Максимова дача - уникальный парк-музей , является заказником - комплексным памятником природы, археологии, истории, ландшафтно-паркового искусства.
За необычайную красоту парка - и это при множестве других парков, дворцов и усадеб в Крыму! - ее называли «севастопольской Францией». А говорим в прошедшем времени - «называли», потому что сейчас этот памятник потерян для нас почти на девяносто пять процентов. Насколько обидна утрата, покажет сегодняшняя экскурсия. Мы увидим дачу цветущей и ухоженной, какой создал ее хозяин - Алексей Андреевич Максимов.
Идея строительства загородной усадьбы с большим парком появилась у потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии Алексея Андреевича Максимова (1853-1908) в середине 90-х годов XIX века. К тому времени он был уже состоятельным человеком.
Известно, что происходил Алексей Андреевич из крепостных крестьян, трудовую деятельность начал чернорабочим в городе Николаеве, где жила его семья, многочисленная небогатая. Реформой 1861 года она была освобождена от крепостной зависимости. При романтических обстоятельствах А.А.Максимов женился в Николаеве на Аполлинарии Сергеевне, единственной дочери богатого судостроителя и мецената, петербургского купца первой гильдии, гласного Николаевской думы С.Л. Кундышева-Володина. Получив приданое за женой, А. А Максимов стал заниматься подрядными работами и вскоре на этом разбогател. Люди, близко знавшие Алексея Андреевича, называли его настоящим самородком, не получившим никакого образования, но одаренным от природы выдающимися способностями и недюжинным умом.
В начале 80-х годов XIX века чета Максимовых переехала в Севастополь.
В Севастополе А.А.Максимов нашел благодатное поле для деятельности. Это было время бурного роста экономики Севастополя и Черноморского флота. Летом 1891 года Морской технический комитет принял решение о создании в главной базе Черноморского флота крупного Александровского (Восточного) дока. В объявленных на подрядные работы торгах участвовало семь претендентов. Конкурс на строительство выиграл А.А. Максимов. Он предложил наименьшую цену и самый сжатый срок исполнения работ. Пояснение такой конкурентоспособности находим в свидетельствах современников: «Оказалось, что, прежде чем выступить на торгах, он присмотрел и купил (в 1893 году) совершенно запущенное небольшое имение верстах в шести от Севастополя. Но в этом имении залегал, и притом очень поверхностно, великолепный камень-известняк в огромном количестве. Максимов, сделав расчет, увидел, что кубическая сажень (приблизительно 10 куб.м.) обойдется ему всего рублей в 15-16, между тем как камень из соответствующих каменоломен обошелся бы в 27-28 рублей. Так как для строительства нужны были тысячи кубов, то на этом деле он очень много заработал и был в то время самым богатым человеком в Севастополе. Кроме того, выбирая камень только с поверхности, он получил в придачу великолепный плантаж на протяжении трех десятков десятин (около 30 кв.км), где развел впоследствии роскошный виноградник».
Речь об имении в Хомутовой балке, находящейся на южной окраине Севастополя.
А.А.Максимова привлекла не только коммерческая выгода выбранного им места, но и удивительная, первозданная красота природы, обилие пресноводных источников, особый микроклимат. С детства привыкший к тяжелому крестьянскому труду, который стал для него образом жизни, способом мышления, Алексей Андреевич после окончания строительства Александровского дока решил в зоне разработки камня разбить виноградник, сад, парк и выстроить большую усадьбу. Будучи человеком предприимчивым, хозяйственным и трудолюбивым, он не стал медлить со строительством. Проектирование усадебного комплекса, архитектурных строений и парка Алексей Андреевич поручил известному тогда архитектору и художнику В.А. Фельдману.
Общая площадь Хомутовой балки составляла около ста гектаров. Разработка камня сильно исказила пейзаж. Поэтому А.А.Максимов и В.А.Фельдман решили облагородить склоны. Искусственные террасы карьера заполнили привозной землей и на них высадили виноград редких сортов. Одновременно спроектировали гидросистему парка. В начале XX века на склонах балки было несколько родников, которые теперь пересохли или засыпаны. Часть воды этих источников планировали провести поверху, в искусственных руслах, а часть - под землей. Задача стояла довольно трудная. Предстояло построить несколько каскадов прудов, подземные потерны (хранилища воды), систему стока воды, декоративные бассейны, рассчитать их объем. Кроме этого, пришлось предусмотреть водоводы для довольно крупного хозяйства, которое планировал завести А.А.Максимов: конюшня, баня, теплицa, скотный двор, оранжерея, кузня, другие постройки.
В.А. Фельдман успешно справился с этой задачей. Все оказалось настолько качественным и добротным, что без всякого ремонта, пережив революцию, войну, разруху и беспощадную эксплуатацию, некоторые участки гидросистемы Максимовой дачи продолжали ра6отать до начала 60-х годов минувшего века. И сегодня в опустевших потернах на территории парковой зоны можно встретить обрезки магистральных водоводов усадьбы, совершенно не тронутые коррозией.
Когда гидросистема была построена, завезена плодородная земля на подготовленные террасы в балке, садовники Максимова вместе со служителями Никитского ботанического сада разбили парк из редких деревьев и кустарников, высадили цветы и декоративные растения. Парк состоял из софоры, осокоря черного, каштанов, бузины древовидной, можжевельника, миндаля сладкого тонкокорого, молоденьких голубых елей, фисташки и сирени. Деревья и кустарники быстро прижились на плодородной земле, и парк зажил своей жизнью. Судя по всему, в основе паркостроительной концепции В.А. Фельдмана лежали идеи создания садов эпохи романтизма XVIII-XIX веков, стилевые теории декоративного садоводства России, Украины, Крыма, Западной Европы 2-й половины XIX века: эклектический, дендрологический, натуралистический парки. Безусловно, большое влияние при создании малых архитектурных форм на территории Максимовой дачи на В.А. Фельдмана оказали руины города-полиса Херсонеса. Известно, что один из фрагментов античного строения Херсонеса архитектор включил в композицию одного из гротов. В центральной части «верхнего» парка был устроен каскад, состоящий из трех водоемов. Два из них по своей конфигурации напоминают Черное и Азовское моря. Южнее усадьбы Алексей Андреевич построил винный завод с подвалами. На Нахимовском проспекте (недалеко от места, где был расположен парфюмерный магазин «Ландыш»), некоторое время находился магазин Алексея Андреевича, в котором продавалось вино с дачи. Другой доходной статьей по замыслу А.А.Максимова, должно было стать пчеловодство. На западном склоне балки он построил большой двухэтажный, крытый черепицей пчельник из дикого камня. На втором этаже стояли ульи, а на первом качали мед. В балке и почти по всему парку росли цветы. Они были подобраны так, что цвели почти круглый, год. Пчелы собирали мед с растений, находящихся вблизи пчельника, что обеспечивало большую выкачку меда.
После того, как был закончен, каскад из трех крупных бассейнов, их заселили рыбой, раками и водорослями. Современники А.А.Максимова вспоминали, что он нередко усаживал своих гостей за столиком у прямоугольного бассейна. Женщин потчевал чаем с медом, а мужчинам подавали пиво с выловленными тут же раками. Дети любили ловить в бассейнах рыбу, за которой ухаживали садовники.
Вообще садовники занимали особое положение в усадьбе и пользовались большим расположением самого хозяина. Многие из них имели богатый опыт. А.А.Максимов старался выполнять рекомендации своего садовника, когда лично высаживал деревья и кусты в парке.
За простоту и нечванливость в общении с людьми низшего сословия Алексея Андреевича любили и уважали. В конце рабочего дня каждый работник за счет хозяина получал кружку вина, фунт мяса и один рубль. Расплачивался за работу А. А.Максимов всегда вовремя. Рабочий день на строившейся усадьбе начинался рано. Вслед за специалистами, прокладывавшими подземную гидросистему к местам закладки потерн, искусственных бассейнов, фонтанов, систем полива и орошения, клали камень мастеровые люди. Они обрамляли тропы пористым известняком и обкладывали глыбами камня небольшие полянки в парке, строили подземные и надземные гроты, лестницы, скамьи из природного материала, возводили павильоны и беседки. Все это делалось под присмотром архитектора В.А.Фельдмана, который талантливо вписал усадьбу с парком в ландшафт урочища.
Всю территорию дачи можно разбить на четыре зоны. Первая (по ходу оврага), это территория винзавода, где располагались винные подвалы, мастерские и находилась трансформаторная подстанция, получающая электроэнергию по высоковольтной линии от первой Севастопольской электростанции, что располагалась в начале Лабораторного шоссе. Вторая - это жилищно-хозяйственный комплекс выполненный в виде двух построек: конюшни и жилого корпуса. Конюшня была деревянная, выполненная с большим художественным мастерством и примыкала к северо-восточному склону оврага (к стати, основным расположением всего комплекса был этот склон оврага, а на противоположном располагался посаженный лес, с разными породами деревьев и даже лианами). С возвышенной стороны конюшня была одноэтажной, а с другой стороны - двухэтажная. Между конюшней и жилым комплексом располагалась небольшая площадь с круглым бассейном и фонтаном в центре.
Со стороны оврага площадь ограничивалась подпорной стеной высотою 3-5 метров, сохранившаяся и поныне, что создавало что-то вроде обзорной площадки, с которой были видны виноградники на дне оврага и лес на противоположном склоне. Однако, самого живописного места дачи - парка, с этой площадки видно не было. Жилой комплекс был построен в виде продолговатого строения, поперек склона и простирался от плоскогорья оврага, где был скотный двор, амбары, крупорушка, сараи. Здесь находились помещения прислуги. Корпус спускался уступами с вершины склона, до уровня, где оканчивалась подпорная стена смотровой площадки. На уровне смотровой площадки в корпусе был проезд . Сюда приезжали экипажи, ехавшие на дачу со стороны Лабораторного шоссе. Это была лучшая из двух дорог, соединяющих дачу с городом. Другая дорога вела от Пятого километра Балаклавского шоссе, пересекала лес и выходила на дорогу, идущую от дачи Лукомского и от второго хутора, в районе винзавода. Ширина корпуса жилого комплекса была не более 20 метров, но выше двора (смотровой площадки) увеличивалась, за счет небольшого зрительного зала, кухни и столовой. Общественный туалет располагался на подпорной стене, напротив входа в конюшни. Третья зона - парковый комплекс, начиналась сразу же за жилым комплексом и захватывала и склон оврага, и его дно. Если идти по дороге, связывающей дачу с Севастополем, то сразу за жилым корпусом слева располагались теннисные корты . Далее была площадка для игр, переоборудованная в начале 30-х годов в открытый кинотеатр, а затем был домик садовника , с высоким каменным цоколем и сложенным из бревен стенами. Здесь дорога разветвлялась: правая шла на Севастополь, прямо начинались бассейны и налево - прогулочная зона. Бассейнов в парке было три. Верхний, получавший основной поток воды был больше, нижний поменьше. Оба выложены диким камнем, имели мостики из камня, перекинутые дугой над водой . Склон оврага был вырублен и выложен диким камнем так, что создавалась иллюзия естественности. В склоне были из камня выложены ниши-скамьи, создававшие интимные уголки. У бассейнов росли многолетние ивы, ветви которых опускались до воды. В бассейнах плавали декоративные рыбки и водились даже раки. Третий бассейн был прямоугольным, размерами, примерно, 6х10 метров и имевший в центре декоративный островок с цветами и скульптурной группой (мальчик держит большую рыбу, изо рта которой бьется фонтанчик , довоенный). Прогулочная зона была выполнена в виде пешеходной дорожки, начинавшейся у домика садовника и оканчивающейся у Пчелиного домика. Если идти по этой дорожке, то выходишь вначале к площадке для массовых гуляний. Косогор здесь был срезан и в нем устроен, по-видимому, дегустационный зал . Стена обращенная к площадке была сделана из бутылок. С другой стороны площадки располагался Мавританский домик - сравнительно небольшое сооружение с башенкой в виде минарета, выполненное в восточном стиле. За мавританским домиком, прогулочная тропинка пересекала пересыхающий ручей, над которым был устроен живописный мостик, и поднималась к Пчелиному домику . Это сооружение совсем не походило на домик. С фасада это была стена из дикого камня, выложенная полукругом, с тремя рядами леток для пчел. Высота стены была с двухэтажный дом. Изнутри к стене были пристроены три крытые террасы, одна над другой, с ульями для пчел.
Весь Гераклийский полуостров, на котором располагается Севастополь, представлял собой каменистую, выжженную солнцем и пересеченную оврагами местность. На нем был известен лишь один родник, да и то такой, что поливать несколько гектар земли им невозможно. Колодцев много, но вода находится глубоко и добывали её с помощью ветродвигателей. А вот на Максимовой даче были прорыты подземные тоннели значительной протяженности, с вентиляционными вытяжками в конце. Морской воздух проходил через тоннели и его влага конденсировалась, стекая по ним в бассейны для орошения всего комплекса. Для питьевой воды такие же тоннели были сделаны в районе дачи Лукомского и вода по водопроводу самотеком подавалась на Максимову дачу, так как дача Лукомского располагалась метров на 15 выше Максимовой дачи.Было применено использование солнечной энергии. Жилой комплекс на самом нижнем уступе имел банно-прачечный блок. С юго-восточной стороны к нему было пристроено помещение со стеклянной крышей, где проходили зачерненные трубы и прогревались солнцем, вода подавалась в теплоизолированный бак и использовалась для мытья и стирки. Четвертая зона – территория, находившаяся за парковой зоной, ближе к Южной бухте. Здесь были огороды.
Вот так, благодаря творческому уму и устремленности незаурядного человека, многодневному кропотливому труду строителей, теплым рукам садовников, возник на севастопольской земле этот удивительный уголок природы.
источник - http://www.dominfo.biz/maksimka.html# Судьба Максимовой дачи в Севастополе. Севастополь - памятники, мемориалы, музеи и исторические места.
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: