Музей узкоколейной техники в Лавассааре [MV/8106]

Тепловоз ТУ4-800
Тепловоз ТУ4-800
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Музей/экскурсия
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Эстония
Пярнумаа
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Лавассааре
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 5
РЕЙТИНГ
4.50Рекомендаций: 1Нашли: 4
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Мотовоз МД-54-4
Мотовоз МД-54-4
Водокачка
Водокачка
Стрелка
Стрелка
Мотовоз МУЗг-4
Мотовоз МУЗг-4
Автор: ЖЖ и Chuma
Создан: 12.07.2010
(отредактирован 29.03.2011)
Компаньоны: Chuma

Описание окружающей местности

Музей работает с июня по сентябрь. Более подробная информация по ссылке ниже

История узкоколейных железных дорог в нынешнем уезде Пярнумаа началась в 1896 году, когда была открыта узкоколейная железная дорога общего пользования Валк (Валга) — Мойзекюль (Мыйзакюла) — Пернов (Пярну).

В 1918 году была провозглашена независимость Эстонской Республики. По информации от М. Хелме, в 1923-1924 годах была построена линия узкоколейной железной дороги Пярну — Лавассааре, составлявшая единую сеть с линией общего пользования Пярну — Валга. Линия предназначалась в основном для вывоза торфа, который поступал на предприятия городов Пярну и Синди. В Лавассааре было построено каменное здание депо, сохранившееся до настоящего времени (с 1987 года используется Эстонским музеем узкоколейных железных дорог).

В 1930-х годах была построена торфовозная узкоколейная железная дорога в районе посёлка Тоотси. Она также составляла единую сеть с магистральной узкоколейной железной дорогой общего пользования (участок Пярну — Лелле — Таллин). В 1939 году в посёлке Тоотси был открыт торфобрикетный завод.

В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. В числе всех прочих предприятий, торфодобывающие и торфоперерабатывающие производства в Лавассааре и Тоотси были национализированы.

В 1948 году узкоколейная железная дорога торфопредприятия Тоотси была частично электрифицирована. По информации от А. Корсакова, это был первый в СССР опыт электрификации узкоколейной железной дороги торфяной промышленности. В Тоотси поступили шахтные электровозы 7КР-750 (II-ТР-2) производства Харьковского и Дружковского машиностроительных заводов, переоборудованные для наземной эксплуатации.

Первоначально на торфомассиве были электрифицированы только главные пути, в вывозной работе на временных внутримассивных путях применялись мотовозы. Позднее электровозы были оборудованы боковыми токосъёмниками и стали использоваться не только на главных путях, но и на «времянках», где контактный провод находился сбоку от пути для обеспечения возможности погрузки торфа в вагоны.

Практика показала нецелесообразность электрификации временных путей: несмотря на боковое расположение, контактная сеть мешала погрузке торфа, периодически обрывалась экскаваторами. Временные пути на торфомассивах часто перекладываются, перестановка опор контактной сети была трудоёмким процессом. Поэтому было принято решение о «деэлектрификации» временных путей и переоборудовании электровозов в комбинированные локомотивы — электротепловозы. На электровозы были установлены автомобильные двигатели ЗИЛ-5 (позднее ЗИЛ-120) и генераторы постоянного тока ДК-303А.

В 1959 годах в Тоотси был открыт новый торфобрикетный завод значительной мощности. Посёлок Тоотси стал основным центром торфяной промышленности Эстонской ССР.

В 1971 году участок узкоколейной железной дороги общего пользования Пярну — Эйдапере (линия в сторону Таллина) был заменён железной дорогой широкой колеи. В 1975 году была открыта ширококолейная линия Пярну — Мыйзакюла, узкоколейная железная дорога общего пользования в Пярнуском районе окончательно исчезла. Приблизительно тогда же была разобрана линия Пярну — Лавассааре. Почти на 10 лет узкоколейная железная дорога торфопредприятия Лавассааре стала изолированной. В то время она соединяла посёлок Лавассааре с торфомассивом, сообщение посёлка Лавассааре с внешним миром осуществлялось исключительно по автодорогам.

После ликвидации линии Пярну — Лавассааре был поднят вопрос о строительстве в Лавассааре торфобрикетного завода. В качестве альтернативы был предложен вариант соединения узкоколейных железных дорог в Лавассааре и Тоотси, благодаря чему появлялась возможность транспортировать торф на уже существующий крупный торфобрикетный завод в Тоотси. После длительного обсуждения был принят именно этот вариант. В определённой мере этому способствовало истощение торфомассива близ Тоотси. Торфомассив вблизи Лавассааре — более крупный, имеющихся запасов торфа хватит на много десятилетий активной добычи.

Строительство соединительной линии Майма — Тоотси началось в 1979 году, сквозное движение открылось в июне 1983 года. При строительстве был выполнен огромный объём работ. Наиболее дорогостоящим объектом стал путепровод над автодорогой Таллин — Рига, расположенный вблизи населённого пункта Халинга.

С момента открытия соединительной линии Майма — Тоотси узкоколейная железная дорога в Пярнуском районе стала крупнейшей в Эстонии. Объём перевозок после объединения сетей многократно возрос. В Тоотси и Лавассааре поступали новые тепловозы и вагоны.

Не позднее 1980-х годов все линии узкоколейной железной дороги за пределами посёлка Тоотси были «деэлектрифицированы». Небольшой электрифицированный участок остался лишь вблизи торфобрикетного завода, электровозы продолжали использоваться в маневровой работе.

В 1987 году в посёлке Лавассааре группой энтузиастов был создан Эстонский музей узкоколейных железных дорог. Музей разместился в здании депо постройки 1920-х годов и на прилегающей к нему территории.

После 1991 года сеть узкоколейных железных дорог продолжала активно работать. Владельцем узкоколейной железной дороги стала компания Tootsi Turvas («Тоотси-торф»). В 2002 году по заказу компании Tootsi Turvas в депо Таллин-Вяйке и мастерских в Тоотси по специальному проекту были изготовлены новые торфовозные вагоны (сходны с вагонами ТСВ6А, но не имеют люков).

После 2005 года на обветшавшем пути участка Майма — Тоотси стали часто происходить аварии. Путепровод через автодорогу Таллин — Рига был обследован комиссией и был признан аварийным. В 2008 году владелец Tootsi Turvas (компания Vapo из Финляндии) принял решение об отказе от эксплуатации участка Майма — Тоотси. Вместо этого было решено доставлять торф по узкоколейной железной дороге в Лавассааре и перегружать его в большегрузные автомобили на эстакаде.

1 июля 2008 года был организован «прощальный рейс» поезда по маршруту Тоотси — Лавассааре для эстонских любителей железных дорог.

Узкоколейные железные дороги на торфомассивах вблизи Лавассааре и Тоотси в ближайшие несколько лет будут действовать. Однако в перспективе не исключается переход на автомобильный вывоз торфа, с последующей ликвидацией узкоколейной железной дороги. В этом случае единственным сохранившимся участком станет короткая линия в Лавассааре, принадлежащая музею (протяжённость — около 2 километров). 

Использована информация с сайта http://sbchf.narod.ru/ (С. Болашенко  «Узкоколейные железные дороги Эстонии»).
Официальный сайт музея: http://www.museumrailway.ee/ajalugu.htm (информация на эстонском и английском).
Время работы музея по ссылке http://www.museumrailway.ee/kylast.htm
.
Если нет возможности перейти по ссылке, то гарантированный доступ только летом с 11 00 до 17 00.

Описание тайника

Содержимое тайника

-

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

jussike (29.08.2016 15:41:27)
Leitud 23.07.2016
Cossacks (27.05.2012 09:18:47)
Осмотрели экспозицию музея утром 21.05.2012 г. Согласно расписанию, висящему на дверях, музей начинает работать только с июня, но, воспользовавшись помощью местного населения, нам все-таки удалось попасть на территорию и осмотреть экспозицию. Экспонаты довольно интересные – хотя мы неоднократно видели в России узкоколейки, но посмотреть и потрогать подвижной состав удалось впервые. Жаль, что не получилось покататься. Экспозиция очень понравилась, большое спасибо автору тайника.
BiHiTRiLL (20.07.2011 11:16:12)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115