего Киевского княжества. Археологические исследования развалин храма, осуществленные В.В Хвойко в 1909-1911гг., Ю.С. Асеевым и Г.Г. Мазенцевой в 1966-1967 гг., и обнаружившие разноцветные поливные полы, фресковую и золотистую роспись стен, действительно подтверждают столь восторженную оценку его. До постройки каменной церкви Свв. Апостолов на этом месте, по-видимому, стояла деревянная церковь, от которой найден слой углей и обгорелых бревен, лежащих на 20-30 см ниже уровня кирпичного храма. Во время раскопок в 20 метрах о юга-востока от церкви святых Апостолов были найдены остатки другой древней церкви – каменной. Раскопки показали, что под остатками кирпичной церкви сохранились следы более древней постройки – небольшой дубовой церкви. Возможно, это были остатки первого храма или деревянной церкви Свв. Апостолов.
http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=18674
 
Под стенами Белгорода не раз происходили бои, которые решали судьбу Киевского государства. Один из эпизодов длительной борьбы с печенегами отбит в легенде о "белгородском киселе", записанной в летописи под 997 годом. В ней рассказывается, как печенеги, воспользовавшись отсутствием Владимира Святославича осадили Белгород. В городе начался голод. По совету изобретательного горожанина жители выкопали два колодца, в один из них опустили кадку с киселем, во второй - с медом, и почастували ими приглашенных печенежских послов. Поверив, что сама земля кормит белгородцев, печенеги сняли осаду. О втором неудачном походе печенегов, которым нанесли здесь поражения дружины богатырей Алеши Поповича и Яна Усмошвеця, рассказывается в летописи под 1004 годом. В 1136 году под стенами города состоялся бой с половцами, во время которого последние были разбиты.
 
 Внутри посадских валов найдены деревянные срубы, туго набитые сырцом. Они не давали валу сплывать и не давали врагам пробить в нем пролом. Когда осматриваешь древний город, без всяких разрезов видно, что здесь отстроенную грандиозную систему укреплений, с эскарпами, рвами, террасами, местами в две-три линии обороны. А на валах еще стояли деревянные стены, "заборола", высотой метра в четыре. Колоссальное за масштабами X века город площадью более 110 гектаров, было обнесено валами - все они стоят и сегодня почти целехонькие!
 
Крепость имела на случай осад надежное водоснабжение. Вероятно, это те же колодцы, которые породили красочную легенду о "белгородском киселе", известную за летописью.
   Один раз печенеги появились к стенам Белгорода, когда Владимир пошел за свежим войском в Новгород. Осада была длинной и тяжелой запасы продовольствия подходили до конца. И тогда горожане по совету одного из старейшин пришли к хитрости. Замесив из остатков муки кисель, они вылили его в колодце и, пригласив печенежского парламентера, предложили ему лично убедиться в том, что земля их сама кормит. А потому сколько ни облегай Белгород, взять его измором - дело безнадежное. Печенижин зачерпнул из одного колодца, зачерпнул из другого - о чудо! И, пораженные чудом, печенеги сняли осаду.
 
Это перевод о военной хитрости и смекалке русского горожанина. Так ли было в действительности, вообще неизвестно, но колодцы, как видим, в Белгороде найденные. И обычно печенегов вынуждали отступить от стен Белгорода (причем не раз и без всякого чуда) просто мощь русской оружия, мужество русских богатырей. Во времена Владимира Красное Солнышко имя Белгорода неоднократно встречается на страницах летописи.  
Кстати, легенда о "белгородском киселе" внесена в летопись под 997 годом, вероятным временем смерти Добрыни. То отлучились ли не ради его похорон князь и военная старшина? Вселила ли не смерть большого воина-патриота у нападающих надежду на захват русской твердыни? И не была ли придумана достаточно-таки бессмысленная легенда для вытеснения памяти о народном герое?
 
По узкой, глубокой лощине (где когда-то были потайные ворота крепости) спускаемся вниз к реке Ирпень. Возле дороги, уже внизу, бьет чистый источник. Так, он на одной линии с теми знаменитыми белгородскими колодцами. Именно его исток и перехватывали они в древности глубоко под землей.
http://1000years.uazone.net/battles.htm


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

anton_diabl (26.10.2012 14:22:32)
нашли все 4 точек замеряли высоты но в формуле там какято ошибка
ViceAngel (06.08.2012 21:25:02)
Нашел тайник 06.08.12г. немного понервничал пока копал)
Это мой первый тайник и точно не последний)
В контейнере взял - дротик.
Положил бутылочку спирта! :)
falcon6230 (25.06.2012 11:06:51)
Yahid (20.10.2010 21:02:33)
Spanka&Legka (07.06.2010 14:36:46)
Dinozawr (02.12.2009 10:23:21)
Dinozawr (28.11.2009 20:29:49)
Летучие рыбы (15.11.2009 18:31:09)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.