Ям "Чёрная грязь" [VI/742]

Основатель тайника и/или администрация сайта выражают сомнения по поводу сохранности/доступности этого тайника.

На первом плане - бывший почтовый тракт
На первом плане - бывший почтовый тракт
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Солнечногорский р-н
Ближайший нас.пункт
Чёрная Грязь
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
2.65Нашли: 129
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Вид со двора
Вид со двора
Тракт от Москвы до Санкт-Петербурга 1762 г. (Источник - www.rosavtodor.ru)
Тракт от Москвы до Санкт-Петербурга 1762 г. (Источник - www.rosavtodor.ru)
Автор: Plaven
Создан: 19.03.2005
Опубликован: 20.03.2005
(отредактирован: 01.12.2017)
Компаньоны: Hurrier9000

Описание окружающей местности

Снова в ночь летят дороги,
День в рассвет менять.
Кому чья, а мне досталась
Трасса E-Девяносто пять.

(«Алиса», Трасса Е95)

Дорога Санкт-Петербург – Москва, пожалуй, является самой главной дорогой России. Еще до строительства северной столицы в этом направлении из Москвы осуществлялось сообщение с Тверью и Новгородом. А после того, как Пётр Первый основал Санкт-Петербург, дорога стала важнейшей магистралью страны. Географическое расположение северной столицы таково, что сообщение с большей частью нашей необъятной Родины было наиболее удобно с помощью нынешней трассы Е95 (почему-то превратившейся в последнее время в Е105).
Вот как описана история дороги на сайте Росавтодора.
Начало строительства этой важнейшей магистрали относится к началу XVIII века и связано с основанием новой столицы на Неве. В 1706 году, Пётр I дал поручение шотландским математикам А.Д.Фарварсону и С.Гвину спроектировать прямолинейный «першпективный» путь от Санкт – Петербурга до Москвы. Строительство прямой магистрали растянулось на несколько десятилетий и велось силами местных жителей и солдат. При строительстве дороги использовались традиционные для того времени технологии: в заболоченные участки укладывались фашины (связки прутьев) и насыпалась земля, поверх фашин помещались брёвна, которые также засыпались землёй. Вдоль дороги расставлялись верстовые столбы. Всего путь от Петербурга до Москвы составлял около 4 суток на санях в зимнее время и до 2-3 недель в летнее. В связи с недолговечностью используемого при строительстве материала дорога через некоторое время приходила в негодность и требовала постоянного ремонта. С 1740 по 1764 годы на дорожные работы была потрачена огромная по тем временам сумма - 1млн. руб. В 1763 году взошедшая к тому времени на престол Екатерина II распорядилась прекратить строительство «першпективной» дороги в виду излишней дороговизны проекта. Тем не менее, работы по улучшению существующей дороги, не были прекращены. В 1786г. Комиссия о дорогах в государстве подготовила доклад «Об устроении дорог между столицами» - грандиозный план реконструкции тракта. Предполагалось вымостить дорогу камнем в пределах Петербургской, Новгородской и Тверской губерний. Ширина мощения определялась в 4 сажени. Однако дефицит бюджета, возникший в результате русско-турецкой войны, не позволил полностью реализовать этот проект. Всего было построено около 8 мостов, 130 вёрст дороги замощено камнем.
К XVIII веку относится и начало складывания инфраструктуры дороги. По указанию Петра, вдоль дороги были расположены ямы – селения, жители которых обязались содержать необходимое количество лошадей и предоставлять их проезжающим. На ямщиков также возлагались функции охраны проезжающих и надзора за сохранением дороги в надлежащем виде, за что они освобождались от рекрутской повинности.

С тех времен каким-то удивительным чудом сохранилось и существует поныне здание первой на пути из Москвы в Петербург почтовой станции. Название станции, учитывая известную поговорку о бедах, крайне символично - Черная Грязь. Это воистину известное место, здесь побывало, дожидаясь смены лошадей, большинство известных людей того времени. Одна из глав знаменитой (по крайней мере, среди советских школьников) книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» носит имя этой подмосковной деревни. Поэт А.С. Пушкин, неоднократно останавливавшийся здесь, также упоминает Черную Грязь. Многие москвичи провожали своих гостей до Черной Грязи, например, П. Вяземский провожал до нее А. Пушкина. А.И.Герцена опрокинули в действительно черную здесь грязь, да еще и обокрали.
За всю свою жизнь я не видел ни одной настоящей почтовой станции, поэтому любопытство потянуло меня ветреным морозным днем прочь из теплого дома на историческую дорогу, которая и сейчас проложена по пути старого почтового тракта. Здание нашел почти сразу. С тех пор многое изменилось: вместо саней и экипажей мимо проносятся огромные фуры; на постоялый двор никто не заворачивает, все больше на ближайшую автозаправочную станцию; пост ДПС (кстати, тоже первый по пути из Москвы) довершает картину происшедших тут за последние столетия перемен. Ну и повсюду обширная торговля стройматериалами .
Здание станции – большой двухэтажный дом, с двух сторон хозяйственные пристройки (может быть, в них и держали лошадей?). Архитектурных изысков нет, хотя какие могут быть изыски у придорожной гостиницы? Сейчас в здании по некоторым данным расположена больница, в будущем вроде бы планируется организовать музей, но пока на музей не похоже (на больницу, правда, тоже не похоже). Несмотря на непосредственную близость шоссе, АЗС и прочих примет цивилизации, во дворе чувствуется дыхание прошлых времен, очень легко представляются лошади, телеги, кареты, ямщики и крестьяне, выторговывающие у проезжих господ деньги на водку за мелкие услуги. И среди этой картины Александр Сергеевич Пушкин, читающий Радищева.
Вот такое короткое путешествие на 200 лет в прошлое.

Несколько интересных ссылок:

История почты на сайте Почты России
Ещё история почты
Пушкин, Черная Грязь и Современность
Каламбур Пушкина про Черную грязь
Кратко о Черной Грязи
Тверские-Ямские улицы

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Dymon (13.05.2023 23:34:48)
Взят 01.05.2023 в ходе геовояжа Москва - Тверь – Колпино - Питер – Кронштадт – Ломоносов – Петергоф - Гатчина - Луга - Великий Новгород - Дубровицы - Чехов - Серпухов.

По пути целенаправленно заехали проинспектировать ям.

Ограждение ещё не убрали (ведут отделочные работы), но пройти можно, спросив разрешения у работников. А также, со стороны трассы присутствует приличный пролом в ограждении, через который возможен проход непосредственно к зданию.

Ответ на загадку жив после реставрации здания, наряден и "горит"!

Автору спасибо!
Ирисыч (26.11.2022 12:49:23)
Ми-ми-ми.
DenSol (17.07.2021 20:53:20)
Leo-Scorpion (08.10.2019 19:47:48)
Vlad374 (14.01.2018 03:15:01)
Solo (05.12.2017 13:55:35)
Plaven (01.12.2017 10:20:46)
Vlad374 (26.11.2017 23:58:02)
gremling (22.04.2017 10:09:07)
N-i-k-s-o-n (07.04.2017 23:04:53)
Stam (21.02.2017 17:40:44)
Сусанинъ (24.01.2017 15:32:35)
Sergio79 (24.08.2016 11:07:16)
GeorgA1971 (01.07.2016 01:37:15)
volchisa (21.05.2016 17:38:15)
mmm1863 (27.02.2016 23:37:53)
rina_ko (22.11.2015 12:59:11)
kotya22 (09.11.2015 11:25:28)
TreeHouseTrip (20.02.2015 22:19:04)
Zevs (17.01.2015 00:01:07)
Мартиша Адмс (06.10.2014 09:43:00)
Zёbra и Бобр (13.09.2014 22:58:01)
Упорный (05.09.2014 21:29:48)
Yolka (01.09.2014 16:55:18)
Вампиры (18.08.2014 10:26:04)
delia и shimp (28.07.2014 23:20:46)
эгоистка (30.10.2013 23:40:16)
Мистер Джи (08.07.2013 23:15:29)
Gobichi (30.09.2012 23:27:04)
eev1961 (04.09.2012 19:39:33)
SlaviKa (22.08.2012 11:42:51)
shatuni (10.03.2012 21:41:41)
Cossacks (15.01.2012 19:31:14)
Koschak (12.12.2011 14:52:31)
Szukateli (13.09.2011 23:13:39)
Фунтик25 (04.09.2011 00:09:22)
pal_nat (17.05.2011 23:16:43)
Kursker (27.02.2011 11:34:18)
Фиатра (26.02.2011 23:42:19)
юляшка (28.11.2010 18:35:49)
mvmail (23.08.2010 13:52:40)
Alkor (21.08.2010 18:36:29)
Flamer (31.07.2010 12:39:13)
TABKP (28.06.2010 01:54:06)
S&S (12.05.2010 21:46:24)
vulkan1979 (01.05.2010 18:29:06)
-nz- (15.03.2010 09:32:12)
Almost Team (10.01.2010 20:20:50)
kulmasik (07.01.2010 00:30:05)
NOZO (24.10.2009 18:19:40)
pc69 (24.10.2009 18:06:50)
Marik (13.09.2009 16:41:34)
Туманный Альбион (18.08.2009 00:23:56)
Dionisiy (13.07.2009 19:48:40)
|||| |||||| (07.06.2009 00:06:50)
Steelrat🐭 (25.05.2009 22:19:31)
КаМаДу (11.05.2009 19:11:54)
Пыжеводы (15.03.2009 19:54:08)
GarryStoker и Galka (06.03.2009 21:24:35)
ПОЖАРовы (01.03.2009 20:10:26)
опелевод (19.10.2008 21:34:46)
Adventure (05.10.2008 19:26:15)
Webrover (11.06.2008 18:49:58)
YAN (09.05.2008 16:38:56)
Marmozetka&Bujanych (03.05.2008 19:29:14)
Igorek_B (20.04.2008 21:46:35)
Семья Тумановых (22.03.2008 19:47:34)
Hope (27.02.2008 14:06:44)
Dem0n (18.02.2008 10:49:21)
Leon1 (18.02.2008 10:24:31)
Истома (25.09.2007 13:17:35)
Сундук и Панда (13.09.2007 14:23:09)
Инструктор (05.09.2007 12:08:53)
Vy (26.08.2007 00:33:45)
Feodor (24.08.2007 00:39:48)
SystemFan (05.07.2007 00:06:46)
Phoenix (10.05.2007 11:54:14)
Саныч (09.05.2007 20:50:54)
Flex (21.04.2007 20:45:41)
Tracker (15.04.2007 02:35:20)
Evgenich (31.03.2007 21:53:40)
Jery (11.03.2007 16:15:07)
ussa (01.03.2007 17:09:04)
НЕСЕЗОН (19.10.2006 23:29:10)
RN3AU&Victoria (01.10.2006 20:30:35)
ЖЖ и Chuma (10.05.2006 10:20:57)
PAV (03.05.2006 13:47:10)
Kesha&Ko (02.05.2006 00:34:20)
2Kapitana (01.05.2006 22:42:03)
Lidok+MikeAB (11.03.2006 21:21:07)
ГРАЛ (GRAL) (27.11.2005 20:42:59)
Nadin (19.08.2005 11:43:38)
maler@co (гость) (01.08.2005 20:02:51)
Plaven (19.07.2005 22:36:08)
Gek Finn (15.06.2005 20:32:44)
Canep (14.06.2005 14:33:34)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.