Автор: RaFaeL
Создан: 18.09.2010
Опубликован: 21.09.2010
(отредактирован: 12.04.2015)
Компаньоны: frida-fro
Описание окружающей местности
Имя авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова сегодня полузабыто. Помнят его разве что по легендарному пикирующему бомбардировщику Пе-2, - «пешке», как называли этот самолёт на фронте. Начав работать вместе с Туполевым и пройдя через сталинские «шараги», с самых первых дней войны он возглавлял собственное конструкторское бюро, занимавшееся строительством и модификацией «пешек». В условиях военного времени, когда на фронт ушли добровольцами многие специалисты, а завод был эвакуирован из Москвы в Казань, план выполнялся так, что самолёты принимались с огромным количеством дефектов, и эти дефекты нередко становились причиной трагедий. В декабре 1941 года появился риск того, что из-за непрекращающихся недочётов производство Пе-2 могут прекратить в пользу других моделей, конструкции Туполева. Петлякову срочно требуется прибыть на совещание в Москву, дабы отстоять свою модель и продолжить её доработку. Но – на чём? На поезде – застрянешь в пути, заводской самолёт занят… Петляков решает лететь на первых попавшихся машинах, направляющихся в сторону Москвы. Такими машинами явились две «пешки», предназначенные полку дальних разведчиков и отличающиеся от своих серийных собратьев в том числе увеличенным запасом топлива. Вылет несколько раз откладывался – некоторые дефекты устранялись прямо на аэродроме, а по стечению обстоятельств окончательная проверка была осуществлена не в полном объёме. Вместо назначенного на 11 часов утра 12 января вылет происходит в 13.40. В одном из самолётов кроме экипажа находится Петляков, в другом – его заместитель Изаксон.
В 14 часов 15 минут, в трех километрах от станции Камкино, самолет Пе-2, заводской N 14-11, следовавший в паре с самолетом N 12-11, отклонясь от маршрута, резко развернул влево на 160-200 градусов и с большим углом снижения пошел на вынужденную посадку. Случайные очевидцы видели, что на высоте 50-100 метров он был охвачен пламенем и пикировал под углом 60 градусов с левым креном. В одном километре от деревни Мамешево машина ударилась о землю. Взрыв бензобаков разметал обломки самолета на площади 150x50 метров. Экипаж и единственный пассажир - главный конструктор этого самолета Владимир Михайлович Петляков погибли.
В качестве версий причин трагедии выдвигались разные предположения: и плохие погодные условия, и атака вражеского самолёта, и даже обстрел охраной моста через Пьяну. Наиболее вероятная версия – возгорание двигателя (очаг пожара находился на внутренней поверхности правого крыла и правой части центроплана). Возможная причина - подтекание бензина в зоне правой мотогондолы вследствие разъединения всасывающих патрубков (иногда из-за халатности на стягивающие хомуты забывали ставить гайки). Роковое стечение обстоятельств привело к тому, что выдающийся авиаконструктор погиб на борту своего детища…
Производство Пе-2 не остановили. За годы войны "пешку" довели, она стала основным советским фронтовым бомбардировщиком - было выпущено 12,5 тысяч машин. А на месте гибели авиаконструктора долгое время была лишь небольшая жестяная табличка на берёзе, и напоминали о трагедии в основном осколки самолёта, ежегодно выпахиваемые тракторами на поверхность. В 2006м году накануне Дня Победы недалеко от места падения пикирующего бомбардировщика был открыт памятник и авиаконструктору, и членам экипажа. Отныне память о Владимире Петлякове увековечена на нижегородской земле.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: