Столица полесья. Лещинская обитель [VI/7223]

Основатель тайника и/или администрация сайта считают, что тайник временно не действует.

Тайник находится в архиве (вне игры)

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Местность
Беларусь
Брестская обл.
Пинский р-н
Ближайший нас.пункт
Пинск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
3.00Нашли: 4
Поделиться тайником
Автор: опелевод
Создан: 07.02.2010
Опубликован: 28.02.2010
(отредактирован: 12.10.2016)

Описание окружающей местности

ТАЙНИК ПОМЕЩЁН В АРХИВ МОДЕРАТОРОМ ПРОБЛЕМНЫХ ТАЙНИКОВ, ТАК КАК ОН ЯВЛЯЕТСЯ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ БОЛЕЕ ПЯТИ ЛЕТ

   На примере Лещинского монастыря очень хорошо можно проследить борьбу католической и православной церквей за головы людей, да и просто за территорию. Поскольку Белоруссия и Украина находились на границе этих двух христианских церковных империй, то наиболее ожесточённая борьба была именно здесь, как на линии фронта. Но обо всём по порядку.

     Точных сведений о состоянии дел монастыря до XVI века практически не сохранилось, библиотека самого монастыря не раз горела, да и сам монастырь уничтожался монголо-татарами. Лещинский монастырь впервые упоминается в летописи в 1263 года. Однако предполагается, что  он основан князем Владимиром примерно тогда же, когда и Туровская епархия (основана в 1005 году), ссылки на первоисточники, упоминающие об этом событии есть, но сами рукописи не найдены. Причём известно, что в 1241году кафедра Туровской епархии была перенесена в Пинск и стала называться Турово-Пинской. Поскольку Лещинский монастырь был единственным в этих краях, то кафедра Турово-Пинской епархии расположилась именно в нём. Территория епархии была обширна и захватывала территории, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям.  Монастырь становится крупным центром православия в Пинском Полесье, а многочисленные пожертвования как князей Олельковичей и Ярославичей, так и простолюдинов Пинского удельного княжества, делают его богатым землевладельцем Великогo княжества Литовского.

      9 октября 1596 года в Бресте  на церковном Соборе, на котором присутствовали митрополит Киевский Михаил Рагоза (инициатор унии), епископы Луцкий, Владимиро-Волынский, Полоцкий, Пинский и Холмский, а также папские и королевские послы и ряд западнорусских епископов, принята Брестская уния. Согласно составленной соборной грамоте, епископы перечисленных православных епархий признавали своим главой римского папу, принимали римско-католическую догматику, но сохраняли богослужение византийского обряда на церковнославянском языке. Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаний Русского царя на земли Юго-Западной Руси. Так совершилось разделение Западно-Русской Церкви на православную и униатскую.

 

     Хотя пинский епископ подписал брестскую унию, все пинское духовенство во главе с Лещинским архимандритом Елисеем Плетенецким — протопоп, священники, дьяконы, варваринская игуменья и весь церковный причт отказались переходить в униатство, не смотря на королевский приказ отступиться от Православия и повиноваться униатскому епископу, продолжало совершать православное богослужение и оказывало непочтение бискупу. Началась борьба не только за сам монастырь, но и за монастырское имущество. Начавшиеся после введения унии притеснения православных развязали руки своеволию католической шляхты, которая набросилась на имения православных монастырей, церквей и духовенства. Во время настоятельства архимандрита Елисея произошло множество судебных процессов с панами и шляхтой, которые грабили монастырские имения и притесняли монастырских крестьян.

 

       Представители от Пинска — архимандрит Елисей Плетенецкий, Иван Васильевич Медзянко, от Пинского повета — Дионисий Слобудский вместе с депутатами других мест подали заявление протосинкеллу Константинопольского патриарха Никифору о том, что русский народ не дозволяет изменять догматы и обряды древнего богослужения Православной Церкви, вводить в нее новшества и тем более приступать к соединению с Римской церковью без согласия восточных патриархов.

 

          В 1615 году король Сигизмунд III под предлогом того, что Елисею Плетенецкому, бывшему в то время наместником Киево-Печерского монастыря, за дальностью неудобно управлять Лещинским монастырем, а иеромонах Герман Тышкевич не имеет «на то данины», приказал Пинскому старосте отобрать монастырь и передать Василисе Сапежанке — воеводине Минской, игуменье виленских базилианок".

       Заключение Брестской унии вызвало бурные протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. Активным противником и борцом с унией стал игумен брестского Свято-Симеоновского монастыря преподобномученик Афанасий. Двое из семи западнорусских епископов — львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский — отвергли решения униатского Собора, вскоре после его начала открыв заседания православного Собора. Возглавил православный Собор, на котором присутствовало значительное количество мирян, включая князя Константина Острожского, Экзарх Вселенского Патриарха великий протосинкелл Никифор, имевший на то письменные полномочия от Патриарха. Позиция участников Собора заключалась в том, что без воли Собора восточных Патриархов местный Собор в Бресте не вправе решать вопрос об унии.

     Православный Брестский Собор отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами — приверженцами унии. В октябре 1620 года Иерусалимским Патриархом Феофаном III, поставившим православного Киевского митрополита Иова Борецкого, а также епископов на все вакантные кафедры православной Киевской митрополии, на Украине была восстановлена православная иерархия.

     После этого давление на православных в Речи Посполитой уменьшилось, была образована особая комиссия, которая составила в 1632 году «Статьи для успокоения народа русской греческой религии в Царстве Польском и в Великом княжестве Литовском»". На основании этих статей православным разрешалось свободное совершение богослужения, строительство новых церквей, избрание в городское управление". Униатам разрешалось переходить в Православие, а православным — в унию. Особая комиссия должна была объехать все города, местечки и села и, соответственно числу униатов и православных, распределить между ними церкви и монастыри.  Эта комиссия побывала и в Пинске. Лещинский монастырь остался за униатами.

      Вот тут униатский священники развернулись в полную силу. Епископ пинский Рафаил Корсак запрещал ремесленникам посещать православную церковь, крестить в ней детей, исповедываться, причащаться, венчаться,  все это исполнять только в Лещинском монастыре или в других униатских храмах Пинска. Нарушителей этого постановления немедленно подвергали наказанию и штрафу в пользу лещинских базилиан. Основанием для подобных действий униаты считали грамоту короля Владислава  от 14 марта 1635 года. Этой грамотой униатам предоставлялись на вечные времена Пинское епископство с его монастырями, церквами и имуществом. Униаты распространяли слухи, что права Православной Церкви упразднены, и потому насильно принуждали православных священников принимать унию. Все 15 пинских церквей были отняты у православных и переданы униатам.

     Борьба за религию вылилась в восстание Богдана Хмельницкого, началось в 1648 году, в котором активное участие принимали и пинчане. Полесские крестьяне, побуждаемые воззваниями гетмана Хмельницкого, жгли усадьбы панов и убивали неправославное духовенство. 15 января 1650 года Лещинский монастырь передали православному архимандриту Иосифу Нелюбовичу-Тукальскому, однако епископ Пинский и Туровский Пахомий Война-Оранский также имел виды на обитель. Политика польских властей не давала Тукальскому никаких шансов отстоять монастырь за православной церковью, и после постоянных судебных процессов, монастырь снова передали базилианам.

 

    В 1668 году Генеральная Польская Конфедерация приняла закон, по которому перешедшие из католичества или унии в другое исповедание лишались покровительства сеймовых постановлений и подлежали изгнанию из отечества. Другое постановление запрещало предоставлять имения и духовные должности «недостойным» лицам греческой религии. Под «недостойными» подразумевались православные, а под достойными — униаты.  Жизнь православных в Речи Посполитой становится невыносимой, удивительно, как люди на протяжении более 100 лет сумели сохранить свою веру. Вот некоторые примеры из жизни Речи посполитой и пинщины.

 

    Настоятель Лещинского монастыря Поликарп Филиппович представил в сейм проект об уничтожении православной веры. В проекте указывалось, что каждый поляк, желающий сохранить и обезопасить целостность своего государства должен уничтожать «греческий закон» всеми мерами: «презрением, преследованием, притеснением его последователей». Православные «не должны быть допускаемы ни к каким государственным должностям». Так как в русских городах и местечках осталось еще значительное число богатых православных людей, то их нужно довести до нищеты и невежества.

    В первых числах февраля 1722 года канцлер Литовский князь Вишневецкий выдавал замуж двух своих дочерей. В Пинске справлялась богатая и многолюдная свадьба. Молодых венчал Луцкий католический бискуп Стефан Рупиевский. Тут же находился и униатский бискуп Пинский Феофил Годебский, известный своим необузданным и крайне буйным характером, и лещинский архимандрит Поликарп Филиппович. Годебский, при содействии луцкого бискупа и Филипповича, уговорил князя Вишневецкого и его гостей ознаменовать свадебное торжество «богоугодным делом». В самый разгар пиршества, когда все гости находились под воздействием выпитого вина, Вишневецкий в сопровождении гостей и лещинских монахов учинил варварское нападение на православное население Пинска и окрестности города. «Наезд» знатной разбойничьей банды был на редкость победоносным. Униаты захватили Богоявленский монастырь, приходскую Феодоровскую церковь в Пинске, православные монастыри в селах Купятичи и Новом Дворе, ряд приходских сельских церквей, заставили под угрозой смерти до 20 000 православных согласиться перейти в унию.

    Сейм 1733 года торжественно подтвердил свои прежние постановления об ограничении прав диссидентов (иноверцев). Им запрещалось участие в трибуналах и комиссиях, занятие воеводских, земских и городских должностей'.

    В 1734 году православные пинчане хоронили своего единоверца. Когда погребальная процессия проходила мимо Лещинского монастыря, то его монахи начали бросать в православных камни и палки. Люди разбежались, а около тела покойного остался лишь священник. Подобные случаи случались неоднократно.

     В 1741 году православные жаловались на лещинских монахов, что те, встречая богоявленских иноков, избивают их, а одного иеромонаха даже ранили саблей.

   Однажды летом 1755 года православные монахи работали на монастырском сенокосе. Неожиданно появилась большая толпа людей, вооруженных саблями и кольями, под предводительством архимандрита лещинского Киприана Булгака. С криком и неистовыми воплями они бросаются на православных. Произошло настоящее побоище, в результате которого имелись получившие увечья с обеих сторон.

    После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году на отошедших к Российской империи территориях образовалась православная Минская, Изяславская и Брацлавская епархия, которой управлял архиепископ Виктор (Садковский). В 1794 году он известил Синод Русской Православной Церкви, что многие униаты изъявили желание присоединиться к Православию. В Пинской епархии в 1795 году в Православие возвратилось 94 прихода — 1/5 приходов униатской Пинской епархии. Лещинский монастырь вошел в состав Минской православной епархии в 1840 году и практически перестал существовать. Осталась только Свято-Успенская церковь, которая сгорела в 1905 году.

    Униатская церковь пустила настолько прочные корни на территории Белоруссии и Украины, что только с приходом Советской власти её деятельность почти прекратилась, а решение Львовского собора 1946 году полностью упразднило унию. Преемниками униатской церкви стали Украинская греко-католическая и Белорусская греко-католическая церкви, после распада СССР увеличившие своё влияние.

    Взято здесь: pinskhistory.by.ru/Book/lesche/part3.html

            и здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

_wolf (05.07.2014 17:22:31)
Побывали 17.06.2014 .Строят храм!!!!погуляли ,пообщались со строителями!!Автору спасибо!!!!
Сундук и Панда (18.01.2014 19:31:29)
Побывали здесь 03-01-2014 совместно с Navi.
А строительство то идет полным ходом, таблично обещают сохранить и вернуть на место, но будет она чуток в другом месте, хотя координаты можно оставить и те же.
Автору предложили новыйй вопрос.
Автору Спасибо.
Кривич (26.08.2013 23:57:20)
Alexandr_Bel (20.05.2013 09:12:03)
gremling (30.07.2012 07:23:45)
Gek Finn (02.11.2011 14:45:14)
AA (28.10.2011 12:36:14)
Семья Тумановых (10.02.2011 21:43:13)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.