Автор: dombrovskii_а
Создан: 01.11.2009
Опубликован: 06.11.2009
(отредактирован: 23.11.2009)
Компаньоны: Україна
Описание окружающей местности
В 10 километрах к западу от современного Киева на берегу Ирпеня находится с. Белогородка и занимает территорию древнего города Белгорода. На заре русской становления Киевской Руси он был одним из важных центров духовно-культурной жизни. Первое упоминание о Белгороде встречается в нашей летописи под 980 годом, где до принятия христианства у великого князя Владимира было 300 наложниц. Надо отметить, что историки под наложницами князя Владимира-язычника разумеют невольниц, которых князья в то время приобретали путем войн и которыми вели обширную торговлю. Поэтому Белгород был довольно значительным местом человеческого поселения. После принятия Христианства и крещения Руси князь Владимир укрепляет Белгород и делает его одним из важнейших на Руси. В Ипатьевской летописи мы читаем: «В лето 6499 Володимир заложил град Белгород, и наруби вне от иних городов, и много людий сведе в онь; бе бо любя град сей». Никонова летопись и Степенная книга добавляет, что в 991 году был заложен первый храм в честь Преображения Господня. Из летописи видно, что город был одним из любимых мест князя Владимира. Таким образом Белгород становится одним из звеньев цепи укрепления Киева и важным торгово-промышленным центром, через который проходит путь «в угры и ляхи» - на Владимир-Волынский, Холм, Галич и далее на запад Европы. В 12 веке Белгород становится самостоятельным удельным княжеством. Будущие киевские князья обычно начинали княжить в Белгороде. Этот город был сильной крепостью, от которого часто зависела судьба Киева. Летописи упоминают о первом храме Преображения господня, построенного великим князем Владимиром в 991 году. Далее Ипатьевская летопись говорит о деревянном храме Свв. Апостолов и называет его кафедральным. Под 1144 годом в летописи читается такое известие: «в то же лето священна быть церковь в Белгороде Святых Апостол». Великий князь Рюрик Ростиславович, занимавший Киевский престол несколько раз в 1174-1210гг. относился к Белгороду с особой любовью. Здесь в 80-90 гг. 12 века сидел его сын Ростислав Рюрикович, ставший также киевским князем. В 1189 г. Рюрик женил Ростислава на дочери великого князя северно-русского Всеволода Юрьевича – на княжне Верхуславе 26 сентября (ст. ст.) в день Иоанна Богослова состоялось венчание в храме Свв. Апостолов, как пишет летопись: «венчана у святых Апостол, у деревяной церкви, блаженым епископом Максимом. Створи же Рюрик Ростиславу вельми сильну свадьбу, аки же несть несть бывала на Руси; и быша на свадьбе князи мнози, за 20 князей». Из этого видно, что во второй половине 12 века Белгород был значительным городом как в политической жизни, так и в церковно-епархиальной, иначе князь Рюрик Ростиславович не устроил бы свадьбу своему сыну с участием более 20 русских князей. Через некоторое время эта деревянная церковь перестала существовать, возможно, вследствие обветшания, или же, вероятнее, вследствие пожара, либо какого-нибудь несчастного события. Новый великолепный каменный храм, также во имя свв. апостолов, построил великий киевский князь Рюрик Ростиславович в 1197 году. В Ипатьевской летописи под 1097 годом говорится следующее: «того же лета, месяца декабря в 6 день, созда церковь камену святых Апостол в Белгороде благоверный князь Рюрик; прехав ис Киева, и святи церковь каменную святых апостол, епископья Белогородьская, великим священие, блаженным митрополитом Никифором, епископом адреяном… Создане ей бывши благоверным и христолюбивым князем Рюриком Ростиславовичем, высотою же и величеством и прочим украшением всем вдив удобрен, по приточнику, глаголющему: вся добра, возлюбленная моя, и порока несть в тебе». Из летописи видно, что храм святых Апостолов отличается редкою для того времени величественною исключительно богатою отделкою и окончание этой церковной постройки почиталось ея строителями, как одно из важнейших событий государственной жизни., и потому было ознаменовано устройством особого пира, с богатыми дарами представителям духовенства не только Белгородской епархии, но и всего Киевского княжества. Археологические исследования развалин храма, осуществленные В.В Хвойко в 1909-1911гг., Ю.С. Асеевым и Г.Г. Мазенцевой в 1966-1967 гг., и обнаружившие разноцветные поливные полы, фресковую и золотистую роспись стен, действительно подтверждают столь восторженную оценку его. До постройки каменной церкви Свв. Апостолов на этом месте, по-видимому, стояла деревянная церковь, от которой найден слой углей и обгорелых бревен, лежащих на 20-30 см ниже уровня кирпичного храма. Во время раскопок в 20 метрах о юга-востока от церкви святых Апостолов были найдены остатки другой древней церкви – каменной. Раскопки показали, что под остатками кирпичной церкви сохранились следы более древней постройки – небольшой дубовой церкви. Возможно, это были остатки первого храма или деревянной церкви Свв. Апостолов. http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=18674
Под стенами Белгорода не раз происходили бои, которые решали судьбу Киевского государства. Один из эпизодов длительной борьбы с печенегами отбит в легенде о "белгородском киселе", записанной в летописи под 997 годом. В ней рассказывается, как печенеги, воспользовавшись отсутствием Владимира Святославича осадили Белгород. В городе начался голод. По совету изобретательного горожанина жители выкопали два колодца, в один из них опустили кадку с киселем, во второй - с медом, и почастували ими приглашенных печенежских послов. Поверив, что сама земля кормит белгородцев, печенеги сняли осаду. О втором неудачном походе печенегов, которым нанесли здесь поражения дружины богатырей Алеши Поповича и Яна Усмошвеця, рассказывается в летописи под 1004 годом. В 1136 году под стенами города состоялся бой с половцами, во время которого последние были разбиты.
Внутри посадских валов найдены деревянные срубы, туго набитые сырцом. Они не давали валу сплывать и не давали врагам пробить в нем пролом. Когда осматриваешь древний город, без всяких разрезов видно, что здесь отстроенную грандиозную систему укреплений, с эскарпами, рвами, террасами, местами в две-три линии обороны. А на валах еще стояли деревянные стены, "заборола", высотой метра в четыре. Колоссальное за масштабами X века город площадью более 110 гектаров, было обнесено валами - все они стоят и сегодня почти целехонькие!
Крепость имела на случай осад надежное водоснабжение. Вероятно, это те же колодцы, которые породили красочную легенду о "белгородском киселе", известную за летописью. Один раз печенеги появились к стенам Белгорода, когда Владимир пошел за свежим войском в Новгород. Осада была длинной и тяжелой запасы продовольствия подходили до конца. И тогда горожане по совету одного из старейшин пришли к хитрости. Замесив из остатков муки кисель, они вылили его в колодце и, пригласив печенежского парламентера, предложили ему лично убедиться в том, что земля их сама кормит. А потому сколько ни облегай Белгород, взять его измором - дело безнадежное. Печенижин зачерпнул из одного колодца, зачерпнул из другого - о чудо! И, пораженные чудом, печенеги сняли осаду.
Это перевод о военной хитрости и смекалке русского горожанина. Так ли было в действительности, вообще неизвестно, но колодцы, как видим, в Белгороде найденные. И обычно печенегов вынуждали отступить от стен Белгорода (причем не раз и без всякого чуда) просто мощь русской оружия, мужество русских богатырей. Во времена Владимира Красное Солнышко имя Белгорода неоднократно встречается на страницах летописи. Кстати, легенда о "белгородском киселе" внесена в летопись под 997 годом, вероятным временем смерти Добрыни. То отлучились ли не ради его похорон князь и военная старшина? Вселила ли не смерть большого воина-патриота у нападающих надежду на захват русской твердыни? И не была ли придумана достаточно-таки бессмысленная легенда для вытеснения памяти о народном герое?
По узкой, глубокой лощине (где когда-то были потайные ворота крепости) спускаемся вниз к реке Ирпень. Возле дороги, уже внизу, бьет чистый источник. Так, он на одной линии с теми знаменитыми белгородскими колодцами. Именно его исток и перехватывали они в древности глубоко под землей. http://1000years.uazone.net/battles.htm
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: