Чудо-поезд 3: последние из могикан Подмосковья [MS/7686]

Чудо-поезд
Чудо-поезд
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Природный
Прогулка
Техноген
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Московская обл.
Егорьевский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Сазоново
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.67Рекомендаций: 2Нашли: 11
НАГРАДЫ
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Пришла весна...
Пришла весна...
Всё расцветает...
Всё расцветает...
Бывший вагон-склад. Стоял в Сазоново, теперь переехал в Рязановку.
Бывший вагон-склад. Стоял в Сазоново, теперь переехал в Рязановку.
Новый чудо-поезд - автомотриса РА1
Новый чудо-поезд - автомотриса РА1
Автор: Scud
Создан: 10.05.2010
(отредактирован 04.11.2015)
Компаньоны: Dimkin

Описание окружающей местности

Кроме всем нам знакомых и таких привычных поездов – электричек, пассажирских, товарных – стучат ещё колёсами по стыкам рельс малоизвестных, скрывшихся в глуши железнодорожных веток необычные поезда. Увы, наш скоростной век беспощадно и планомерно уничтожает всё нестандартное, не вписывающееся в его бешеный ритм, и с каждым годом таких чудо-поездов становится всё меньше. Особенно эта тенденция заметна вблизи столицы – в 2007-м ушёл в небытие чудо-поезд Черусти-Уршельский, в 2009-м закрыты и практически полностью разобраны Шатурская и Радовицкая узкоколейки. Но остался в Подмосковье ещё один примечательный поезд…

На самом востоке Московской области, в самом глухом и нетронутом уголке подмосковной Мещеры, среди живописного соснового леса пролегает необычная железнодорожная ветка Кривандино – Рязановка.  Построенная в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны №3599 от 17 июня 1943 года для снабжения Москвы дровами из Радовицкого лесного массива и лесов района Шатура – Радовицы,  сейчас эта ветка обеспечивает проезд редких пассажиров из Шатурского района в Егорьевский. По сей день эти 53 километра железнодорожного пути не электрифицированы. Поезд из одного плацкартного вагона по нему тянет «чмуха» -  тепловоз ЧМЭ3 (подробнее здесь и здесь)  – самый массовый маневровый тепловоз на железных дорогах Советского союза и России.

 Железная дорога была построена в кратчайшие сроки — за несколько месяцев. При строительстве использовался труд военнопленных, вблизи железнодорожной линии находятся их кладбища. О том, насколько важной была эта стройка, говорит следующий факт: для скорейшего осуществления строительства линии Кривандино — Рязановка было решено разобрать железнодорожную линию Вербилки — Большая Волга (построенную в 1930-е годы для доставки материалов и оборудования на строившуюся Иваньковскую ГЭС и другие объекты канала Москва — Волга). С линии Вербилки — Большая Волга предусматривалось взять 40 километров рельсов для линии Кривандино — Радовицы, ещё 10 километров — с лесовозных железных дорог широкой колеи. После войны линия Вербилки — Большая Волга была восстановлена.

Поначалу протяжённость ветки была примерно на 5 км больше — действовал участок от нынешней станции Рязановка до села Радовицы. На южной окраине Радовиц по первоначальному проекту предполагалось строительство центрального посёлка крупного торфопредприятия. Строительство посёлка началось, однако затем было принято решение о его переносе на 5 километров севернее. На этом месте был построен центральный посёлок, известный ныне под названием Рязановка (официальное название — Рязановский). Вплоть до 2009 года на участке Рязановка — Радовицы действовала линия узкоколейной железной дороги Радовицкого транспортного управления, пролегавшая западнее существовавшей когда-то широколейной линии. Старый посёлок вблизи Радовиц получил официальное название «Первый посёлок Рязановка». По состоянию на 2009 год, он почти полностью заброшен — от большого когда-то посёлка осталось несколько домов.

В 1976 году была открыта линия от станции  Сазоново до станции Пилёво, где новая ширококолейная ветка граничила с узкоколейной Рязано-Владимирской железной дорогой. В настоящее время этот участок пути законсервирован, стрелочные переводы сняты и его дальнейшая судьба довольна туманна.

Основным грузом на железнодорожной линии Кривандино — Рязановка с момента её открытия и до 2009 года был торф. Массовая погрузка торфа велась на станциях Рязановка и Пилево, где находились мощные, полностью механизированные торфоперегрузочные комплексы. Немеханизированная погрузка торфа осуществлялась также на станции Сороковой Бор. До начала 1970-х годов погрузка торфа велась на станции Осаново.

Основным потребителем торфа являлась Шатурская ГРЭС. Подъездной путь широкой колеи на Шатурскую ГРЭС начинается на станции Кривандино, пролегает параллельно перегону Кривандино — Шатура магистральной железнодорожной линии, в 4 километрах от станции Кривандино пересекает магистральную линию по путепроводу, ещё через 3 километра отклоняется от магистральной линии на северо-запад — на территорию ГРЭС. Это позволяло исключить на всём пути следования «торфяных» составов от станций Рязановка и Пилево до Шатурской ГРЭС необходимость выхода на пути загруженной магистральной линии.

С начала 1990-х годов пассажиропоток на линии Кривандино - Рязановка резко возрос благодаря тому, что в окрестностях  Рязановки появился гигантский массив садово-огородных участков. Под их размещение была выделена территория торфяного массива между сёлами Радовицы и Алфёрово (добыча торфа на ней прекратилась в 1980-х годах). Число садовых участков участков вскоре достигло нескольких тысяч. Поезд Кривандино — Рязановка, состоявший в то время из трёх вагонов, в дачный сезон нередко был переполнен.

Специально для дачников в 1991 или 1992 году был назначен пригородный поезд сообщением Москва — Рязановка. Поезд состоял из 5-7 плацкартных пассажирских вагонов, билеты продавались по обычному пригородному тарифу. Поезд был в ходу в дачный сезон, отправлялся из Москвы на Рязановку утром по субботам, из Рязановки на Москву — вечером по воскресеньям.  До 1995 (по другим данным  1996 года) поезд от Москвы до Рязановки вёл тепловоз ЧМЭ3. Позже  на участке Москва – Кривандино для тяги стали использовать электровоз ЧС2. В Кривандино происходила смена локомотива и дальше состав вёл ЧМЭ3. Этот вариант поезда прекратил своё существование в начале 2000-х годов, когда большинство дачников пересело на личные автомобили, да и интерес к садово-огородным делам у людей стал угасать.

В настоящее время перспективы у дороги вырисовываются не совсем понятные. С одной стороны, грузовое движение (вывоз торфа) прекращено полностью. Исключение – завоз угля для котельной и редких грузов на хладокомбинат в Рязановку. Для РЖД ветка убыточна. С другой стороны - ветка и курсирующий по ней пассажирский поезд выполняют социальную роль – только так могут добраться до своих домов не имеющие полноприводных автомобилей жители посёлков Пожога и Сазоново, к которым ведут только грунтовые дороги. В конце 2009 года был проведён ремонт пути,  на станциях были установлены таблички "Остановка первого вагона", вывешены расписания. В мае 2010 года, в день закладки тайника, к поезду был прицеплен вагон-дефектоскоп для проверки рельсов пути на наличие трещин. Все эти факты обнадёживают и вселяют некоторую надежду на то, что в ближайшее время закрывать ветку не собираются.

Но не будем зацикливаться на исторических и технических подробностях. Кроме всего вышесказанного, нельзя не упомянуть о том, что поездка на поезде Кривандино-Рязановка не лишена романтики. Кривая быстро уводит от магистрального пути, и поезд, покачиваясь на стыках, входит под полог красивого, мало тронутого человеком мещерского леса, который почти вплотную подступает к рельсам. В 2006 году, когда один из авторов тайника впервые совершил поездку на этом чудо-поезде, лес настолько плотно обступал дорогу, что поездка сопровождалась постоянным шуршанием веток по крыше и бортам вагона. Выйдя из поезда, можно было с удивлением отметить, что многие шпалы сгнили, а для поддержания ширины колеи между рельсами кое-где вставлены берёзовые жерди! Некоторые остановочные пункты угадывались только по одной-двум лежащим в траве бетонным плитам, больше ничего не свидетельствовало о наличии "станции". А как волнующе и необычно среди лесной тишины услышать далёкий-далёкий шум поезда, и после долгих минут ожидания увидеть его, выплывающего из-за стены леса, как маленькое чудо!

Сейчас путь отремонтирован, негодные шпалы заменены, следов кустарного ремонта берёзовыми поленьями уже нет. Полоса вдоль пути расчищена от деревьев, и романтического шуршания веток по крыше вагона уже нет. Станции подновлены, установлены таблички, кое-где даже вывешено расписание. Но всё равно – молодые сосенки нет-нет да и пробиваются между шпал, а летом рельсы буквально тонут в ковре цветущего разнотравья… И ощущение чуда, гармонии единения техники и дикой природы остаётся здесь и по сию пору.

Кроме самой ветки, вдоль неё внимательный путешественник найдёт немало других достопримечательностей, материальных свидетелей былого. Так, например, в районе 30-го километра когда-то стоял смолокуренный завод. Сейчас от него не осталось практически ничего, но в лесу по другую сторону дороги можно найти огромные вековые сосны, чьи стволы испещрены причудливым узором надрезов, с помощью которых когда-то добывали смолу.

На станции Сазоново стоит на боковом пути целый состав из проржавевших вагонов. До 2007 года можно было наблюдать, что некоторые из них уже проросли травой и кустами! Сейчас часть этих вагонов очищена от растительности и непонятно каким образом (тормозов и крышек букс на вагонах нет) отогнана в Кривандино, оставшаяся же часть, превратившаяся, видимо, в недвижимость, по-прежнему "украшает" собой Сазоново.

А немного дальше нам удалось обнаружить два заброшенных лесных хутора, которых нет на картах. Они сохранили множество строений, некоторые из которых выглядят как недавно покинутые – сохранилась кое-какая утварь, мебель, а в одном из домов, в горнице, на почётном месте по-прежнему красуется телевизор. Неподалёку – баня, причём топившаяся по-чёрному, как привет из совсем уж глухих мест и веков. Сколько ещё сюрпризов и неожиданных открытий в этих местах ждут своего исследователя – неизвестно...

Хочется надеяться, что ветка Кривандино-Рязановка сохранит своё существование. Даже если курсирующий по ней единственный из оставшихся в Подмосковье чудо-поездов будет заменён на более экономичный рельсовый автобус РА2, ветка сохранит своё очарование удачного сочетания технических достижений человека и красоты живой природы.

В тексте описания частично использованы материалы сайта http://sbchf.narod.ru/06/krriazanovka.html
.

____________________________________
Обновление от июня 2014 года.

Вместо чудо-поезда из тепловоза ЧМЭ3 и плацкартного вагона теперь по ветке Кривандино-Рязановка ходит современный "рельсовый автобус" (автомотриса) РА1, впрочем, всё так же, как и прежний чудо-поезд, плюхающая по стыкам рельс. Сама ветка отремонтирована, расчищены от растительности  широкие полосы вдоль путей, местами заменены шпалы и сделана свежая отсыпка балласта, на всех станциях появились таблички и расписания, кое-где освещение, но вот вместо платформ кое-где по прежнему просто лежит пара шпал. На станции Сазоново снят боковой путь, на котором стояли старые вагоны. Сами вагоны отогнаны частично в Рязановку (в т.ч. бывший вагон-магазин), частично в Кривандино. Ветка на Радовицкий-Пилево, увы, разобрана.

В целом – закрытие ветке чудо-поезда явно не грозит, она наоборот, обновляется и ремонтируется, но вот часть былой романтики глухого места безвозвратно утрачена. Впрочем, что не делает наш тайник менее интересным.

Описание тайника

Содержимое тайника

1. Dimkin's CD 3.3 с картами для Garmin.
2. Фликер - 2 шт.
3. Магнит - 2 шт.
4. DVD с фильмом "Хиросима".
5. Непальская деньга.
6. Карабин.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

yakoval (11.09.2017 15:05:21)
Были 5 июля в рамках ПВД.
Шаг 1 напротив платформы не увидели, дублёра по координатам нет - только ровная пустая площадка.

Шаг 2 (дублер) тоже не найден - выворотень есть, рябина торчит, а капсулу не нашел минут 10. Фото могу выслать.

Наобещал группе заброшенных деревень, но остались с носом.

Моториса и жд прикольные.
Simba (03.11.2015 23:16:17)
Тайник посещён и взят 01.11.15 г. Свой старт я начал от ст. Кривандино, где меня уже ожидал чудо-поезд. Вообще расписание поезда Кривандино - Рязановка чётко подогнано к московским электричкам, что не может не радовать. Внутри поезда находятся мягкие сидения, план- схема всех станций, сам вагон полностью отапливается. Удивило то, что никто не платит за проезд, т.к. нет ни проводницы, ни турникета (валидатора) . Поезд двинулся в свой не близкий путь в сторону станции Рязановка (это более 40 км пути). В поезде со мной ехали около 10 человек, и чем дальше от цивилизации уезжал поезд, тем меньше пассажиров оставалось, в итоге на ст. Сазоново я приехал в полном одиночестве. Выйдя на так называемую "платформу" осмотрелся вокруг и понял, что кроме меня здесь никого нет- полное безлюдье и заброшенность станции. Ну что же начну свой рассказ пошагово: Шаг 1. "Станция Сазоново" - неподвижное сооружение к сожалению уже не находится на своих опорах (оно рухнуло), но понять из чего оно было сделано по состоянию на октябрь 2015 ещё возможно. Шаг 1 - "дублёр" находится на своём месте и прекрасно виден. Шаг 2 - Странный объект - не обнаружен на своём месте, вместо него осталась лишь срезаная часть (жалко конечно). Шаг 2 - "дублёр" находится на своём месте, капсула в полном порядке, все читается очень хорошо. Шаг 3 - "Капсула - вопрос" тоже прекрасно сохранилась в маленьком дупле поваленного дерева, читается очень хорошо. Шаг 4 - "Столбик" - смотрел очень внимательно, но так и не нашёл его... Шаг 5 - "Заброшенный хутор" - самое маленькое строение найдено не сразу, но табличка на нём в прекрасном состоянии и читаема, на этом хуторе я встретил белую сову с пёстрым чёрным окрасом, очень красивая птица. Она сидела на старом дереве, но увидев меня, быстро и бесшумно покинула хутор. Шаг 6 - финальный контейнер найден, он в прекрасном состоянии, внутри кеша всё сухо и хорошо. Расписание поезда висит на всех станциях и остановочных пунктах. У меня оставалось несколько часов до отъезда обратно и я решил пойти обратно в Сазоново по путям, чтобы насладиться природой подмосковной Мещеры, ну и осмотреть уже поближе саму станцию. Недоходя до станции, решил осмотреть часть разобранного пути в сторону Радовицкого, к сожалению смотреть там особо нечего, но о том, что там когда то ездили поезда, напоминают лишь шпалы . На станции Сазоново я посетил бывший дом дежурной по станции , где обнаружил старые вагонные листы от 1996 года. Само здание станции закрыто и заколочено. А ведь действительно чудо поезд это и есть последний из могикан Подмосковья - где ещё можно встретить среди глухого леса и болот рельсовый автобус? Если РЖД не закрыло этот последний оставшийся участок, то жизнь чудо поезда продолжается..... Я выражаю огромную благодарность автору тайника Scud за такой необычный техноген, все необходимые фотографии по проблемным шагам отправлены автору. Тайник сделан качественно и с душой. 5+ .
P.S. заранее смотрите расписание поезда, т.к. некоторые рейсы могут быть отменены...
Svetic (08.05.2015 15:15:22)
Dimkin (14.06.2014 13:11:34)
KBAC (25.03.2014 21:35:18)
Martinovmi (07.04.2013 23:53:46)
ilance (20.09.2011 23:37:34)
FieryPanther (03.05.2011 10:18:35)
Ramdoc (24.11.2010 01:53:27)
Svetic (17.07.2010 00:46:01)
хищник (16.06.2010 01:21:55)
DisaV (06.06.2010 23:31:47)
Svetic (06.06.2010 22:44:37)
DisaV (06.06.2010 21:51:43)
Dimkin (06.06.2010 21:30:26)
DisaV (06.06.2010 00:34:24)
Сергей Б. (06.06.2010 00:20:17)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121