Тайна силотвора [MS/7933]

Статья в газете «Сестрорецкие берега» за 2006 год
Статья в газете «Сестрорецкие берега» за 2006 год
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Ленинградская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Белоостров
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 4
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.45Рекомендаций: 5Нашли: 15
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
здесь находится микроконтейнер с заданием
здесь находится микроконтейнер с заданием
треугольная яма на территории взорвавшейся сушильни
треугольная яма на территории взорвавшейся сушильни
место тайника
место тайника
Автор: Jackie
Создан: 27.06.2010
(отредактирован 05.04.2012)

Описание окружающей местности

Предисловие

     Пути интернет-поисковиков неисповедимы – две недели назад, при поиске информации о боевых действиях на советско-финском фронте в 44 году я по какой-то ссылке попала на очень мирную страничку сайта beloostrov.ru. Нужного мне, конечно, не оказалось, но зато ...
     Сначала попалось на глаза название Papinkorpi – в ветке форума на сайте обсуждалось его происхождение. Финское слово «korpi», которое есть в этом названии, мне известно – это «глушь», "дремучий лес". И район Старого Белоострова хорошо знаком, поэтому обсуждения конечно же заинтересовали - ведь подобного названия в этих краях я раньше не слышала. Ну разве что знаю Пасторский ручей и озеро (Papin – просторечное, вроде как наше «поп»). Потом разговоры на ветке плавно перешли к странным постройкам в этом местечке, приводились карты местности разных времен, назывались незнакомые фамилии, видимо хорошо известные участникам, и прозвучало странное название– «силотворческая дорога». Ищу в статьях на сайте – и вот, Михаил Логунцов, «Силотвор инженера Руктешеля»...

«… однажды весь Белоостров содрогнулся от страшного взрыва, прогремевшего на этом острове. Но когда произошло это событие и какие именно погреба находились на острове, за давностью лет уже никто объяснить не мог. После упоминания о взрыве пороховых погребов Кельвияйнен невольно вспомнила и странное название той старой дороги — Силотворческая.»

     Прочитываю статью и, взяв велосипед, в ближайшие выходные еду в Белоостров искать дорогу и следы построек. Места примерно себе представляю. Михаил Логунцов в августе 2009 года эту дорогу уже нашел, опознал, и даже в начале неё повесил на дерево табличку. Немножко покрутив по садоводству, нахожу выезд в лес и похожую лесную дорогу. Ура – вижу табличку. Значит все правильно! Путь через болота приводит к месту взрывоопасного производства, о котором говорилось в статье. Интересно – попадаются кирпичи с буквами Г.Л. (позже узнаю, что так маркировались кирпичи завода графа Левашова). Снимаю с помощью GPS план места и выбираюсь к Выборгскому шоссе.  Но оказывается, все уже заснято - вечером на сайте beloostrov.ru нахожу подробный план строений как до, так и после взрыва, выложенный в марте этого года. Тем интереснее! Сравниваю свой план с имеющимися – а у меня-то отмечены еще какие-то водоотводные канавы, возможно и там тоже были какие-то производственные строения.

История

     В начале 1885 года в Санкт-Петербурге на Ученом совете обсуждалось изобретение машины-двигателя некоего инженера Руктешеля. Сообщение так заинтересовало участников, что Главное артиллерийское управление тут же сделало заказ на изготовление опытного образца двигателя с мощностью в 15 лошадиных сил. 19 января 1885 года департамент торговли и мануфактуры Министерства финансов выдал свидетельство на привилегию (патент) «...на новую машину-двигатель, названную «силотвор», на имя гражданина инженера Владимира фон Руктешеля…». Изобретение было запатентовано как в России, так и во всех ведущих государствах Европы.
      Составной и неотъемлемой частью этого изобретения было горючее вещество, которое при сгорании приводило в движение вышеназванную машину-двигатель. Это вещество также было названо изобретателем «силотвор».
     Изобретение признано, заказ на машину получен и надо срочно было найти место для производства. Ведь было необходимо создать не только конструкцию сило-двигателя, но и изготовить определенное количество горючего вещества «силотвор». Это вещество - силотвор - бездымный порох на основе целлюлозы. Для его производства  требовалось наличие древесной массы, которая является промежуточной частью бумажного производства.

«...Одним из главных недостатков хлопчатобумажного пороха есть его свойство превращаться в газы в высшей степени быстро, то есть взрываться. Если подвергнуть его удару или толчку, произведенному твердым предметом, то происходит взрыв. Изготовляемый до сих пор хлопчатобумажный порох при продолжительном хранении имеет способность самопроизвольно взрываться.
      ...Хотя силотвор принадлежит к категории легковоспламеняющихся веществ, но по особому его составу он не возгорается ни от ударов, ни от трения металлами, а лишь от прикосновения огня или при температуре не менее 150°С.

   Место для размещения завода по выделке горючего вещества должно было соответствовать ряду условий:
      1. Расстояние от завода до ближайших строений местных жителей должно быть не менее полутора верст.
      2. Наличие возможности изготовления древесной массы, входящей в состав силотвора.
      3. Наличие чистой родниковой воды для промывки древесной клетчатки.
      4. Близость железной дороги для обеспечения строительства и функционирования завода.
     

     И такое место было найдено -  условиям полностью соответствовала местность в имении наследников Ольхиных в Белоострове. С Ольхиным был заключен арендный договор, удовлетворяющий утвержденным 22 мая 1876 года Правилам о частных пороховых заводах, сроком до 1 апреля 1891 года.
     Первичная обработка сырья не представляла угрозы взрыва, и фабрика по её выделке расположилась прямо в слободе Александровская около Белоострова. А вторичное, как взрывоопасное производство, было отнесено от деревни за две версты (около 2,5 км). От производственной части был отдалён и склад готовой продукции — с тем расчётом, чтобы находить от деревни на указанное расстояние и одновременно быть относительно недалеко, но и в безопасности от взрывоопасной части производства. И эти предосторожности в последствии оказались не лишними.
     15 сентября 1887 года губернатор подписал разрешение на строительство завода в Белоострове. К концу 1888 года строительство подходило к завершающему этапу. Начало производства взрывчатого вещества было уже не за горами, и Руктешель заказывает за границей около 200 пудов дымящейся азотной кислоты.
     Попытки произвести опытную партию силотвора до окончания действия арендного договора не увенчались успехом и заключается новый договор сроком до 31 марта 1893 года.
     В апреле 1891 года на заводе были установлены машины, и началась выделка первых партий взрывчатого вещества.
     Владимир Романович фон Руктешель участвовал во всех стадиях процесса производства. Качество силотвора от одной партии к другой неуклонно улучшалось. Процесс изготовления взрывчатого вещества становился все более стабильным и на складе его количество непрерывно росло, но... Помните, я в начале привела цитату  о сильном взрыве?
     Произошел он в полдень 11 июля 1891, как установило следствие, из-за пожара в сушильне. Однако, ни Александровка, ни Белоостров, ни даже склад готового «силотвора» от этого взрыва не пострадали.
     После проведенного расследования причин взрыва было решено продолжить производство взрывчатого вещества при соблюдении всех правил предосторожности и возведения земляного вала вокруг сушильни высотой до конька ее крыши.
     В последнем документе, приведенном в статье Михаила Логунцова, указано,  что 20 августа 1892 года инженер Руктешель направил прошение губернатору для получения свидетельства на выдачу 18 бочек азотной кислоты из Белоостровской таможни.

Вопросы, или Что осталось неясно

Papinkorpi. Откуда взялось это название. Когда оно появилось и что было в этом месте? Первый раз в таком написании оно появляется на финских картах редакции 1942 года. На трехверстке Шуберта 1850 года на перекрестке дорог недалеко от начала будущей дороги есть надпись «дом священника». На финской карте 1895 года есть надпись Pappila, что в переводе «дом приходского священника». Вроде бы именно тут в Александровке была ц. Святой Троицы. Сейчас на этом месте установлен деревянный крест (60°10,631 и 30°01,140). 

Была ли Силотворческая дорога построена специально для производства или в каком-то виде существовала до того, например, для вывоза леса на фабрики Ольхиных.
     Что интересно – на финской карте, редакции 1937 года, есть другая дорога к этому месту. А нынешняя, прямая лесная, местами напоминающая аллею, до «строений» не доходит. Возможно, что следы  той «финской» дороги я видела в еловом лесу недалеко от склада.

     Если земляных вала, согласно схеме, было два, то куда так бесследно исчез второй? Последствия войны? Вполне возможно - ведь эта территория была приграничной. 

Что же такое силотвор
Силотвор - машина-двигатель Руктешеля – скорее всего прототип двигателя внутреннего сгорания (по форуму на aroundspb.ru). Само вещество «силотвор» - возможно некий жидкий вариант пироксилина (форум на Balancer.Ru)  

Каким на самом деле было вещество силотвор - жидким или твердым? Оказывается, существуют твердотопливные двигатели внутреннего сгорания.

В журнале "Природа и охота Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты" за май 1891г была статья под названием Силотвор (бездымный порох), но содержание статьи мне не известно.

Ну и самое главное – а где использовался силотвор и использовался ли вообще? Если это все же один из бездымных порохов, то ведь в это же время проводятся  опыты по выработке бездымного пороха Охтинским пороховым заводом, и в даже в 1889 году был получен первый образец. Или разработанный Менделеевым в 1890-1892 гг.  в бездымный порох и испытанный в орудиях различных калибров 5(17) июня 1893 года под руководством адмирала Макарова, названный  пирокол-лодийным,  тоже вид нитроклетчатки, вытеснил силотвор - заказ Руктешелю так же был сделан Артиллерийским ведомством. Но ведь силотвор Руктешеля предназначался для Морского ведомства и был призван заменить паровые двигатели.

     Из справки, предоставленной инженером Руктешелем в Санкт-Петербургское губернское правление от 7 марта 1886 года:

"...1. Горючее вещество силотвор изобретено мною... с целью заменить пар как крайне дорогостоящую и во многих отношениях неудобную двигательную силу. Научные данные и произведенные мною многочисленные, в течение двух лет, опыты доказывают его относительную безопасность и громадную практическую полезность, так как машина, приспособленная к действию силотвора, дает экономию во всех расходах, а главное в топливе, по сравнению с машинами, действующими паром, на 800%...
      2. Это изобретение было испытано профессорами Бейльштейном, Кирпичевым, Ермаковым и другими; главным начальником по технической части в Морском министерстве, в ученом комитете Морского министерства и в присутствии морского министра и многих лиц и признано имеющим громадную силу движения... "

Материалы

      При подготовке описания использована статья Михаила Логунцова "Силотвор инженера Руктешеля". Полностью ее можно прочитать на сайтеbeloostrov.ru. Статья была опубликована в газете «Сестрорецкие берега» в 2006 году 21-27 янв. (№ 2) и 28 янв.-3 февр. (№ 3). Газетная статья  находится на сайте ЦГПБ им. В. В. Маяковского.

Дополнительные материалы:
Статья «Силотвор» в Papinkorpi. 
Ссылка на обсуждения в  форуме, в которых можно найти много интересного: форум
О порохе в целом и бездымном в частности, без углубления в дебри химии, можно почитать, например, вот эту статью - Порох.

Версии происхождения названия "papinkorpi" (новое)

Описание тайника

Содержимое тайника

Внедорожник
Кораблик
Хомуты
Два бейджика
Диск с фильмом

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

A&Y (04.07.2015 23:43:59)
Силотворная дорога хотя местами с большими лужами, но вполне проходима посуху. Бродить по лесу конечно пришлось долго - метки просто так в руки не даются. Кстати - грибы (колосовики) пошли - вместо одной из пробок нашел отличный подосиновик. В итоге определил три пробки, но этого хватило.
В контейнере вода - вылил. Все сырое и плесневеет, но блокнот в отдельном пакете сухой. Ничего не брал, ничего не клал.
Jackie (08.06.2014 21:28:38)
Записка в микрике заменена. Так как табличка, когда-то установленная М.Логунцовым в начале дороги, исчезла, то в записке написано примерное расстояние до заболоченого ручья.

Выявилась одна странность в старой записке. Так что, если будут проблемы, поменяйте местами 6 и 3.
Sergio79 (26.04.2014 22:29:21)
Seriy Volk (29.12.2013 21:42:07)
Cossacks (29.12.2013 18:41:32)
LUSJA (05.11.2013 15:33:38)
Задохликовый тупик (21.10.2013 14:29:24)
Trankvill (01.05.2012 19:50:29)
Nicol (28.05.2011 22:22:54)
King (10.10.2010 22:44:45)
MikeT (11.08.2010 08:01:32)
Mikkonen (01.08.2010 22:04:40)
Gluker (31.07.2010 21:50:18)
-nz- (31.07.2010 17:39:32)
Gluker (24.07.2010 18:34:54)
Varkan (19.07.2010 01:59:44)
весёлая Улитка (05.07.2010 12:43:01)
MikeT (28.06.2010 18:07:08)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115