В это путешествие вокруг Ладоги мы проезжали ранее не езженными дорогами, своего рода «белым пятнам» на геокешерской карте. Многие дороги приводили к интересным местам. В двух из таких мест заложены тайники, посвященные Андрею Завалишину.
Андрей Завалишин происходил из дворянского рода Завалишиных и был царедворцем Великого князя Иоанна III Васильевича. Жил он по воле государя в Обонежской пятине, недалеко от Ладожского озера, в родовой отчине. Часто ходил с дружиной на звериную охоту в дремучие леса Карельского края. Как гласит предание, однажды, догоняя оленя, он очутился в диком месте, где, казалось, не ступала нога человека. Здесь он наткнулся на отшельническую келью преподобного Александра Свирского, который жил в лесной чаще уже семь лет. Молодой царедворец постучался в жилище, и к нему вышел отшельник в ветхой одежде. Повесть монаха о своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Юноша стал часто навещать преподобного, приносил хлеб и слушал его наставления. Произошло это в 1495 году. После многих бесед с отшельником Андрей Завалишин решил изменить свою жизнь. Он оставил богатое имение и по благословению преподобного Александра Свирского удалился в Валаамскую пустынь, где принял иночество с именем Адриана. Несколько лет он провел в монашеских подвигах. Потом, по благословению валаамских старцев и преподобного Александра Свирского, избрал себе уединенное место на полуострове в восточной стороне Ладожского озера, где основал Свято-Николаевский монастырь, который местные жители прозвали Ондрусовским по имени его основателя - на местном наречии "Ондрус" значит Андрей (тайник Ондрусовский монастырь). Жизнь преподобного Адриана была благотворна для глухого края. Василий III пожаловал милостыню инокам Адриановской пустыни из своей казны, повелевая и впредь выдавать то же, «переступая через два года, безволокитно», вместе с тем он освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы. Поддерживал монастырь и царь Иоанн Васильевич. В 1546 году он сделал в монастырь большой вклад. Это было столь щедрое пожертвование, что практически обеспечило существование пустыни, но вызвало ее основателя в Москву. Столица тогда жила в ожидании разрешения от бремени царицы Анастасии Романовны. Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, советовали Царю взять в восприемники первого попавшегося на встречу путника и во избежание несчастливой, по предрассудку, встречи с монахом отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на московских улицах, пока не будет совершено святое крещение царственного младенца. В ночь на 1 августа 1549 года у царя Иоанн Васильевич родилась дочь. Обрадованный отец велел немедленно привести с улицы первого встречного. Едва посланный вышел из царских палат, он с ужасом увидел перед собою престарелого инока! Услышав об этой встрече, царь потребовал к себе ослушника его приказаний. Черноризец предстал и на угрозы раздраженного Царя отвечал с безмятежным спокойствием: "Великий Государь! Повели справиться: еще вчера вечером я был за 100 слишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь"! Посланы гонцы в указанное старцем место. Слова его подтвердились, и Царь увидел в этом событии волю Божию. В смиренном чернеце он узнал бывшего царедворца: это был преподобный Адриан, и, благоговея пред святой жизнью в иночестве, о которой он уже наслышался, удостоил его чести быть восприемником новорожденной Царевны Анны вместе со старцем Геннадием Сарарайским". Никонова летопись подтверждает это событие. Когда Адриан возвращался из Москвы, крестьяне села Обжи, прослышав о милостивом приеме у царя, решили завладеть царским даром. 15 мая 1550 года за тридцать верст от обители они напали на старца и жестокими побоями убили его. Но в добычу убийцам досталась лишь странническая сума. Так, от грабителей принял смерть тот, чья молитва не раз преображала разбойников, возвращая их на путь истинный. Спустя два года, 18 мая 1552 года, преподобный явился в сонном видении двум старцам и рассказал им о своей страдальческой кончине, указав путь к своей временной могиле. Он велел отпрячь белую крестьянскую лошадь одного земледельца и, пустив ее на волю, следовать за ней. Где она остановится – там и искать кости. На болоте, под грудой мха иноки нашли нетленное тело Адриан. Погребен он был подле церкви святителя Николая. В 1828 году при, основании самостоятельной Олонецкой епархии, мощи святого были перенесены в новую каменную церковь Введения Богородицы во Храм. На месте мученической кончины Адриана, отмеченном лишь деревянным крестом, между 1882-м и 1885 годом (вероятно в 1883-м) поднялась часовня с колокольней. Побуждением к ее строительству послужило чудесное избавление в 1875 году местных жителей от сибирской язвы по молитвам святого Адриана. В честь этого же события был установлен ежегодный крестный ход из села Обжи на святое место – 14 июня, в день перенесения иконы преподобномученика из Ондрусовской обители в часовню.
В народной памяти сохранилось сказание о том, как во время Великой Отечественной войны преподобный Адриан Ондрусовский спас жителей села Обжи от неминуемой гибели. Карелия была тогда оккупирована финнами. В 1944 году на Карельском фронте началось большое наступление советских войск. В районе села Обжи велись сильные обстрелы из "Катюш" и артиллерии. Но к началу наступления финны уже оставили деревню, о чем советские артиллеристы не знали. Поблизости от деревенских домов со страшным грохотом продолжали разрываться снаряды, все было затянуто гарью и дымом. Жители деревни, в страхе бежавшие из своих домов, вместе с домашним скотом залегли в глубокой канаве у реки. Чья-то корова, испугавшись стрельбы, выскочила из укрытия и увязла в болотистом месте у речки Обжанки. Но никто, из страха погибнуть, не решался помочь ей выбраться, пока обстрел внезапно не прекратился и не подошли передовые советские части. Только тогда жители села вышли из своего укрытия. Передовые части пошли вперед, а через деревню потянулась вереница ракетных установок. Командующий артиллерией капитан подошел к селянам и стал всматриваться в их лица, как будто разыскивая кого-то. Осмотрев внимательно всех жителей, он спросил: "А где старичок, весь белый, с бородой?" Ему ответили, что в деревне такого нет. Тогда капитан рассказал, что, обстреливая район наступления, они направили "Катюшу" и на деревню. Но вдруг из клубов дыма со стороны деревни появился бородатый старик. Он поднял руку, останавливая стрельбу, и сказал: "Здесь только мирные жители". Капитан хотел расспросить старика, кинулся к нему, а тот словно в дыму растаял. Выслушав рассказ капитана, жительница села Обжи Наталья Бибикова вышла вперед и сказала, что это их спас преподобный Адриан Ондрусовский, небесный покровитель тех северных мест.
Дни почитание преподобного Адриана: 26 августа/8 сентября, в день тезоименитства, и 17/30 мая, в день перенесения мощей. Убиение преподобного и явление его старцам изображено на иконах Ондрусовской обители.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: