К северо-западу от Гагина на пологом левом берегу Пьяны в очень живописном месте расположено старинное село Юрьево, над которым величественно возвышается белокаменный храм Воскресения Словущего. Из села открывается панорама гористого правого берега реки: Троицкой, Мухиной и Совьей гор. История этого места очень поучительна: именно здесь произошло событие, ставшее одним из решающих в значительном расширении границ Руси и заселении новых мест русскими со второй половины XVI века.
1552 год. После трёх походов Иоанна IV Грозного на Казань, первые два из которых были неудачными, мирное присоединение Казанского ханства к Руси и расширение границ государств почти осуществлены, но неожиданный переворот, устроенный татарскими аристократами перед въездом наместника в Казань, заставляет царя начать войну сначала. Учитывая уроки неудач прежних походов, а также поддержку Казани крымским ханом Девлет-Гиреем, Иоанн IV изменяет срок похода с зимнего на летний и выбирает сухопутный маршрут для основного отряда. За Муромом, переправившись через Оку, войско вступает в край глухих лесов, населенный эрзя и татарами. Прибегая к помощи коренного населения, царь с войском движется по очень извилистому пути. На местах днёвок - станах - царь ставит небольшие деревянные церкви-обыденки. На месте эрзянского Орземасова городища основывает новый форпост Руси - крепость Арзамас. Пересекая Тёшско-Пьянское междуречье, Иоанн IV выходит к верхнему течению Пьяны, где в урочище Мухина гора располагалась эрзянская деревня Мушки, а в урочище Совья гора - татарская деревня Пара, и устраивает очередной стан. Здесь к нему приходят гонцы из-под Казани, от воеводы князя Курбского, с известием, что вторая часть войска, достигшая Казани другим путём, разбита татарами и много воинов попало в плен. Прослезившись, царь было принимает решение вернуться в Москву, однако ночью ему является Пресвятая Богородица в образе Тихвинской иконы и его предок Димитрий Донской и обещают ему заступничество и победу. Наутро, отслужив молебен, и заложив церковь, войско продолжает путь, а с собой в качестве проводника и переводчика царь берёт татарина Бахметку из деревни Пара. Четвёртый поход Иоанна Грозного оканчивается разгромом Казани и присоединением Казанского ханства к Руси...
Памятуя о судьбоносном знамении, царь своим указом основывает около того места на горе правого берега Пьяны мужской монастырь, названный в честь Пресвятой Троицы и жалует ему множество пашни, лугов, лесных угодий и рыбной ловли в реке, а на левом, где находился стан - женский монастырь, в честь Николая Угодника, получивший название Никола-Сакма, т.к. бытует предание, что "сакма" по татарски означает стоянку (однако, военная татарская дорога вдоль нижнего течения Пьяны в районе нынешнего Сергача также называлась сакмой). В 1576 году из Тихвина в Троицкий монастырь был принесен список с чудотворной Тихвинской иконы.
История села Юрьева начинается с конца XVI века. При взятии Казани Бахметка, о котором сказано выше, отличился особым мужеством и был приближен к царю и пожалован землями в Посурье. При крещении сам царь был ему восприемником и назвал его Юрием, а по отчеству в честь себя - Ивановичем, по фамилии же - Бахметьевым. Сын его, Юрий Юрьевич, получивший за службу в царской думе земли около Троицкого монастыря, основал село, названное в честь себя Юрьевом.
Познакомиться с этим замечательным селом и его окрестностями предлагаю в процессе поиска тайника.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: