Вопреки распространенному мнению, именины, или, по-церковному, тезоименитство - это не день рождения, а день празднования памяти святого, имя которого мы носим. При Крещении каждому из нас нарекается церковное имя в честь кого-либо из святых угодников Божиих; этот святой является нашим небесным покровителем.
Я давно знала, что моей святой покровительницей является Лариса Готфская. И мне захотелось узнать о ней больше. И как же я была удивлена, когда во время своих поисков, выяснилось, что это является тайной, загадкой, легендой и связано с Крымом.
В сонме первых крымских мучеников оказались в забвении с 1475 года 308 Мучеников Готфских! Турецкий геноцид 1475 года против христианского населения Крыма сравнял с землей не только древние города и храмы, но и предал забвению, чуть ли не главную святыню Южнобережья.
Впервые эту тему затронул в 1890 году исследователь Крымских древностей художник Д. Струков. Ему удалось записать устную легенду, согласно которой в некоем урочище «Ай-Рафа» существует естественная пещера, где и поныне встречаются многочисленные человеческие кости. В этой пещере было сожжено 300 первохристиан. Дмитрий Струков выдвинул предположение, что речь идет о Мучениках Готфских, а название урочища соответствует имени готфской царицы Гаафы. Само урочище Струкову обнаружить не довелось. Легенда эта приводится в книге Д. Струкова "Жития святых Таврических чудотворцев". Поиск пещеры увенчался успехом. Это Святая пещера Иограф. Она находится на вершине Ялтинской яйлы на древнем перевале, где была перевальная дорога, связывавшая Ялту с полуостровом. В пещере древний храм, сохранились остатки алтаря, в 1908г. были обнаружены обломок иконы, медные подвески, которые в настоящее время хранятся в Ялтинском историческом музее. Почему Иограф? Ай-Графа, вот как по-гречески звучало название урочища. Царицу готов звали Грэта (на германский манер), или Графа, но никак не «Гаафа». Ну, а храм в пещере «приурочили» в наше время некоему «Евграфу». Единственный святой с подобным именем известен среди сподвижников Мины Каликелада вместе с Ермогеном. Т.е. мученики Мина, Ермоген, Евграф (313 г. Египет, память 10 декабря) отмечаются втроем.
Второе упоминание о храме «Евграфа» встречается в Инкерманском пещерном комплексе. Как известно, он являлся до 1475 г. Готфской митрополией! Русский картограф И. Батурин при составлении карты этих мест в 1773 г. зафиксировал разрушенный храм со странным именем «География». С чьей-то «легкой руки» он и получил имя «Евграфия». Храм в настоящее время засыпан отвалами карьера, но сохранилось его подробное описание.
В 1937 году вела исследования археологическая экспедиция. «Храм состоит из двух помещений. Западная стена обрушилась, ранее была высечена в скале, сохранилась лишь верхняя часть над бывшим входом , с вырубленными крестом и проемом под ним, а так же часть простенка к северу от входа , в котором вырублено окно. Храм слегка вытянутой прямоугольной формы, со скамьями по длинным сторонам. Алтарь слегка приподнят над уровнем остального помещения. От наоса он отделялся нетолстой скальной алтарной преградой. В ней небольшой проем «Царских ворот», по сторонам два просвета для установки икон. Преграда разрушена. Престол, вырубленный впритык к стене скале, имеет углубление для хранения мощей. У северной стены вырублен жертвенник, имеющий углубление наверху, у южной - сидение для священнослужителя. Второе смежное помещение - небольшая пещера. В стенах последней ниши. В полу пещеры три гробницы. Из под побелки усматриваются фигуры восьми святителей в рост (по четыре с каждой стороны) на синем фоне в крещатых одеждах с желтыми нимбами. Надписи белой краской. Над престолом изображение Христа в чаше. Надпись хорошо сохранилась. Она датирована. По низу изображения над престолом длинная полоса серого цвета, обтянутая черной рамкой, - моление раба божиего Сотика с женою и детьми, лета 5780 (1272г)» .В алтарной части на жертвеннике имелись следы от положения мощей. Видимо это и были мощи Святой Царицы Графы, и название храма было по-гречески «Агио-Графия». Эта церковь по ряду признаков – устройству алтаря, алтарной преграды, расположению наоса – имеет аналогии с храмом «Донаторов» рядом с Эски-Кермен. Согласно житиям этих мучеников (26 марта) останки сожженных мучеников собрала другая готфская царица-вдова – Алла (Алита), которая с дочерью Дуклидой (Лидой) скрывалась с мощами в «Сирской стране», а затем принесла мощи в Кизик на освящение нового храма. Святитель Димитрий Ростовский указывает на двойственность топонимики города «Кизик», это и город на Дарданеллах и местность древнего Крыма. С именами готфских цариц связаны современные топонимы Ялты и Алушты. В частности, местность, где находится современная Ялта и называли в древности Ай-Графа и Ай- Алита, или позднее Иограф и Ялта . Но и это не все. Вблизи поселка Семидворье Алуштинского района есть холм АбДуглу! ( Ай-Дуклу!), посвященный Святой Дуклиде! Ее кончина была мирной, в отличие от матери – равноапостольной готфской подвижнице Алле. Несколько лет тому назад в районе поселка при строительстве дороги был обнаружен древний храм и древние захоронения. Наконец о времени событий. 375 год. Распад державы Германариха, начало гуннского нашествия на Европу. Мощный союз готов распадается на державу Фритигерна (вест-готов), Атанариха, а вот область ост-готов, в том числе и Крым, переходит к сыну Атанариха – Юнгериху. Если Атанарих и Фритигерн фигурируют в житиях вмч. Никиты Готфского (370г), Саввы Готфского, то Юнгерих главный гонитель христианства среди крымских готов. Среди Готфских мучеников особо выделяются женские имена – царицы Аллы, царевны Дуклиды (Лидии), Ларисы, святой с именем «Мойко», искаженное имя Моника ( Монка), «Уирко», искаженное имя Уирджия. В православном синаксаре женские имена Моники и Уирджии не встречаются. Среди известных 26 имен готфских мучеников, приведенных в Житиях под 26 марта, имеются искажения в силу устной передачи их истории. Топонимический анализ имен в сравнении с крымской топонимикой , устная легенда, записанная Дм. Струковым, совпадающая с Житиями, практически не оставляют сомнения о крымской принадлежности этих мучеников.
В репринтной книге Д. Струкова "О древнехристианских памятниках в Крыму" содержится ряд интересных легенд по этому вопросу. В частности существовала старинная легенда у местного населения , что в местности возле Паллад-горы, теперешний Чатыр-Даг, есть пещера где были сожжены 300 христиан. Местность эта в позапрошлом веке называлась Ай-Гафа (Рафа), т.е. в переводе с татарского "Святая Гафа". Поскольку в древности это была земля крымской Готтии, то естественно предположить, что речь шла именно о готфских мучениках (в христианском прологе на 26 марта ст. ст. их число определялось в 308 человек. Главной фигурой, конечно, являлась среди них царица Гаафа. Кстати имя ее служанки было Вариса, его трансформировали в греческое созвучное Лариса, так что впервые в святцах имя Ларисы встречается именно среди готфских мучеников. Далее в житиях Димитрия Ростовского говорится, что останки мучеников собрала другая готфская царица Алла, а правление своим уделом она передает сыну Аримерию, а со своей дочерью Дуклидой скрывается в Сирии. Понятно что обе царицы не могли не быть в родстве и родстве , конечно, ближайшем, типа мать - дочь , сестры ...Алла всю жизнь посвящает памяти готфских мучеников, носит с собой их мощи, представьте ее подвиг! Далее в житиях говорится , что настало время, когда Алла с Дуклидой под защитой Аримерия возвращаются в Кизик, здесь они полагают останки мучеников у нового храма. Затем Алла идет с проповедью и ее в итоге убивают каменьями и она сопричитается готфским мученикам, а ее дочь Дуклида мирно почила в Кизике. Это история. А теперь смотрите: Первое. Кизик - город на Мраморном море, Кизик - древнее название Крыма! Цепочка тянется в Крым! Второе. Когда началось исследование пещерного города Эски-Кермен, о котором не сохранилось никаких письменных памяток, исследователи Репников, Шмидт и другие приходят к выводу, что этот город был столицей крымской Готтии - Доросом, после его разрушения в 9 веке, столица постепенно переместилась на недалеко расположенное плато Мангуп, известный как столица княжества Феодоро. Но первым был Эски-Кермен! Исследователь Ф.И. Шмидт приводит буквально фантастические данные - древнейшая архитектура Эски-Кермена в Крыму аналогов не имеет! Тип главной базилики чисто сирийский! Более того, в северной Сирии, области Коммагена, существует полный аналог нашему Эски-Кермену - тоже город с древним названием Дорос, так же расположенный, с аналогичной базиликой и главной особенностью - 100 м осадным колодцем, где жители во время осады брали воду. Собственно, Эски-Кермен и погиб, когда враги взорвали осадной колодец и город остался без воды. Сомнения есть? Было бы даже несерьезно сомневаться, что оба Дороса строили сирийцы как копии. Откуда взяться сирийцам в Крыму? Ф.И. Шмидт утверждает, что строительство крепости было организовано, как государственное мероприятие. Кто организатор? Можно предположить, что царица Алла. Тогда базилика Эски-Кермена именно то место, где и были положены мощи готфских мучеников.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: