Украинский Икар [VI/7349]

Лев Макарович Мациевич
Лев Макарович Мациевич
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Украина
Кировоградская обл.
Ближайший нас.пункт
г. Александровка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
Нашли: 5
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Дом Л. Мациевича
Дом Л. Мациевича
Мемориальная табличка
Мемориальная табличка
Автор: G-H
Создан: 06.04.2010
Опубликован: 07.04.2010
(отредактирован: 08.04.2010)

Описание окружающей местности

Небольшой райцентр Александровка на границе Кировоградской и Черкасской областей. На первый взгляд, обычный, ничем не примечательный городишко. Но именно здесь, в Александровке Киевской губернии, 13 мая 1887 года родился Лев Макарович Мациевич - человек, чье имя навсегда вошло в историю развития авиации. Это его поэт Николай Вороной назвал "украинским Икаром". Это ему суждено было открыть печальный список жертв авиакатастроф в Российской Империи.

В 1901 году Мациевич окончил механический факультет Харьковского технологического института и поступил на военную службу. После окончания в 1906 году Николаевской морской академии Лев Макарович был направлен в Морской технический комитет. Здесь он разработал проект броненосного крейсера, а также принял участие в строительстве нескольких боевых кораблей, в частности, броненосца «Иоанн Златоуст». Но особенно много Мациевич сделал для отечественного подводного флота. В 1907 году он был назначен наблюдателем за постройкой подводных лодок на Балтийском заводе в Петербурге. Им разработано 14 проектов подводных кораблей, изобретен оригинальный двигатель, пригодный как для надводного, так и для подводного хода лодок, а также создана система для защиты кораблей от мин и торпедных атак.

В 1909 году Мациевич направляется для дальнейшего прохождения службы в отдел воздухоплавания. Здесь им впервые в мире был разработан проект авианесущего корабля. В своей докладной записке он писал:  «Качество аэропланов позволяет думать о возможности применения их к морскому делу. При помещении одного или нескольких аэропланов на палубе корабля они могут служить в качестве разведчиков, а также для установления связи между отдельными судами эскадры и для сообщения с берегом. Кроме того, возможен специальный тип корабля, снабженного большим количеством аэропланов (до 25)». В морском ведомстве признали проект интересным, но денег на его реализацию так и не выделили.

В 1910 году Мациевич направляется во Францию, где проходит курс обучения в в летной школе знаменитого авиатора Анри Фармана. После окончания школы ему было выдано свидетельство пилота под номером 176.

В сентябре 1910 года во время проведения Всероссийского праздника воздухоплавания на Комендантском поле в Петербурге Мациевич впервые совершает ночные полеты, устанавливает рекорды высоты, скорости и продолжительности полета. «Вот где истинный художник своего дела, — с восхищением писала о Мациевиче столичная газета. — Вот человек, который и телом, и душой отдался авиации».

Обаяние Мациевича на земле и мастерство в воздухе привлекали к нему всеобщее внимание. С ним поднимались в небо известный атлет И. Заикин, профессор К. Боклевский, народоволец И. Морозов, адмирал Н. Яковлев, председатель Государственной Думы Н. Гучков и многие другие известные люди. «Все хотели летать с Мациевичем, — писал один из современников, — всем он внушал доверие и всех очаровывал своим удивительным обаянием большого и талантливого человека». На вопрос об опасности Мациевич отвечал философски: мол, учесть степень риска трудно, а потому лучше о нем вообще не думать.

Тем временем авиаторские состязания на Комендантском поле подходили к концу. Вечером 24 сентября 1910 г. после напряженного летного дня Мациевич решает еще раз подняться в воздух на своем проверенном "Фармане". Но, испытывая боль в спине, он просит механика привязать сзади к стойке стальной тросик, который послужит спинкой сиденья.

Мациевич повесил на грудь барограф и забрался в аэроплан. Разбег, и вот уже "Фарман", набрав кругами высоту, плывет в небе. Все с восхищением смотрели на его полет, ждали момента, когда машина спустится и побежит по земле. Но больше всех ждала этого жена Мациевича - Александра Анатольевна, которая вместе с дочерью находилась среди гостей. И вдруг — аппарат был на высоте около 400 метров — по трибуне пронесся вздох ужаса: аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. Вслед, разломанный на две части, рухнул аэроплан. На трибуне, прижав к себе семилетнюю дочь, билась в истерике жена тридцатипятилетнего офицера.

Аэроплан превратился в груду обломков, обрывков полотна, разорванных проволок; в двадцати шагах от исковерканного «Фармана» лежал, врывшись в землю, прикрыв рукой лицо, капитан корпуса корабельных инженеров Лев Мациевич. По заключению врачей, смерть наступила уже на земле. Тело сохранило обычную форму, но почти все кости раздробило страшным ударом. Когда труп подняли, в твердой почве осталась впадина, точно повторявшая форму тела. Уложили на носилки и с обнаженными головами двинулись на выход с аэродрома. Так погиб Лев Макарович Мациевич — первая жертва русской авиации.

В архивах есть акт расследования трагедии с подписями авторитетных в те годы авиаторов. Комиссия установила причину катастрофы. В полете на высоте 385 метров (это удалось определить по уцелевшей барограмме) лопнула проволочная растяжка перед мотором; она попала в винт, одна из его лопастей разлетелась на куски; проволока накрутилась на вал мотора, на остатки винта, натянулась — лопнули и другие растяжки. Аэроплан потерял жесткость, клюнул носом; авиатор, отклонив тело назад, чтобы выровнять машину, выпал. Да если бы и не выпал, все равно ничто не спасло бы его. Протокол подписали такие компетентные лица, как полковник Найденов, авиаторы Михаил Ефимов и Генрих Сегно.

Гибель Мациевича глубоко потрясла общество. На следующее утро все петербургские газеты были полны сообщениями о трагедии, разыгравшейся на Комендантском поле. Мациевич сразу стал народным героем, его сравнивали с легендарным Икаром. В последний путь на Никольское кладбище Александро-Невской лавры под гордые и трагические аккорды Бетховена провожал покойного весь Санкт-Петербург.

Именно гибель Льва Мациевича заставила популярного тогда артиста Глеба Евгеньевича Котельникова задуматься над изобретением парашюта, который всегда находится на авиаторе. Патент на изобретение первого в мире ранцевого парашюта Котельников получил через год.

А поэт Александр Блок посвятил Льву Мациевичу свое стихотворение "Авиатор":

Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи.

Его винты поют, как струны…
Смотри: недрогнувший пилот
К слепому солнцу над трибуной
Стремит свой винтовой полет…

Уж в вышине недостижимой
Сияет двигателя медь…
Там, еле слышный и незримый,
Пропеллер продолжает петь…

Потом — напрасно ищет око:
На небе не найдешь следа:
В бинокле, вскинутом высоко,
Лишь воздух — ясный, как вода…

А здесь, в колеблющемся зное,
В курящейся над лугом мгле,
Ангары, люди, всё земное —
Как бы придавлено к земле…

Но снова в золотом тумане
Как будто — неземной аккорд…
Он близок, миг рукоплесканий
И жалкий мировой рекорд!

Всё ниже спуск винтообразный,
Всё круче лопастей извив,
И вдруг… нелепый, безобразный
В однообразьи перерыв…

И зверь с умолкшими винтами
Повис пугающим углом…
Ищи отцветшими глазами
Опоры в воздухе… пустом!

Уж поздно: на траве равнины
Крыла измятая дуга…
В сплетеньи проволок машины
Рука — мертвее рычага…

Зачем ты в небе был, отважный,
В свой первый и последний раз?
Чтоб львице светской и продажной
Поднять к тебе фиалки глаз?

Или восторг самозабвенья
Губительный изведал ты,
Безумно возалкал паденья
И сам остановил винты?

Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?

В советское время имя Л.М. Мациевича было незаслуженно забыто. Тогда стране нужны были другие герои - пролетарские, а не офицеры царской армии. Лишь в 1997 году на стене дома, где родился и вырос авиатор, появилась скромная мемориальная доска. А в 2003 году стараниями местного предпринимателя В. Калины, В. Билошапки и генерал-майора Б. Кузика здесь открылась комната-музей, посвященная Льву Макаровичу Мациевичу.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Beda (13.05.2014 10:05:15)
Посетили 01 мая 2014.
gh (09.01.2012 23:15:36)
Посчитали окна утром 05.01.2012г. по дороге в Киев. Сейчас в этом доме кроме музея еще аптека и магазин.
Комната-музей работает только по предварительным заявкам в понедельник - четверг с 9.00 до 18.15, в пятницу с 9.00 до 17.00. Выходные: суббота, воскресенье.
За заявками следует обращаться в Александровский районный краеведческий музей ( Александровка, ул. Коцюбинского, 1) или по телефону 05242 3-27-39.
Alex1204 (25.05.2010 14:38:13)
Serius (10.05.2010 23:30:25)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.