Тохана [MS/7001]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Фото № 1. Тохана. Водопровод.
Фото № 1. Тохана. Водопровод.
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Природный
Прогулка
Техноген
Экстремальный
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Местность
Россия
Карачаево-Черкесская респ.
Малокарачаевский р-н
Ближайший нас.пункт
Хурзук, Верхняя Мара
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Атрибуты[?]
Поделиться тайником
Фото № 2. Разноцветные камни.
Фото № 2. Разноцветные камни.
Фото № 3. Штольня. Оранжевая река.
Фото № 3. Штольня. Оранжевая река.
№ 4. Гора и горец. Выветривание. Облака уже близко.
№ 4. Гора и горец. Выветривание. Облака уже близко.
Фото № 5. Он.
Фото № 5. Он.
Автор: debugger
Создан: 05.07.2009
Опубликован: 17.12.2009
(отредактирован: 03.07.2010)
Компаньоны: сын, Фирлипп МакЛауд

Описание окружающей местности

Если вам нравятся горы и дикие места, я предлагаю совершить ещё один авто-пеший поход с элементами экстрима, состоящий из трёх частей, каждая часть непохожа на другую и по-своему интересна.

В отличие от подъёма на Озеро Доломит этот поход не требует пропуска в погранзону, не предполагает ночёвок в альплагере (ночёвки в палатке или автомобиле возможны, но необязательны), подъём не так крут (на большем своём протяжении) и даётся легче. Последняя (необязательная) точка располагается на высоте около 3500 метров, из неё открывается вид на Эльбрус (если, конечно, он вам покажется).

Часть первая. Асфальтовая дорога. Горы. Лиственный лес.

Мы выезжаем на машине из Карачаевска. В конце Карачаевска (у бывшего автовокзала и аэродрома) над дорогой висит большой указатель направлений. Прямо — Черкесск, направо — Кисловодск. Нам направо. Давайте с этого поворота и начнём отсчёт пройденного расстояния и набранной высоты. Итак, путь: 0 км, высота: 850 м над уровнем моря.

Однако, Карачаевск не обязан быть начальной точкой похода. С таким же успехом вы можете выехать, например, из Кисловодска. На перевале Гумбаши встретимся.

По мосту пересекаем Кубань, проезжаем район Карачаевска, называемый «11-й шахтой», и начинаем подъём в горы. Дорога идёт вверх по реке Маре. Вскоре попадаем в небольшой посёлок Маркопи (2 км, 900 м). Название посёлка происходит от слов «Маринские копи». Когда-то здесь было много угольных копей. Смотрите направо, на склоне горы за Марой вы увидите отвалы старых, ныне недействующих шахт. Шахты давно заброшены, а память о них осталась в местных топонимах.

Строго говоря, Маркопи — это улица города Карачаевска.

Дорога плавно поворачиват налево, направо, и опять налево. Окрестные горы покрыты красивым лиственным лесом. Хочется выйти из машины и пойти в лес, поискать грибов, орехов или просто погулять в тени деревьев. Но мы не поддаёмся соблазну и едем дальше, не спешим, наслаждаемся лесными пейзажами, тем более, что они довольно скоро сменятся.

Километров через 15 после Карачаевска проезжаем небольшой аул Нижняя Мара (15 км, 1250 м). Лес отступает, но он пока ещё виден на горах за Марой. Дорога постепенно становится круче.

Довольно скоро мы въезжаем в аул Верхняя Мара (18 км, 1400 м), который раскинулся вдоль дороги на целых пять километров. Если раньше дорога неспешно извивалась, то сейчас она начинает делать отчаянные повороты. Вдоль дороги появляется металлическое ограждение, за которым — у-ух! — обрыв. Автобусные остановки в Верхней Маре раскрашены в цвета российского «триколора», а по дороге часто ходят коровы, ишаки, барашки и прочая живность. После Верхней Мары начинается крутой серпантин, в который машина забирается с заметным напрягом. В конце подъёма все, включая машину, вздыхают с облегчением. Ещё немного — и мы на перевале Гумбаши (32 км, 2050 м). Прямо у дороги — ручейки, истоки Мары.

Перевал Гумбаши так же называют Маринским перевалом.

Заедем на несколько минут на смотровую площадку, чтобы посмотреть на горы. Если нам повезло с погодой и небо ясное, мы видим Эльбрус и широкую панораму гор. Нет, не широкую, а широчайшую, просто завораживающую панораму. Видимость, как говорят лётчики, «миллион на миллион». Кажется, что видно Краснодар и Ростов…

Рядом со смотровой площадкой расположен тайник «Перевал Гумбаши». Я настоятельно рекомендую посетить его… но не в этот раз. Мы одолели только первую часть нашего путешествия, надо поторапливаться, если мы хотим сегодня же вернуться домой.

Часть вторая. Грунтовая дорога. Крыша мира. Водораздел. Плато Бечасын. Водопровод.

Асфальтовая дорога Карачаевск — Кисловодск, безусловно, хороша и изобилует прекрасными видами по обе стороны перевала. Но, как известно, самое интересное начинается там, где асфальт заканчивается. Поэтому около рекламного щита «Мара: Новый всесезонный курорт» мы сворачиваем направо на грунтовку. Проезжаем мимо зарождающегося всесезонного курорта, и уходим в дикий, затерянный мир.

Эта грунтовка довольно примечательна. Обычно дороги в горах проложены по дну ущелий, вдоль рек, реже по склонам. А если какая дорога и поднимается на самый верх, то только затем, чтобы, перевалив хребет, тут же спуститься в другое ущелье. Но эта дорога не такая! Она идёт по вершинам! Практически всё, что находится сзади, слева и справа — ниже её, и только впереди по курсу возвышается громада Эльбруса.

Впечатление такое, что мы находимся на крыше мира. Если не на крыше всего мира, то, по крайней мере, на крыше этой его эпсилон-окрестности части. А наша дорога проходит как раз по коньку, по гребню крыши.

Смотрите по сторонам: слева и справа от дороги на склонах располагаются небольшие, поначалу еле заметные складочки, и в каждой складке из земли сочится небольшая струйка воды. Это — (за)рождающиеся реки и речные долины. Скатываясь по склону, складки становятся заметными ложбинами, струйки — ручейками. Ещё чуть пониже — и ручейки, сливаясь, образуют речушки. Мы едем по линии водораздела: ручейки справа от дороги несут свою воду в Азовское море, а ручейки слева пытаются пробиться к Каспийскому.

Так, обозревая окрестности, мы удаляемся от цивилизации и приближаемся к горам. «Крыша», по которой мы едем, покрыта травой и является отличным пастбищем для овец, коров и коз. Когда-то она активно использовалась, в советские времена здесь работал бечасынский сырзавод, но потом пришло запустение. От ЛЭП остались только столбы без проводов, местами упавшие, сырзавод не действует, а вдоль дороги часто встречаются развалины построек. В последнее время на «крыше» наблюдается некоторое оживление, пасущиеся стада уже не являются редкостью, но до былого размаха дело ещё не дошло.

Кстати, «крыша» официально называется плато Бечасын.

После сырзавода (59 км, 2250 м) смотрите внимательнее, и вы заметите идущую вдоль дороги металлическую трубу диаметром сантиметров пятьдесят. Время от времени на трубе встречаются боковые отводы, на концах оборудованные запорными вентилями. Это водопровод, по которому на Бечасын подавалась вода для скота. Сейчас водопровод не работает. Но трубы, в отличие от электрических проводов, почему-то уцелели.

Кстати, после сырзавода по дороге проходит граница между КЧР (Карачаево-Черкесией) и КБР (Кабардино-Балкарией).

Километр за километром мы приближаемся к Эльбрусу и понемногу поднимаемся всё выше и выше. По мере продвижения по дороге наблюдается интересный эффект: мы как будто едем на машине времени, откручивая время назад. В начале этой грунтовки лето было в полном разгаре, а здесь только-только начинается весна: те травы и цветы, которые в начале дороги уже отцвели, здесь ещё только расцветают; у перевала Гумбаши снег давным-давно растаял и почва просохла, а здесь снег сошёл совсем недавно и почва ещё полна влаги.

Как это не удивительно, но здесь, в горах, на высоте более двух тысяч метров, есть болота. Если вы захотите объехать грязевую засаду на дороге по изумрудно-зелёной травке, сначала разведайте намеченный объезд пешком.

Однако, всё заканчивается, и «крыша» тоже. Мы подъезжаем истокам Худеса и вплотную к горам, которые выше нашей замечательной «крыши» (79.6 км, 2420 м). Дальше по гребню ехать невозможно, и дорога как бы нехотя уходит туда, где положено быть нормальным горным дорогам — в ложбину. Но в ложбине уже есть хозяин — Тохана, левый приток Худеса, поэтому дороге приходится как-то втискиваться в оставшееся пространство и несколько раз перепрыгивать с одного берега реки на другой. Сначала мы преодолеваем один брод (83.1 км, 2390 м), затем второй и третий. Дорога поднимается вдоль Тоханы, справа и слева их сжимают почти отвесные склоны так, что остаётся только узкая щель, сквозь которую с трудом пробиваются река, дорога и труба. Но вот склоны немного расходятся, оставляя небольшой почти ровный пятачок, достаточной, чтобы поставить машину не на дороге (84.7 км, 2480 м). Дальше передвигаться на машине становится затруднительно, поэтому оставим её здесь, дальше пойдём пешком.

Дорога в этом месте не заканчивается. Но слева на дорогу упал огромный камень, справа её подмыла река, и дорога стала такой узкой, что я не рискнул двигаться на машине дальше. Если миновать этот участок и ещё один брод (а может, и не один брод), то можно проехать (немного) дальше.

Часть третья. Бывшая дорога. Тохана. Железный хлам. Голубой. Шахта. Высокие горы. Он.

Мы ехали вдоль трубы полтора десятка километров, а теперь продолжаем идти вдоль неё. Интересно же найти начало этого длинного водопровода. Недалече от того места, где мы оставили машину, на трубе находится П-образное вертикальное колено — удобная точка, чтобы начать новый отсчёт, теперь уже нашего пешего передвижения.

П-образное колено (2522 м) находится, пожалуй, в самом узком месте долины. Как-то неуютно в этой теснине, поэтому пойдём отсюда скорее. Вскоре долина становится шире, Тохана чуть спокойнее... Склоны сходятся у нас за спиной, и мы из затерянного мира попадаем в ещё более затерянный и маленький мирок.

Склоны вокруг нас довольно круты (градусов под 30) и покрыты низенькой травкой. Дно долины усеяно разноцветными камнями (фото № 1). Цвета неяркие, но разнообразные: чёрные, синие, зелёные, однако, преобладают коричневые, жёлтые, рыжие, ржавые камни (фото № 2).

По долине раскидано много всякого хлама, в основном, ржавых железяк. Однако, эти железяки не производят впечатления мусора. Как помойная яма спустя века становится источником артефактов, изучая которые археологи восстанавливают прошлое человечества, так и этот хлам — уже не мусор но  следы пребывания человека в долине. Поднимаясь вверх, мы находим множество таких следов.

Вот на дороге валяется огромный воздушный фильтр, видя который, мы понимаем, что по этой дороге когда-то ходила серьёзная техника. Вот лежат осколки стеклянных изоляторов — значит, где-то здесь стояла опора ЛЭП. Вот разбросаны ржавые банки армейских противогазов — видимо, советские парни исполняли в этих местах почётную обязанность граждан СССР.

В 1300 метрах от колена (2610 м) Тохана разделяется на два потока. Точнее говоря, два потока сливаются и образуют Тохану. Левый (орографически) ручей называется Голубым, правый — Кислым. Мы пойдём по дороге, вверх по Голубому.

Я долго думал, как назвать этот тайник, придумал несколько вариантов, среди которых «Затерянный мир», «Тайна Золотой долины», «У истоков Голубой реки». В конце-концов назвал банально — «Тохана».

Метрах в трёхстах выше точки слияния двух ручьёв находится первый крупный техногенный объект — водозабор водопровода (2650 м). Осматриваем эту достопримечательность и идём дальше.

Метров через 600 от водозабора находим остатки аккумуляторов шахтёрских фонарей и видим большой отвал породы. Следовательно, где-то здесь должна быть шахта. И правда — вход в горизонтальную штольню находится у края отвала (2850 м; фото № 3), а на противоположном, правом берегу Голубого ручья стоят каменные стены барака (2790 м).

Что добывали в шахте доподлинно не известно. Кто говорит — серебро, кто-то намекает на что-то радиоактивное и рассказывает страхи про зеков, работавших «год за три»… Говорят, будто бы прилетал в эти места «кукурузник», на который солдаты СА грузили запечатанные сургучом зелёные армейские ящики.

Говорят, в Чикаго на день Святого Патрика красят реку в зелёный цвет. Из штольни вытекает ручей, на дне которого — толстый слой каких-то на вид белых осадков. Но если эти белые осадки взбаламутить палкой, то ручей превратится в такую ярко-оранжевую реку (фото № 3), что, будь эта река в Голландии, ирландцы умерли бы от зависти.

Дорога у шахты заканчивается. Дальше пойдём вверх по Голубому без дороги. Кстати, самое время набрать во флягу воды, так как выше ручей постепенно тончает и теряется в камнях.

По мере подъёма пейзаж постепенно меняется. Травы становится всё меньше, трава всё ниже и реже, а каменных осыпей — всё больше. Кое-где лежит нерастаявший снег. Посмотрите налево — и вы увидите как стареют горы. Повторяющиеся перепады температуры, чередующиеся температурные сжатия и расширения породы приводят к образованию трещин. Вода, попадая в трещины каменной горы, замерзает, расширяется и откалывает от скалы камешки. Так год за годом гора превращается в груду камешков, в каменную осыпь. Почему-то этот процесс называется «выветриванием» (фото № 4).

Следы присутствия человека встречаются теперь реже, но всё ещё попадаются, и попадаются очень интересные. В 700 метрах после шахты мы находим шпур (3060 м), вокруг которого валяются железяки, шетерни, буровые коронки. Киньте камешек в шпур, послушаем — через сколько секунд он упадёт на дно? (Вы сможете по этому времени определить грубину шпура?) Метров через 500 после первого шпура находим второй (3100 м), более основательный. Здесь сохранилось бревёнчатое основание буровой установки. Неужто дорога доходила когда-то до этого места? Или брёвна и технику доставляли сюда вертолётом? Лошадями? Солдатами?

Смотрим назад и вниз, в долину, и видим как облака быстро налетают на нас (фото № 4). Поднявшись ещё выше, попадаем в облако. В облаке туманно, ветрено и холодно до такой степени, что мёрзнут руки. А самое неприятное — не видно куда идти. Но хорошо, что в облаках есть разрывы, которые позволяют наметить путь дальнейшего подъёма и чуть-чуть согреться.

Тащимся вверх по каменной осыпи. Подниматься очень тяжело. Во-первых, мы порядком устали, во вторых — уже довольно высоко, а в третьих — осыпь не зря называется осыпью. При каждом шаге камешки под ногой осыпаются вниз по склону, затрудняя движение. А зачем, собственно, мы лезем вверх? Что впереди нас? Какой-то безымянный перевал. Но что там, за перевалом? Да и перевал ли вообще? Вот эта неизвестность и любопытство толкают нас вперёд и вверх.

Так, отдыхая после каждого шага, поднимаемся выше и выше. До гребня остаётся совсем немного, рукой подать, считанные метры... Но как же тяжелы они... И вот, еле переставляя ноги, выходим на гребень... (3500 м) Без сил садимся-ложимся... Что мы видим? Ничего. Только туман, который с легкостью поднимается из долины Тоханы, и, перевалив гребень, закручивается в какие-то завихрения. Но вот очередное облако заканчивается, и мы видим… его (фото № 5). «Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем…»¹ От нас до его вершин — менее 9.5 километров. Отлично видны ледники Уллучиран и Карачул, сползающие по его северным склонам.

Кстати, мы опять находимся на линии водораздела. Голубой ручей относится к Азовско-Черноморскому бассейну, а река Кызылкол, которая берёт своё начало в ледниках на северных склонах Эльбруса — к бассейну Каспийского моря.

Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

Станислав (гость) (26.08.2010 00:47:40)
Мы с супругой на автомобиле ВАЗ-2111 от перевала Гумбаши ушли в горы на 46км! Впрочем, ввожу текст письма местной жительнице, может быть кому-то будет интересно.

Приветствуют Вас супруги Щербаковы Станислав Алексеевич и Валентина Семёновна из Воронежа, с которыми Вы встретились на горной дороге в районе Учкулана – Хурзука 9 сентября 2009г. Вы ехали по служебным делам с водителем на «Волге», а мы на своих «Жигулях» путешествовали по горам.
Я ещё пытался проехать по грунтовым дорогам от Хурзука или от Худеса к турбазе Долина Нарзанов и расспрашивал дорогу, и Вы мне в этом помогали. Так как нам тогда не удалось достоверно выяснить вопрос о существовании таких дорог и возможности на «Жигулях» по ним проехать, мы после посещения Хурзука вернулись в Карачаевск и там переночевали.
Большое впечатление произвело на нас Кубанское ущелье, мы часто останавливались, делали многочисленные фото- и видеосъёмки. Особенно долина, где расположен аул Хурзук. Мы долго там были, проехали по аулу из конца в конец, любовались высокими живописными вершинами гор, сторожевой башней, райской красоты природой. Но в наших душах остались тяжёлые чувства от того, что в райских местах живут всю жизнь такие небогатые люди в таких небогатых домах…
Утром через Верхнюю Мару мы поднялись на перевал Гумбаши (пятый раз в нашей жизни). Увидели грунтовую дорогу, уходящую мимо ТРК «Мара» куда-то в горы, и поехали по ней. На 23-м километре встретился необитаемый маленький посёлок, у единственного жителя которого мы попытались расспросить дальнейшее направление этой дороги. В это время далеко на дороге, куда мы собирались ехать, появилась пыль, и вскоре мы увидели спускающийся УАЗ, сильно потрёпанный, без номеров. Он подъехал к нам, из-за руля вылез крупный мужчина лет 35, и его 2 молодых пассажира, которые сидели вдвоём на одном переднем сидении. Заднее сидение было, очевидно, чем-то занято. Водитель был крепко выпивши, а его товарищи трезвые, но давно не бритые, заросшие. Мотор не выключили и машину не поставили на тормоз, и она продолжала катиться под уклон, пока не упёрлась в ворота.
Приехавшие молча рассматривали нас, и мы не знали, как себя вести. Через некоторое время водитель спросил: «Откуда?». Я ответил: «Из Воронежа». Снова тишина. Чтобы прервать молчание, я спросил: «Знаете такой город?». «Я хорошо знаю Магадан!».
Разговор не клеился, спутники нетрезвого водителя не проронили ни одного слова, стояли и молча смотрели на нас. Я извинился и отошёл к своей машине. Водитель поговорил с парнем, который живёт на этом маслосырзаводе, кивнул нам с супругой, и они уехали куда-то вправо вниз. Мы спросили парня, куда ведёт дорога, по которой приехал УАЗ. Он сказал, что там не был, но дорога ведёт в урочище Джилы-Су. И добавил, что до конца мы не доедем, там в конце дорога непроезжая. Мы уехали в этом направлении ещё на 20км дальше в горы. Дорога для нашей машины была очень трудной, по ней ездят на внедорожниках, но мой многолетний опыт позволял нормально продвигаться. Доехали до развилки и свернули налево, как посоветовал нам парень. Но по этой дороге давно никто не ездил,
не было видно свежих следов. Колея была заполнена зеленоватой жижей, мы с трудом пробрались через несколько луж и остановились перед очередной большой и глубокой, через которую проехать было невозможно, и объехать тоже. Дальше для нашей машины дороги не было. С большим трудом развернулись и приехали снова к развилке. Увидели обитаемый кош, бегающих собак, гуляющих в загоне 2-х лошадей. Подъехали, я долго сигналил, но никто не вышел. Решили от развилки уехать теперь направо.
Вдали виднелись высокие, в тёмных тучах, горные вершины. Через несколько минут на нас надвинулись тучи, вдруг резко стемнело, и пошёл дождь. От асфальта мы были в 43км. Не зная, что нас ждёт впереди и куда ведёт дорога, мы решили ехать назад. Глинистая дорога через несколько минут раскисла, потекли бурные ручьи, все углубления заполнились коричневой водой, мы шарахались в такие ямы, что грязь заливала капот автомобиля. Понимая, что помощи ждать неоткуда, если забуксуем или утонем в луже, то придётся ночевать в незнакомых горах, мы, как могли быстро, не останавливаясь, продвигались к асфальту. Не застрять помогал мой колоссальный опыт, я «накрутил» на автомобилях за свою жизнь около 1 700 000км, побывал в любых дорожных ситуациях. Особенно трудно было преодолевать мокрые крутые каменистые подъёмы. Видимость была плохая, мы ехали в потоках дождя в каком-то призрачном тумане, который скрывал от нас те красивейшие сопки и ущелья, которыми мы недавно восторгались. Нашу машину крутило и вертело, но она ползла! И вдруг из тумана показался встречный автомобиль, потрёпанная «Нива» без номеров. Мы с пробуксовкой ползли на подъём, и если бы остановились, то тронуться с места уже не смогли бы. Да и что мы могли спросить у водителя? Каково же было удивление на бородатом лице водителя, когда он увидел едущие, едущие! простые «Жигули» с воронежскими номерами. Он опустил боковое стекло, почти остановился и даже приоткрыл рот от изумления.
В общем, выбрались мы на асфальт без приключений. И что удивительно, в 2км от ТРК «Мара» грунтовая дорога была абсолютно сухой, на наш мокрый и грязный автомобиль село столько пыли, что мы превратились в коричневый движущийся куб с полоской прочищенного стеклоочистителем лобового стекла. Вызывали удивление у встречных автомобилистов.
Так ехали до Учкекена.
Потом были Голубые озёра Кабардино-Балкарии, посёлок Верхняя Балкария, аулы Карасу и Безенги, Черноморское побережье и Анапа. Но самым ярким и экстремальным было приключение на этой горной 86-километровой дороге. Я, большой любитель природы, получил такой заряд энергии и столько положительных эмоций, что их хватит на целый год, до следующей поездки на Кавказ.
Супруга не очень-то разделяет мои восторги, особенно после информации, которую мы получили у моего дяди в станице Родниковской Краснодарского края, к которому мы заехали на денёк. Его зять служит в краевом военкомате и регулярно получает сведения о происшествиях по стране за определённые периоды. Он сказал, что в горах Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии неспокойно. Нас это удивило. И хотя нельзя сравнивать Чечню и Карачаево-Черкессию, всё-таки горы есть горы.
Но в горы в сентябре 2010 года мы поедем всё равно! И вот у меня к Вам, уважаемая Соня, есть большая просьба.
Я тщательно проштудировал весь Интернет по вопросу автомобильных дорог в районе плато Бечасын, но найти не смог почти ничего. Подробно описывают пешеходные маршруты, сплав по рекам, велопоходы. А о автопутешествиях н и ч е г о!
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.