Авиабаза «Энгельс» - это не только аэродром и самолеты, это целый город, или гарнизон, как принято называть у военных, в котором живут и трудятся тысячи людей.
История авиабазы, а вместе с ней и Летного городка, начинается с 7 декабря 1931 года. В этот день был подписан приказ о начале формирования 14 военной школы пилотов. Первым ее начальником был полковник Мейер. В 1,5 км от города Энгельса, на пустыре, началось строительство школы. На стройке работало около 10 тысяч человек. 15 января 1932 года в школу прибыло первое пополнение, это были курсанты Ленинградской военно - теоретической школы. 27 января в школе начались занятия, а 16 февраля 1932 года с аэродрома поднялся в воздух первый самолёт У-2.
1 августа 1933 года осуществлен первый выпуск школы - 254 военных летчиков, это была весомая победа всего коллектива: летчиков - инструкторов, преподавателей, командиров, инженеров, техников, механиков и мотористов. В 1936 году школа заняла 1-ое место среди летных школ страны, а 31 декабря 1937 года приказом народного комиссара обороны СССР установлен днём рождения школы. Питомцы Энгельсской военной школы пилотов охраняли небо Родины и выполняли интернациональный долг в Испании, Монголии, а также участвовали в советско - финской войне 1939-1940.
Неимоверная тяжесть легла на плечи всего личного состава школы во время войны. Помимо подготовки молодых кадров, летчики школы участвовали в отражении воздушных атак фашистов над городами Энгельс и Саратов, вели воздушную разведку дислокаций противника. В военные годы на базе Энгельсской авиашколы были сформированы и отправлены на фронт 14 авиаполков. Среди них 3 женских полка. Их формирование и подготовка велась под руководством Героя Советского Союза М.М. Расковой. Ее имя носит школа с февраля 1943 года.
Выпускники школы всегда отличались высокой профессиональной подготовкой, мужеством и отвагой. Более 200 из них стали Героями Советского Союза, среди них 29 воспитанниц школы, трое выпускников удостоены этого звания дважды: Галиев Н.П., Голубев В.Н., Одинцов М.П. 15 мая 1944 года училище было награждено боевым знаменем.
9 мая 1945 года закончилась война, наступило время возвращения к мирному труду, осуществляется перевод советских вооруженных сил на штаты мирного времени, Энгельсская военная школа лётчиков переименована в училище, и продолжает готовить кадры для ВВС страны. В 1951 году состав училища преступил к освоению первого реактивного бомбардировщика Ил-28. В этот же период началось строительство нового аэродрома «Энгельс-2» с бетонной взлетно-посадочной полосой длиной свыше 3 км и шириной 100 м. Такая полоса необходима для тяжелых самолетов дальнего действия.
В сентябре 1954 года училище из Энгельса было перебазировано в город Тамбов, где в 1956 году получает название Тамбовское военное авиационное училище летчиков и в 1958 году становится высшим, а в Энгельсе, на месте училища 15 декабря 1954 года была сформирована 201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия. Первый бомбардировщик М-4 прибыл в Энгельс 28 февраля 1955 года. В мае 1957 года получены первые модернизированные бомбардировщики 3М.
Вот уже шестой десяток лет Энгельсская авиабаза обслуживает самолеты Дальней авиации. «Эмки» сменились «Тушками» и «Илами», да и дивизия уже другая.
История "Летки" тесно связана с развитием космонавтики. В 1960 г. здесь проходил парашютную подготовку первый отряд космонавтов, 12 апреля 1961г. отсюда рапортовал о приземлении первый космонавт планеты Юрий Гагарин, с 1960 по 1977г. в Летном городке учился Ю.Г.Шаргин, совершивший в октябре 2004 года космический полет на корабле «Союз ТМА-4».
В 2003 году был возведен двух престольный храм на территории Летного городка, где расквартирована дивизия дальней авиации. Главный престол освящен во имя пророка Божия Илии, которого летчики считают небесным покровителем. У истоков строительства стоял Анатолий Жихарев, генерал-майор, заместитель командующего дальней авиации. В 2007 году состоялось торжественное открытие. Рядомнаходится детский сад, школа, штаб военной части, Дом офицеров. Даже "привязку к местности" при проектировке здания изменять не пришлось ни на метр: оказалось, что все коммуникации проложены как бы в обход этой площадки. Может быть, потому, что давным-давно эта земля была готова, чтобы встал на ней прекрасный храм, где люди будут вновь и вновь постигать простые и такие необходимые всем нам умения: верить, надеяться, прощать и любить.
Музей дальней авиации
(полное название - Музей 22-й Гвардейской тяжелой бомбардировочной Донбасской краснознаменной авиационной дивизии)
Этот уникальный музей под открытым небом был открыт 6 сентября 2000 года. Он расположен на территории знаменитой авиабазе дальней авиации Энгельс. Ежегодно его посещают более 5000 человек.
В экспозиции музея находятся: - самолёты: Ил-62, ЗМС-2, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ту-95, Ту-22, Ту-134, Л-29, Л-39; - крылатые ракеты: Х-55, Х-22НА, Х-20М, КСР-2УД; - авиабомбы: ФАБ-9000М, ФАБ-5000М, ФАБ-3000М, ФАБ-1500М, ФАБ-500М, ФАБ-250М, ФАБ-250ТС, САБ-250Т, ОФАБ-250, НОСАБ-100ТК, ДОСАБ-100ТК; - исторически ценные предметы: атрибутика Дальней авиации России, памятные фотографии, обломки редких самолётов.
Для музея выделено помещение, где представлены модели самолётов, стенды, иллюстрирующие историю Дальней авиации, приборные панели самолётов, авиационное вооружение. Директор музея — майор запаса Сергей Александрович Воронов.
Как попасть в музей.
К сожалению, это может быть не совсем просто. Со слов директора музея процедура такая: для того, чтобы попасть в музей необходимо согласовать свой визит с руководством авиабазы. Сделать это можно только лично, по телефону индивидуальную экскурсию согласовать нельзя. Кроме того, для того чтобы посетить музей без организованной группы обязательно иметь российское гражданство (объект режимный).
Процедура следующая – Вы приезжаете в летный городок и на КПП выясняете, где находится штаб авиационной дивизии. Затем идете в штаб и на входе дежурному говорите, что хотели бы посетить музей. Дежурный по внутренней связи выяснит, когда Вы сможете посетить музей и скажет когда приехать и к кому обратиться. Вполне вероятно, что можно будет посетить музей сразу, но нужно понимать, что у военных бывают свои мероприятия, когда посетителей не пускают, либо кого-то из нужных людей может просто не быть на месте (музей открыт только в рабочие дни, примерно с 9 до 16 часов). С собой обязательно необходимо иметь паспорт! На самом деле, бояться ничего не надо, к посетителям на авиабазе относятся очень хорошо и даже если что-то непонятно, то объяснят.
Как только разрешение получено, нужно через КПП пройти на территорию части, в какую сторону идти Вам там подскажут. Имейте в виду, что идти до музея довольно далеко (порядка километра) и на попутный транспорт рассчитывать не стоит. На втором КПП покажут, куда идти дальше и где именно находится музей.
Интересные факты:
Телеканал «Россия» в 2005 году проводил съёмки документального фильма «Белый лебедь». Данный фильм рассказывает об истории создания стратегического ракетоносца Ту-160 и непростых моментах в судьбе этих 22 августа 2003 года с аэродрома Энгельс взлетел Ту-160 («Александр Молодчий», б/н 07) с министром обороны Сергеем Ивановым на борту. Известно, что Иванов находился в кресле командира экипажа; при этом существует мнение, что Иванов своим присутствием в кресле пилота создавал угрозу безопасному выполнению полёта, в частности, при выполнении ночной дозаправки в воздухе. 16 августа 2005 года полёт на Ту-160 совершил Владимир Путин. Во время полёта он находился в кресле командира экипажа самолёта «Павел Таран» (б/н 03). В полёте производились пуски крылатых ракет, дозаправка в воздухе и выход на сверхзвуковую скорость. На авиабазе Энгельс в 2006 году проходила часть съёмок художественного фильма «07-й меняет курс». В 2007 году в музее Дальней авиации проводились съёмки сюжета телепередачи «Авиаторы». В выпуске, посвящённом ОКБ Туполева, демонстрировались экспонаты музея — Ту-22 и Ту-95.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Материалы музея Дальней авиации Энгельсской авиабазы. Энгельс, 2009
Наше слово. Энгельс, № 180-181, 30 октября 2004 г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: