В старинном городе Смела на берегу реки Тясмин стоит старинная Свято-Покровская церковь. Впервые на этом месте церковь была воздвигнута еще в XVIII столетии. Это было деревянное строение, воздвигнутое на средства прихожан. Однако более чем за сто лет своего существования здание церкви сильно обветшало и нуждалось в серьезной реконструкции.
В 1838 году в Смелу приезжает граф Алексей Алексеевич Бобринский, который строит здесь сахарный и пивоваренные заводы. С приездом Бобринского смелянский край начинает бурно развиваться. Будучи глубоко верующим человеком, Алексей Алексеевич не мог не обратить своего внимания на плачевное состояние Свято-Покровской церкви. И тогда в 1859 году Бобринский выделяет деньги на строительство каменного храма.
Примечательно, что проект этого храма был разработан по инициативе самого мецената. В молодости Бобринский служил в лейб-гвардейском Петербургском кирасирском полку. В расположении полка была Благовещенская церковь, в которой не раз бывал молодой офицер. Когда встал вопрос о создании проекта будущего храма, Бобринский предложил построить здание, которое бы своими очертаниями повторяло полковую церковь. Учитывая его пожелание, церковь была построена по чертежам Благовещенского Храма, но несколько больших размеров.
Недаром есть поверие, что церкви, построенные на средства народа или свято верующих меценатов, способны выдержать даже самые суровые испытания. Более ста пятидесяти лет прошло с того момента, как была окончена постройка Свято-Покровской церкви. Она выстояла в горниле Октябрьской революции, пережила период воинствующего атеизма и лихолетья Великой Отечественной войны. И до сих пор ее купола отражаются на водной глади тихой заводи реки Тясмин.
О святости места, на которой воздвигнута церковь, свидетельствует факт, который иначе как чудом не назовешь. В 2005 году во время вечерней службы на потолке Храма, покрытом толстым слоем пыли и копоти, вдруг появилось сияние на фреске лика Девы Марии. В считанные мгновения фреска, которая была создана более века назад, обновилась и заиграла свежестью красок, будто только вчера вышла из-под кисти мастера.