Все запорожцы знают о мостах Преображенского, и лишь некоторые слышали об их предшественниках - мостах Стрелецкого. Взгляните на фотографии. Старые и новые мосты похожи, но новые бетонные, а старые были стальные и по тем временам были чудом инженерной мысли.
Самым первым из мостов был Кичкасский, который проходил в 800 м выше по течению от современого ДнепроГЭСа. до сих пор торчит из воды основание его опоры в точке N 47 52,734 Е 035 6,483 Был построен в 1905 году вместе с железной дорогой Кривой Рог - Донбасс и просуществовал до 6 ноября 1931 года, после чего был разобран и его заменил ДнепроГЭС. Подробнее о Кичкасском мосте пишут здесь: http://diveinstructor.com.ua/dayv-saytyi/kichkaskiy-most/kichkaskiy-most.html
Однако были нужны новые мосты, ведь Днепрогэс не обеспечивал движения по железной дороге. Автором проектов новых мостов был Николай Станиславович Стрелецкий, член-корреспондент АН СССР с 1931г., профессор Московского инженерно-строительного института; автором архитектурного решения - известный архитектор В.А.Веснин. В качестве материала для изготовления конструкций мостов предполагалось использовать ферросилициевую сталь; заказ на их изготовление получили Витковицкие сталеплавильные заводы Чехословакии. Часть конструкций была собрана там же, часть на Днепропетровском металлургическом заводе им. Петровского. Мост через Старый Днепр строили чехи, а через Новый Днепр - днепростроевцы под руководством сормовского инженера Константинова, имевшего большой опыт строительства мостов в Сибири. Оба моста впоследствии нередко называли мостами Константинова.
Через Новый Днепр был построен трехарочный мост длиной 715м и высотой 50м. Одноарочный мост через Старый Днепр имел протяженность 370м. В свое время это был самый большой однопролетный мост в Европе. Оба моста были двухъярусными. По верхнему ярусу проходила железная дорога, по нижнему - широкая шоссейная и автомобильная дорога с тротуарами по обе стороны для пешеходов. Движение по новой магистрали через остров Хортицу было открыто 6 ноября 1931г., в канун 14-й годовщины Октябрьской революции.
В годы Великой Отечественной войны судьба мостов Стрелецкого сложилась трагично. В августе 1941г. немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага в город, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр. Огромная волна снесла немецкие переправы. К сожалению, в плавневой зоне острова Хортицы находилось значительное количество советских бойцов, которые не успели переправиться на левый берег, они также были снесены водой. Несколько позже мост через Старый Днепр был подорван политруком М.З.Бочаровым. Все это дало возможность продолжить почти на полтора месяца работы по эвакуации заводов и ценного оборудования на восток. Только после того, как последний состав оставил город, немцы вошли в Запорожье. Произошло это с 3-го на 4-е октября 1941 года.
Во время войны были построены временные деревянные мосты, которые проработали 9 лет и в 1954 году были ликвидированы с открытием движения по новым мостам по проекту инженера Бориса Николаевича Преображенского. Через Новый Днепр был построен четырехарочный двухъярусный мост, нижний ярус которого был предназначен для пешеходов и автогрузового транспорта, а второй - для двухпутейной железнодорожной магистрали. Общая длина моста составила 560м, высота 54м. Через Старый Днепр был построен также двухъярусный, но одноарочный мост, считавшийся для того времени уникальным из-за огромного пролета длиной 228м. Оба моста были сданы в эксплуатацию 31 декабря 1952г. Интересно отметить, что американские специалисты считали строительство таких мостов невозможным.
Мосты преображенского сейчас функционируют в катастрофически перегруженном, в час-пик и во время аварий на въезде на мост ужасные пробки. Поэтому с 2005 года ведется строительство новых современных мостов параллельно старым, однако в силу жадности и недобросовестности властей темп строительства невысок. Молодые запорожцы шутят, что их внуки уж точно смогут проехать по новым мостам))
От старого моста стрелецкого остались два фрагмента опоры (см. фото), их координаты в заголовке. Однако смотреть на них можно только с тротуара моста Преображенского - там внизу запретная зона, ибо мост - это стратегически важный объект и тщательно охраняется.
Да и вообще не случайно примечательность местности - 4. С моста открывается красивейший вид на ДнепроГЭС, Днепр, Хортицу, пляжи и город.
Часстично по материалам сайта www.photoalbum.zp.ua плюс личные знания автора, записанные со слов старожилов города.