Музей работает с июня по сентябрь. Более подробная информация по ссылке ниже
История узкоколейных железных дорог в нынешнем уезде Пярнумаа началась в 1896 году, когда была открыта узкоколейная железная дорога общего пользования Валк (Валга) — Мойзекюль (Мыйзакюла) — Пернов (Пярну).
В 1918 году была провозглашена независимость Эстонской Республики. По информации от М. Хелме, в 1923-1924 годах была построена линия узкоколейной железной дороги Пярну — Лавассааре, составлявшая единую сеть с линией общего пользования Пярну — Валга. Линия предназначалась в основном для вывоза торфа, который поступал на предприятия городов Пярну и Синди. В Лавассааре было построено каменное здание депо, сохранившееся до настоящего времени (с 1987 года используется Эстонским музеем узкоколейных железных дорог).
В 1930-х годах была построена торфовозная узкоколейная железная дорога в районе посёлка Тоотси. Она также составляла единую сеть с магистральной узкоколейной железной дорогой общего пользования (участок Пярну — Лелле — Таллин). В 1939 году в посёлке Тоотси был открыт торфобрикетный завод.
В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. В числе всех прочих предприятий, торфодобывающие и торфоперерабатывающие производства в Лавассааре и Тоотси были национализированы.
В 1948 году узкоколейная железная дорога торфопредприятия Тоотси была частично электрифицирована. По информации от А. Корсакова, это был первый в СССР опыт электрификации узкоколейной железной дороги торфяной промышленности. В Тоотси поступили шахтные электровозы 7КР-750 (II-ТР-2) производства Харьковского и Дружковского машиностроительных заводов, переоборудованные для наземной эксплуатации.
Первоначально на торфомассиве были электрифицированы только главные пути, в вывозной работе на временных внутримассивных путях применялись мотовозы. Позднее электровозы были оборудованы боковыми токосъёмниками и стали использоваться не только на главных путях, но и на «времянках», где контактный провод находился сбоку от пути для обеспечения возможности погрузки торфа в вагоны.
Практика показала нецелесообразность электрификации временных путей: несмотря на боковое расположение, контактная сеть мешала погрузке торфа, периодически обрывалась экскаваторами. Временные пути на торфомассивах часто перекладываются, перестановка опор контактной сети была трудоёмким процессом. Поэтому было принято решение о «деэлектрификации» временных путей и переоборудовании электровозов в комбинированные локомотивы — электротепловозы. На электровозы были установлены автомобильные двигатели ЗИЛ-5 (позднее ЗИЛ-120) и генераторы постоянного тока ДК-303А.
В 1959 годах в Тоотси был открыт новый торфобрикетный завод значительной мощности. Посёлок Тоотси стал основным центром торфяной промышленности Эстонской ССР.
В 1971 году участок узкоколейной железной дороги общего пользования Пярну — Эйдапере (линия в сторону Таллина) был заменён железной дорогой широкой колеи. В 1975 году была открыта ширококолейная линия Пярну — Мыйзакюла, узкоколейная железная дорога общего пользования в Пярнуском районе окончательно исчезла. Приблизительно тогда же была разобрана линия Пярну — Лавассааре. Почти на 10 лет узкоколейная железная дорога торфопредприятия Лавассааре стала изолированной. В то время она соединяла посёлок Лавассааре с торфомассивом, сообщение посёлка Лавассааре с внешним миром осуществлялось исключительно по автодорогам.
После ликвидации линии Пярну — Лавассааре был поднят вопрос о строительстве в Лавассааре торфобрикетного завода. В качестве альтернативы был предложен вариант соединения узкоколейных железных дорог в Лавассааре и Тоотси, благодаря чему появлялась возможность транспортировать торф на уже существующий крупный торфобрикетный завод в Тоотси. После длительного обсуждения был принят именно этот вариант. В определённой мере этому способствовало истощение торфомассива близ Тоотси. Торфомассив вблизи Лавассааре — более крупный, имеющихся запасов торфа хватит на много десятилетий активной добычи.
Строительство соединительной линии Майма — Тоотси началось в 1979 году, сквозное движение открылось в июне 1983 года. При строительстве был выполнен огромный объём работ. Наиболее дорогостоящим объектом стал путепровод над автодорогой Таллин — Рига, расположенный вблизи населённого пункта Халинга.
С момента открытия соединительной линии Майма — Тоотси узкоколейная железная дорога в Пярнуском районе стала крупнейшей в Эстонии. Объём перевозок после объединения сетей многократно возрос. В Тоотси и Лавассааре поступали новые тепловозы и вагоны.
Не позднее 1980-х годов все линии узкоколейной железной дороги за пределами посёлка Тоотси были «деэлектрифицированы». Небольшой электрифицированный участок остался лишь вблизи торфобрикетного завода, электровозы продолжали использоваться в маневровой работе.
В 1987 году в посёлке Лавассааре группой энтузиастов был создан Эстонский музей узкоколейных железных дорог. Музей разместился в здании депо постройки 1920-х годов и на прилегающей к нему территории.
После 1991 года сеть узкоколейных железных дорог продолжала активно работать. Владельцем узкоколейной железной дороги стала компания Tootsi Turvas («Тоотси-торф»). В 2002 году по заказу компании Tootsi Turvas в депо Таллин-Вяйке и мастерских в Тоотси по специальному проекту были изготовлены новые торфовозные вагоны (сходны с вагонами ТСВ6А, но не имеют люков).
После 2005 года на обветшавшем пути участка Майма — Тоотси стали часто происходить аварии. Путепровод через автодорогу Таллин — Рига был обследован комиссией и был признан аварийным. В 2008 году владелец Tootsi Turvas (компания Vapo из Финляндии) принял решение об отказе от эксплуатации участка Майма — Тоотси. Вместо этого было решено доставлять торф по узкоколейной железной дороге в Лавассааре и перегружать его в большегрузные автомобили на эстакаде.
1 июля 2008 года был организован «прощальный рейс» поезда по маршруту Тоотси — Лавассааре для эстонских любителей железных дорог.
Узкоколейные железные дороги на торфомассивах вблизи Лавассааре и Тоотси в ближайшие несколько лет будут действовать. Однако в перспективе не исключается переход на автомобильный вывоз торфа, с последующей ликвидацией узкоколейной железной дороги. В этом случае единственным сохранившимся участком станет короткая линия в Лавассааре, принадлежащая музею (протяжённость — около 2 километров).
Использована информация: С. Болашенко «Узкоколейные железные дороги Эстонии». Официальный сайт музея с детализацией времени работы: http://www.museumrailway.ee/en/for-visitors/ (информация на эстонском и английском). Если нет возможности перейти по ссылке, то гарантированный доступ только летом с 11 00 до 17 00.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: