Впервые Поречье упоминается в переписи еще 1495 года как "сельцо Поречье, принадлежащее великому князю Московскому Ивану III". Сведения о владельцах сельца вплоть до середины XVIII века очень скупы, а вот в 1742 году его пожаловала своему фавориту Алексею Григорьевичу Разумовскому императрица Елизавета Петровна. Затем село перешло к его брату Кириллу, а потом и к сыну последнего - Льву Кирилловичу. Граф Разумовский, первый щеголь и мот в полку, всегда был общим любимцем, готовым помочь друзьям. Но вдруг он оставил военную службу, подал в отставку, женился: и стал владельцем Поречья. Первым делом он построил церковь Рождества Богородицы, положив тем самым начало обустройству имения. Здесь был возведен деревянный господский дом с флигелями, служебные постройки, автором которых считается известный русский архитектор А. Мартынов. В дальнейшем владельцем усадьбы стал граф Сергей Семенович Уваров, а потом и его сын Алексей Сергеевич Уваров. Их имена тесно связаны с археологией.
Сергей Семенович Уваров был министром народного образования. Он всячески поощрял молодых ученых, посылал их на обучение за границу, ратовал за развитие отечественной школы живописи и археологии: Он покровительствовал русским талантам: в частности, помог тогда еще никому не известным молодым художникам О. Кипренскому и К. Брюллову. Интерес к археологии стал проявляться у Сергея Семеновича еще в юности, когда он стал членом кружка Алексея Николаевича Оленина - археолога, художника, литератора, директора Публичной библиотеки. Здесь Уваров завязал знакомства с писателями, изучал античность, археологию. Увлечение археологией передалось сыну Сергея Семеновича, Алексею Уварову и в дальнейшем стало для Алексея Сергеевича делом всей его жизни. В усадьбе Уваровых в Поречье старший Уваров собрал богатейшее собрание произведений искусства и древностей. С середины XIX в. в главном доме усадьбы существовал "Порецкий музеум" с выдающимся коллекциями подлинных антиков, живописи, скульптуры, бронзы и книг.
Алексей Сергеевич Уваров, после смерти отца каталогизировал и выпустил "Указатель Порецкого музеума для посетителей" - один из ранних образцов путеводителя по частным музеям и коллекциям России. Алексей Сергеевич Уваров существенно изменил направления в пополнении фамильной коллекции музея. Его стараниями сюда стали стекаться русские древности, археологические и этнографические памятники, старопечатные книги. Посвятивший всю свою жизнь их исследованию и сбережению, Уваров заботился не только о расширении коллекции, но и о её систематизации, изучении, введении в научный оборот.
В 1864 г. в Москве открывается московское археологическое общество, граф Уваров переселяется туда и занимает в новом обществе пост председателя, который и остался бессменно за ним до самой его смерти. Для возбуждения интереса к старине и для добывания возможно больших сведений об имеющихся там и сям памятниках, граф Уваров предложил обществу отнестись к епархиальным начальствам с просьбой, чтобы они пригласили настоятелей монастырей и приходских церквей к сообщению сведений о всех имеющихся у них древностях, а также предложил просить губернские статистические комитеты, чтобы они сообщали археологическому обществу сведения о древностях губернии и о собирателях их. Завершилась его деятельность устройством Исторического музея в Москве. К июню 1883 года коллекции были собраны и часть музея открыта.
После 1917 г. экспонаты фамильной коллекции Уваровых были вывезены в Исторический музей и Музей изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина).
Уваровы уделяли много времени и сил развитию Можайского уезда и окрестных деревень и сел. Они основали и курировали в дальнейшем школы для простых крестьян, содержали учителей на свои деньги, в Поречье открыли на свои деньги больницу опять же для местных крестьян. Поблизости от центра усадьбы на берегу реки Иночь до сих пор сохранились руины зданий суконной и бумагопрядильной фабрик 1830-х гг., входивших в "Порецкую экономию" графов Уваровых. У многих, кто помнит и передал память своим внукам и правнукам, остались только хорошие воспоминания об Уваровых.
К чему это я всё? Да к тому, что это яркий пример того, что называется ХОЗЯИН на своей земле. А почему именно этот пример? А с чего все началось, помните? Правильно… С церкви Рождества Богородицы. Однокупольная кирпичная церковь с колокольней - хороший образец стиля классицизма - была построена на средства графа Л. К. Разумовского в 1804-1819. В трапезной приделы Усекновения Предтечи и Алексия, человека Божия. Закрыта в конце 1930-х, занята складом, открыта в 1993, отремонтирована, отреставрирована и сейчас украшает собой центр города Поречье.
Рассмотрим другой пример, тут же, по соседству.
Из материалов Генерального межевания 1769 года известно, что деревня Панюково была приписана к селу Архангельскому и входила во владения тайного советника, сенатора Алябьева. Впоследствии земли сенатора были разделены на 17 владений, а сельцо Панюково отошло к Михаилу Михайловичу Грибоедову. В 1797 году в своей вотчине - Панюкове жена статского советника М.М. Грибоедова Настасья Владимировна начала строительство приходской каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В октябре того же года по указанию Его Императорского Величества была "отмежевана и отказана" земля под церковь, кладбище и под дворы священнослужителей. В 1803 году строительство церкви было закончено и было совершено освящение храма, о чем свидетельствует закладная доска, сохранившаяся до наших дней в храме. Церковь построена в стиле классицизма. Состоит из одноглавого четверика, трапезной и колокольни. В трапезной были Никольский (с 1843) и Покровский (с 1845) приделы. В декоративном убранстве здания заметно влияние барокко. Единственный престол - Рождество-Богородицкий. Храм закрывался в 1930-х годах, окончательно после Великой Отечественной войны в 1947году. К 1980-м годам - заброшен. В 1999 году была образована православная община и церковь передана Русской Православной Церкви.
Заметили? Правильно! Две церкви, с одинаковым именем, похожие как родные сестры. Но какая разная у них судьба! Или всё-же не заметили? Описание второй не заканчивается жизнерадостным "сейчас украшает"… Потому что… Да потому, что в игрушечной стране сэконд-хендового капитализма понятие ХОЗЯИН заменилось понятием ХОЗЯЙЧИК!!! И вот такого хозяйчика я и хотел бы Вам показать…
А концовка у описания - вот такая неожиданная: В настоящее время церковь находится на закрытой частной территории, свободного доступа нет. По сведениям местных жителей хозяин территории, татарин, построивший себе усадьбу "Август Парк", не допускает к храму никого, в том числе и священнослужителей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: