Автор: А. И.
Создан: 05.01.2010
Опубликован: 05.01.2010
(отредактирован: 09.11.2012)
Описание окружающей местности
Как написано в Большой советской энциклопедии «…Барановичи — город, центр Барановичского района Брестской области БССР. Крупный ж.-д. узел Барановичи-Полесские. 102 тыс. жит. в 1970 (27,4 тыс. в 1939). Б. первоначально село, возникшее в 70-х гг. 19 в., с 1894 уездный город…». То есть, городок совсем юный по историческим меркам. На официальном сайте города эта мысль подтверждается: «…Барановичи входят в тройку самых молодых городов Брестской области. В 2006 году город отметил своё 135-летие. В силу этого сегодня невозможно говорить о наличии древних памятников, исторически важных памятных мест, интересных архитектурных комплексов, присущих городам с многовековой историей…» (см. http://www.baranovichy.by/index.php/ogorode). Вместе с тем, здесь много исторических памятников, а некоторые из них – уникальные. Так, к числу памятников искусства относятся 7 мозаичных смальтовых панно, размещённых в Свято-Покровском соборе (построен в 1924 – 1931 гг., архитектор Альминский).
Панно были выполнены 1902 – 1911 гг. в мастерских В. Фролова в Санкт-Петербурге по картонам известнейших русских художников М.Кошелева, В.Васнецова, В.Думитрашки и М.Бруни и предназначались для оформления собора Александра Невского в Варшаве. Фролов сам подбирал состав смальты, руководил мозаичными работами. В его мастерской было около 8000 оттенков смальты, что позволило передать всю цветовую гамму оригинала.
Как витиевата и многогранна история! Собор Александра Невского был самым большим храмом Варшавы. Как отмечают Ю. А. Лабынцев, Л. Щавинская, возведен он был «…в 90-х гг. XIX в. по инициативе генерал-губернатора Царства Польского И. В. Гурко. 28 авг. 1893 г. был учрежден Комитет по строительству собора, возглавляемый Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект. Таковым был признан проект Л. Н. Бенуа, утвержденный 12 янв. 1894 г. российским имп. Александром III. Строительство продолжалось с лета 1894 по 1900 г. В 1900 г. образована специальная Художественная комиссия по разработке и реализации проекта убранства храма. К работе в ней были привлечены лучшие художественные силы России. Был одобрен проект, предложенный крупнейшим рус. специалистом в области церковной археологии и истории христ. искусства Н. В. Покровским;роспись алтаря и руководство живописными работами поручено В. М. Васнецову,особым украшением собора стали огромные мозаичные композиции(часть именно этих композиций можно наблюдать сегодня в Свято-Покровском храме города Барановичи, что и является основной частью нашего виртуального тайника - А.И. Выделено мною). Самый большой соборный колокол был пятым по величине в России. В храме находилось ок. 10 тыс. произведений искусства и предметов, представлявших художественную ценность, в большинстве своем мирового уровня.
20 мая 1912 г. собор освятили во имя вел. кн. Александра Невского. Он стал «апогеем сакрального строительства» в Варшаве, а его 70-метровая отдельно стоявшая колокольня - самой высокой точкой города. …
В начале 1919 г., через 3 месяца после обретения Польшей независимости, Варшавский магистрат вынес решение о ликвидации в городе большинства православных церквей. Польские искусствоведы признали собор «малоценным», к тому же занимающим слишком большую площадь в условиях ее «недостатка» в Варшаве. Судьба собора была предрешена. (Более подробную информацию см. http://www.pravenc.ru/text/64442.html)
После разрушения Варшавского собора в 1926-27 гг. чудом уцелевшие панно были вывезены в г. Барановичи и размещены в строившемся тогда Свято-Покровском соборе. В интерьере собора находятся панно «Деисус», «Божья Матерь с ангелами», «Иосиф Волоцкий», «Митрополит Алексий» и «Божья Матерь с Богомладенцем», в экстерьере – «Собор архистратига Михаила» и «Спас с донатором».
В иконостасе среди прочих – «Спас Пантакратор» (1-я половина 18 века, перенесена из могилковской церкви Александра Невского (не знаю как правильно: в книге на белорусском языке, которой я пользовался при составлении текста – «могiлкавай царквы»).
Помимо личных наблюдений и интернета при составлении текста использовалась книга: А.М. Кулагiн. Праваслауныя храмы на Беларусi. – Мн.: БелЭн, 2001. – 328 с.: iл.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: