Улочки Самарские [VI/8882]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Улица Панская
Улица Панская
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Музей/экскурсия
Прогулка
Местность
Россия
Самарская обл.
Самарский р-н
Ближайший нас.пункт
город Самара
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
1.00Нашли: 2
Атрибуты[?]
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
Ленинградская, 24 – дом купца Новокрещенова
Ленинградская, 24 – дом купца Новокрещенова
Ленинградская, 28 - дом купца Подкидышева (1900)
Ленинградская, 28 - дом купца Подкидышева (1900)
Фонарный столб
Фонарный столб
Стела
Стела
Автор: tsepoff&anastasia
Создан: 16.10.2010
Опубликован: 16.10.2010
(отредактирован: 16.10.2010)

Описание окружающей местности

  Мы предлагаем вам совершить интересную прогулку по старинной самарской улице, которая появилась на свет под именем Проломная, затем переименовалась в Панскую, а сегодня мы зовем ее Ленинградской
   Мы все быстро привыкаем к тому месту, где живем. Все, что видим ежедневно, как бы для нас исчезает. Как это ни странно, но хуже всего мы знаем свой собственный дом, свой собственный двор и, зачастую, намного больше можем рассказать о Париже, чем о родном городе. А между тем, старый город помимо нашей воли, воздействует на нас. Какие-то невидимые нити тянутся к нам из его бревенчатых домов, палисадников. Земля, камень впитывают в себя жизни прошлых поколений, — ведь ничто на земле не исчезает бесследно и безвозвратно. Так давайте же посмотрим на нашу Самару пусть не современными, но весьма мудрыми глазами самарца XIX века.
   Перед тем, как вы поедете брать этот тайник, хотелось бы уточнить одну немаловажную вещь. Если вы расчитываете во время этой прогулки увидеть первоклассные памятники архитектуры, которые поражают своим великолепием, вы будете, конечно, правы. Для этого и был создан данный тайник. Но учтите одно обстоятельство, чтобы под тенью будничной суеты, серости и времени, которое, к сожалению, берет свое, все великолепие исторического города можно увидеть, только полностью вклучив свою фантазию. Далеко не все здания реставрируются, на многие из них государство давно махнуло рукой, а стоят они лишь потому, что по закону снести их нельзя. Пока у вас есть возможность увидеть историю города Самары своими глазами, прикоснуться к ней, не упустите ее. Выберете свободный день с хорошей погодой и совершите прогулку в историю…

О том, как добраться:
  Если вы живете в Самаре, как добраться до точки, указанной в заголовке, у вас вопроса не возникнет. А если же вы являетесь гостями города, то вас домчат маршрутные такси с номерами 97, 205, 230, 232, 247, 259, 297. Ехать предстоит до остановки «Речной Вокзал», а затем прогуляться один квартал вдоль берега Волги, орентируясь по координатам. Можете воспользоваться нашим номером телефона 89О33О12О2О, мы вам расскажем подробнее, как добраться из того места, где вы находитесь до необходимой географической точки.
    Ехать на автомобиле мы вам не порекомендуем лишь по тому, что предстоит совершить прогулку по пешеходной зоне города, за машиной вам предется возвращаться тем же путем.

   Координаты в заголовке приведут вас к истоку этой улицы, вы окажетесь на берегу Волги, на знаменитой Самарской Старой набережной. Приехав сюда, расположитесь у фонтана, чтобы хорошо было видно, как начинается Ленинградская. Для вас здесь установлены комфортабельные скамейки. И наслаждаясь волжским воздухом и рассматривая место, где берет свое начало знаменитая улица, посвятите немного совего времени истории Ленинградской.
     Сегодня, когда с раннего утра и до вечера шумит многолюдьем и сверкает неоном пешеходная улица Ленинградская, трудно вообразить, что когда-то здесь вместо улицы зиял огромный овраг.
На «геометрическом плане Симбирского наместничества города Самары 1782 года» можно видеть два глубоких оврага.
     Огромный овраг начинался в районе нынешнего сквера на улице Ленинградской (им завершится наша прогулка) и тянулся до Волги, до того самого места, где вы сейчас находитесь. Другой, более короткий, от берега реки Самары подходил к большому оврагу почти под прямым углом. В овраг жители окрестных домов выбрасывали мусор и отходы.
   При царе Алексее Михайловиче с целью создания земляного укрепления овраги были связаны крепостным рвом. Вдоль всей линии оврагов и рвов стояли надолбы, обеспечивающие оборону Самарской крепости. Так возникла великолепная военно-полевая система, направление которой совпало с современной улицей Ленинградской. Оборонительная система со временем утратила свое назначение, но обширный овраг, подобно шраму на теле города, разламывал волжский берег. Возможно, поэтому это место получило название Проломной. Чтобы спуститься к Волге приходилось буквально проламываться через бурелом, крутые спуски и подъемы.
    Еще в 50-х годах ХIХ века здесь была окраина города, на которой, согласно плану 1804 года, предусматривался Сенной рынок. Здесь заканчивалась Самара, и шла бойкая торговля сеном на окраине.
     От Сенного рынка (того же сквера в конце нашей прогулки) вдоль оврага к Волге тянулась дорога, которая постепенно стала застраиваться. Так появилась улица Проломная.
Сенная площадь стала быстро обстраиваться торговыми рядами, а улица, которую также называли теперь Сенной, обживаться новоселами, нахлынувшими в динамично развивающуюся Самару.
    К.П. Головкин в своих воспоминаниях пишет, что Большой овраг доходил 6 сажен в глубину и доставлял много неприятностей самарцам. Однако с развитием капитализма, когда городская земля резко возросла в цене, муниципальные власти решили, что выгоднее разровнять землю, благоустроить спуск к Волге. Это свершилось стараниями губернатора А.А. Арцимовича. 
    Сенная улица сменила еще несколько названий, становясь то Казачьей, то Хлебной, то Москательной.
    К концу XIX века облик улицы разительно изменился. Она стала застраиваться добротными представительными домами. Москательная стала элегантнейшей улицей города и получила название "Панская". Под этим именем она и вошла в дореволюционную историю Самары. Она формировалась как улица, связывающая Волгу с рынком. Это еще раз подтверждает особенность градостроительного развития Самары - глубинных композиций, берущих начало от Волги.
     Улица Панская называлась так до революции не потому, что там жили паны, а потому, что это была главная торговая улица города, на которой торговали красным, или панским товаром. Еще совсем недавно эта улица была забита торговцами-челноками, палаточниками, и это как бы являлось продолжением старых традиций.
      На Панской к концу XIX века земля стоила настолько дорого, что свои дома здесь ставили лишь купцы и в основном ради бизнеса. Купеческий дом обставлялся примерно так: внизу огромный подвал, где размещались погреба и складские помещения. Что интересно, огромные подвалы порой большие по объему, чем вся надземная постройка, соединялись подземными переходами с другими купеческими домами, создавая извилистые лабиринты, где протекала своя тайная жизнь. Купцы и приказчики общались между собой, зачастую не выходя на поверхность. Там глубоко в недрах под мостовой, при тусклом мерцании свечей, они заключали порой сделки и осуществляли бартер, так и не вылезая на поверхность.
     Самарские купцы имели традицию - всю лишнюю жилплощадь сдавать в аренду, чтобы собственность не пропадала и всегда давала прибыль. Так оказалось, что рядом с купцами поселилось много самарской интеллигенции: врачей, учителей, инженеров.
     Затем на Панскую ворвалось электричество, зажегся великолепный вечерний мир неоновых реклам. К.П. Головкин в своих воспоминаниях пишет, что Панская как бы стала границей между прошлым и настоящим, между прогрессом и старыми традициями. Это касается всей жизни самарцев, в том числе и их культурно-бытовых традиций. Так Панская олицетворяла роскошь, богатство, процветание, европейскую цивилизацию, а вот все что за Панской... Панская как бы упиралась в железнодорожную ветку, а там Запанской переезд и далее знаменитый Запанской район, который существует в Самаре и по сей день. Там жили знаменитые горчишники, а попросту самарские хулиганы, голытьба, бандиты, продолжавшие традиции Стеньки Разина. Как в любом капиталистическом обществе контрастов, из Запанского в привилегированные районы врывались шайки молодежи, которые грабили, буянили, сметали все на своем пути.
     В советские времена Панская была переименована в Советскую. А при Ленине она была известна под именем Петроградская. Сегодня же мы зовем ее Ленинградской.
    Ещё буквально несколько лет назад вдоль всей Ленинградской был рынок, а точнее "базар",огромная барахолка, чего здесь только не было! Но за несколько лет она превратилась, в излюбленное место отдыха самарцев.
     Красивейший участок Ленинградской превращен в пешеходную зону. Городские власти провели реконструкцию, мостовая была отремонтирована, так что теперь эта улица сама по себе прекрасно подходит для прогулки туриста и дает прекрасное представление о самарской архитектуре дореволюционных лет. Улица приняла патриархальный облик Самары середины XIX века.
Совершая сегодня прогулку по улице, особенно по самой ее оживленной части, можно согласиться, что улица Панская удачно переименована в Ленинградскую. Ее прямая линия, масштаб и характер архитектуры ее домов, объединенных «сквозным карнизом», ориентация на реку - чем-то сродни петербургскому европеизму.
     Пройдя по Ленинградской среди сплошной толпы людей, мы убедимся, что из основные функций центральных улиц на Ленинградской осталась только одна самая традиционная и древняя - торговая - источник высокой посещаемости улицы населением.
     С выводом городского транспорта с части этой улицы горожанин с иной точки зрения воспринимает ее - она стала интерьерной.
     На Ленинградской, естественно, уживаются разновременные здания. Но в основном улица застроена во время расцвета модерна - на некоторых домах можно увидеть его мотивы. А за каждым особняком скрываются совершенно необыкновенные дворики.
     Любопытная деталь: ширина улицы – 25 метров. А это, как утверждают специалисты, оптимальный размер, чтобы человек при соответствующей высоте застройки чувствовал себя на улице уютно, психологически комфортно, свободно, не напрягаясь, мог разглядеть происходящее на противоположной стороне.

     Теперь мы начинаем нашу прогулку. Вам предстоит подняться по улице Ленинградской. В самом ее низу почти на набережной Волги когда-то стояло двухэтажное кирпичное здание - постоялый двор мадам Ильиной. Туристы прямо с пристаней могли посидеть здесь, выпить чаю или чего покрепче, позвонить по телефону, прочитать свежие газеты, снять номер за 50 копеек в сутки. В 10-е годы XX века эта гостиница стала принадлежать предпринимателю Андрееву. Когда несколько лет назад здание разрушали, экскаватор ковшом зацепил остатки клада: на землю полетели бутылки “Смирнов”, хрустальные бокалы, сервизы с надписью золотом “гостиница Андреева”.

     Но вам нужно двигаться далее до дома №22 (четные номера домов будут по левую руку). Не ошибиться вам поможет современный чешский ресторан Platan, который находитя на первом этаже здания. Чтобы лучше рассмотреть это здание, расположитесь на противоположной стороне дороги.
Перед вами дом в два этажа архитектора Петра Павловича Головкина. Его история связана с именем известной самарской купеческой династии Головкиных. Дачу старшего брата Петра – Константина Павловича Головкина – многие из вас уже посещали при взятии тайника «Дача со Слонами»  
   Этот дом был построен в 1910 году архитектором Петром Павловичем Головкиным для своей семьи. Здание имеет торговые помещения на первом этаже и жилые комнаты на втором. 
Петр Павлович Головкин (1881 – 1918 г. г.) получил блестящее образование. Он окончил Самарское реальное училище и 8-летний курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Архитектурных работ у П. П. Головкина мало. Живописных полотен гораздо больше. В Самарском художественном музее сохранились такие его известные картины, как, например, «Перед иконой», «Флоренция», «Женский портрет», «Баржи на Волге» и многие другие.
   Дом характерен для эпохи модерна. Обратите свое внимание на то, как здание отделано глазурованной плиткой «кабанчик» желтого оттенка с зелеными надоконными вставками из плитки того же размера. Такая плитка имитирует размеры кирпича. Здание по центру увенчано оригинальной полуротондой со скромной колоннадой и куполом со шпилем. По обеим сторонам здания мы видим навершия с барельефами и балконы с кованым решетчатым ограждением.
     На постройку дома, несмотря на небольшие размеры здания и относительную простоту оформления фасада, было потрачено 19 000 рублей. Столь высокая по тем временам сумма объяснялась большими расходами на устройство интерьеров. Остались только отрывочные сведения о помещениях дома: голубая и розовая гостиные, три камина, общая зала, две зеркальных спальных комнаты и детская. Первый этаж сдавался в аренду под магазин. 
     Вместе с тем, дом на Ленинградской, 22, в некоторых сводах памятников истории и культуры значится как дом Григория Петровича Сапрыкина, рыбного магната. Возможно, что первый этаж Сапрыкин брал в аренду под рыбную лавку. Вероятность такого предположения крайне высока. Ленинградская (Панская) наряду с Троицкой площадью в то время была средоточием рыбной элитной торговли.

     Теперь двигаемся к соседнему зданию под номером 24 – ныне Самарский Главпочтамт, а когда-то дом купца Новокрещенова.
     В 1890 году почтово-телеграфному ведомству был сдан в аренду дом купца Новокрещенова сроком на 12 лет. Здание тогда походило больше на дом в русском стиле. В здании были оборудованы отделы для обработки корреспонденции, склады, рядом располагалась конюшня.
     В 1902 году Новокрещенов поднял цены на аренду здания. В этой ситуации городская Дума начинает подыскивать новое помещение для почтово-телеграфного ведомства. Но в одном наиболее подходящем здании цена аренды оказалась слишком высока, другое здание Самарского епархиального женского училища оказалось слишком ветхим и при осмотре комиссией Думы чуть не случилась трагедия. Обрушилась часть потолка. В итоге, почтовое ведомство решили оставить на том же месте, сдавая часть здания в субаренду.
     В 1905 – 1912 г. г. магазин на первом этаже здания снимал П. В. Щетинкин до постройки собственного торгового дома в 1914 году.
     В 1910 году после капитального ремонта здание полностью приняло облик дома в стиле модерн. В этой почтовой конторе часто бывал В.И.Ленин.
     Несмотря на многократные работы по реконструкции здания, дом сохранил все характерные черты модерна до сегодняшнего дня. Вы и сегодня можете полюбоваться его отделкой, рисунком окон, асимметричностью конструкции здания, и, что очень важно, барельефом над центральным входом - единственный пример скульптурной пластики начала века в нашем городе.
Сохранилась и облицовка белой плиткой-кабанчиком.
     В качестве декоративного элемента здания над центральным входом раньше был выставлен огромный бронзовый шар, как символ Земли. Сейчас он утрачен. Шар демонтировали еще в 50-х г. г. XX века и заменили на круглое окно, которое, впрочем, ни сколько не нарушает общей композиции здания.
     В 60-х г. г. XX века дом Главпочтамта постигла очередная реконструкция по проекту архитектора и художника Б. М. Пемова. К зданию были пристроены стеклянные витрины.

     Пришло время двигяться дальше к следующему за Главпочтамтом зданию, для этого переходим ул. Куйбышева. Обратите свое внимание на дом №28 (магазин «Антик»). Здание это принадлежало купцу Подкидышеву, на первом этаже которого размещался книжный магазин с универсальной библиотекой. Затем до революции там был рыбный магазин Заломова, по фамилии которого особый сорт сельди стали называть заломом. Она было настолько велика, что в бочки ее укладывали, свернув кольцом. Залом отличался также оригинальным посолом.

     Вы наверняка заметели современную стелу на перекрестке Ленинградской и Куйбышева. Эта стела была установлена здесь в 2003 году в честь 150-летия Самарской Губернии.

     Обратите свое внимание и на фонари, расположенные на этой улице. Они являются репродукцией 19 века

     Напротив дома №28 вы можете увидеть дом №27, в в котором еще совсем недавно располагалось ОАО "Самараэнерго". Изначально здесь находился промышленный банк. Этот уникальный памятник архитектуры был построен предположительно в конце XIX - в начале XX веков в стиле классицизм.

     В следующем за ним доме под номером 29 сегодня расположился торговый центр "Влада" (магазин Mango). Это здание было значительно перестроено, но все равно впечатляет отделкой своего фасада.

     Обратите свой взор обратно на четную сторону домов и найдите тот, в котором сейчас продается джинсовая одежда – дом №34. Вы видите, что современные прохожие совсем не обращают внимания на этот двухэтажный дом с деталями в «русском вкусе».
     Запроектировал и построил его для себя старший брат архитектора П.П. Головкина (с чьего дома начиналась наша экскурсия) - Константин Павлович Головкин (1872 - 1925 гг.). На первом этаже этого здания в былые временя помещался единственный тогда в Самаре магазин художественных товаров.
     Этот магазин впервые был открыт в соседнем 32-ом доме, но спустя год магазин был переведен в дом № 34, который принадлежал матери художника. Она купила его у купца Новокрещенова (тот самый хозяин и здания Главпочтамта) в 1893 г.
     Изначально здание было одноэтажным и имело два огромных арочных окна-витрины. В витринах и над большим старинным секретером Головкина, стоявшим в дальнем углу, неизменно висели его пейзажи в золоченых рамах.
     В этом фирменном магазине, специализировавшемся на изобразительном искусстве, было все необходимое для рисования и живописи: холсты, кисти и краски, картины, а также различные писчебумажные товары, открытки. Он пользовался популярностью не только у местных любителей искусства и художников, но и у мастеров, посещавших Среднее Поволжье для творческой работы.
В магазине работали два приказчика, так как сам Головкин довольно часто бывал в разъездах, делая оптовые закупки. Конкурентов у него практически не было.
     Уже в 1899 г. над магазином надстроили 2-й этаж с отдельным входом с улицы, и в 1900 г. удачливый коммерсант переехал на жительство в собственную квартиру (до этого он жил в доме отца на улице Дворянской, 119).
     Константин Павлович торговыми делами интересовался мало, полностью передоверив ведение их матери. Сам большую часть времени проводил на этюдах на Волге либо в своей мастерской, находившейся тут же, на втором этаже. Сюда приходили к нему его товарищи по искусству, и многие годы дом Головкина был своеобразным клубом самарских художников. С 1891 по 1916 год Константин Головкин участвовал во всех художественных выставках в Самаре. Но не только живописью увлекался он. Это был человек широкой эрудиции, серьезно занимавшийся изучением истории волжского края. В 20-е годы им была составлена для государственного областного архива большая картотека по старой Самаре, где содержится много ценных сведений о том, как закладывалась крепость на Волге, о происхождении тех или иных улиц, зданий, городских учреждений. Фондом Головкина в областном госархиве и сейчас нередко пользуются самарские краеведы.
     К.П. Головкин - один из самых замечательных самарцев. Он вошел в историю города не как купец, а как талантливый художник, архитектор, археолог, краевед, меценат, страстный пропагандист изобразительного искусства, первый издатель открыток с видами Самары, руководитель самарского кружка любителей искусства, член Городской Думы, путешественник. 
     Наверное, автомобилистам было бы интересно знать, что Константин Павлович был первым самарским автомобилистом. Отвлекитесь от современной атмосферы города и представте, как по этой улице с грохотом разъезжал он на своем автомобиле, наводя страх и любопытство на обывателей и кур в Самаре.
     Одним словом, К.П. Головкин – легенда, человек, внесший значительный вклад в развитие культуры города.

     А мы двигаемся дальше. Вновь нас интересует нечетная сторона домов, а точнее дом №37, который находится через улицу Фрунзе – современный отель «Азимут» (в советские времена – гостиница «Центральная»). Это дом Гучкова-Сурошникова «под гостиничные номера», который имеет богатую историю.
     В 1899 году на углу Панской и Саратовской (совр. ул. Фрунзе) была выстроена гостиница самарского купца Павла Федоровича Гучкова. В 1902 году она оценивалась в 15 000 рублей.
Хозяин гостиницы Павел Федорович был «ревностным любителем прогресса». Его «голубой» мечтой стала установка в гостинице самодвижущихся подъемников (лифтов). Эта мечта и привела Гучкова к банкротству.
     В январе 1906 года Павел Федорович заключил контракт с «Товариществом Жоржа Блока» об установке электрического пассажирского подъемника фирмы «Отис». Причем Жорж Блок даже пошел на уступки. Оплата должна была осуществляться частями. 600 рублей было оплачено Гучковым при подписании сметы, еще 1000 рублей после доставки и установки (также оплачено) и еще 2000 рублей в течение года после установки лифта. Вот последнюю сумму (2000 рублей) Павел Федорович и не смог внести.
     В марте 1907 года фирма Жоржа Блока подала на Гучкова в суд и выиграла дело. В 1908 году Павел Федорович объявил о распродаже своего имущества.
     Гостиницу с лифтом выкупил В. М. Сурошников, который в то время был одним из наиболее состоятельных и влиятельных горожан. Помимо богатой торговли и двух десятков доходных домов к 1912 году, Сурошников был членом городской Думы, церковным старостой Ильинской церкви, членом местного управления Российского общества Красного Креста, директором Самарского детского приюта для бездомных детей имени Великой княгини Анастасии Николаевны, почетным членом попечительского совета Городской имени Константинова богадельни.
Купив с молотка двухэтажное здание Гучкова, Сурошников надстроил еще три этажа, и открыл в 1911 году гостиницу «Националь». Здание выдержано в стиле модерн и хорошо очерчивает угол улиц Фрунзе и Ленинградской. Это здание теперь было самым высоким во всей Самаре.
     Обратите внимание, что третий и четвертый этажи гостиницы тоже отделаны зеленой и светло-зеленой плитками-кабанчик, которые очень интересно переплетаются геометрическими узорами в межоконных пространствах. По фасаду с угла улиц мы видим три балкона с коваными решетками. До революции этот угловой фасад венчал купол со шпилем.
     С 1912 года реклама гласила: «Вновь открыта гостиница «Националь». Паровое отопление, ванны, лифты, 200 номеров с электрическим освещением, горячей и холодной водой. Стоимость номера от 1 руб. 25 копеек до 15 рублей в сутки. Автомобили и экипажи подаются ко всем поездам и пароходам. Извозчикам просят не верить, что свободных мест нет».
     За высокую плату, который взимал Сурошников с постояльцев своих доходных домов, купца часто критиковали в местной печати (особенно в сатирическом журнале «Самарский горчишник»), где называли «пауком кровососущим, сосущим кровь из тела города». Василий Михайлович так разозлился на этот сатирический журнал, что отказал редакции в аренде помещений в одном из своих доходных домов и подал в суд на издателя.
     Справедливости ради, стоит отметить, что гостиница уже с 1914 года принадлежит С. А. Кошелеву, а Сурошников выступает лишь как владелец здания. В этот период жителей Самары и гостей города особенно удивляла подсветка здания электрическими лампочками.

     Напротив гостиницы «Националь» расположен один из старейших магазинов Самары – «Жемчуг».

     А рядом с ним - дом №46 В.Л. Жукова (на первом этаже - пиццерия), который был построен до революции 1917 года. Отвлекитесь от современной Ленинградской и представте себе, как здесь в 80-90 годы на месте пиццерии располагался молочный магазин, а на месте обувного - мясной.

     Теперь вам предстоит найти дом №45, кторый расположен на нечетной стороне улицы и является последним в этом квартале. Это жилой дом подрядчика Нуйчева (арх. Вернер, 1910 г).
Обратите внимание, как трехэтажный асимметричный дом облицован белой плиткой-кабанчиком, полюбуйтесь красивым каменным балконом. Карниз дома увенчан двумя декоративными вазами. В простенках между окнами вы видете два встроенных в здание «обелиска» со скульптурными головами - это гермы. Гермы (от бога Гермеса) покровительствуют людям, использующим меры и числа. Для строителя Нуйчева это подходило как нельзя кстати. Найдите надоконные пространства с барельефами из перьев и орлов, а также две звезды Давида. Здание это было отреставрировано в 2005 году.
     Но это еще не все. Если вы стоите лицом к дому Нуйчева, то встаньте так, чтобы вам хорошо была видна левая боковая стена. Долгое время эта часть здания была завешена сеткой. Совсем недавно здание бывшей фабрики "Красная заря" снесли, а на стене дома №45 обнаружилась дореволюционная реклама: “Т-во Проводникъ, галоши, экипажныя и автомобильн. шины, линолеумъ, асбестовыя и техническiя изделiя” с изображением экипажного колеса и галоши. Возникает ощущение, что над названием товарищества даже был нарисован двухглавый орёл.
     Само товарищество существовало в Риге примерно в конце 19 века. Так что перед вами образец рекламы 19 века.
     Хорошо видно, что первоначально дом №47 (который снесли) был одноэтажным, возможно, с мансардой. Позднее дом был перестроен или надстроен до трёх этажей. В этом виде он и простоял до самого недавнего времени. Жаль, что не нашлось желающих реконструировать строение. С другой стороны, вскрылся интересный образчик старинной рекламы.

     Теперь двигаемся дальше, вам нужно перейти дорогу – ул.Чапаевская; справа на углу перед вам предстает дом №49 (современный Институт гигиены и экологии человека).
     Этот дом в три этажа архитектора Г. Мошкова - одно из самых лучших его зданий. Интересно, что Георгий Николаевич Мошков (1871–1949) не был дипломированным зодчим. Выходец из крестьян, уроженец села Виловатое, он окончил всего лишь церковно-приходскую школу. Работал сначала на стройках простым рабочим. Видно, там и заприметил способного мастерового известный самарский архитектор А. А. Щербачев. В его мастерской и изучил Георгий Мошков азы градостроительной науки. Остальное решил природный талант.
     Полюбуйтесь куполом, которым увенчано здание, которое было построено в 1904 году. Архитектор сумел придать постройке выразительный силуэт. Башня стала ориентиром в окружающей пространственной среде. Это один из наиболее характерных композиционных приемов застройки старой Самары. Композиция дома воспринимается не только при ярком солнечном свете, но и при рассеянном освещении пасмурного дня. Архитектура дома отражала эстетические идеалы сторонников «русского стиля», отличительной чертой которого было обращение к национальному наследию. Сильная пластика, активный силуэт, шлемовидный купол, орнамент кирпичной кладки, арочные окна, рустованные стены (облицованные камнями с грубо отёсанной поверхностью), эркер (выступающая часть здания круглой формы) стали обязательными атрибутами доходных домов в "русском стиле". На противоположной стороне улицы находится один из корпусов Самарского Медицинского Университета.

     Теперь обратите свое внимание на следующий дом под номером 51. Перед вами доходный дом инженера Гальперина.
     Это двухэтажное здание характерно для позднего модерна, оно достаточно компактное. Так же, как и многие здания на Ленинградской, оно облицованно белой плиткой-кабанчиком. Обратите внимание на промежуток между первым и вторым этажами – есть версия, что в былые времена здесь размещалась майоликовая вставка – расписанная глазурью керамика.
     Расположенный над главным входом трехгранный выступ здания в архитектуре называется - эркером, рассмотрите красивую башенку, которая его венчает. и чердаком.
     Теперь переведите взгляд на чердак, он декорирован койланогрифом – углубленным рельефом. Знакомы ли вам эти символы? Это лютеранские кресты. Между ними вы можете видеть круглое открытое окно, которое архитекторы называют - люкарна.

     Наша прогулка подходит к концу, но есть еще одна постройка на этой улице, которая не должа оставить вас равнодушными – это дом №55, котоый расположен через один от доходного дома Гальперина (с магазином «Пеплос» на первом этаже.
     Этот дом был построен в первой половине 20 века. Полюбуйтесь его красивым фасадом с различными узорами. В центре здания находится необычный балкон, а крыша украшена небольшим шпилем.

     Пройдя еще квартал и дойдя до пересечения с улицей Галактионовской, вы окажетесь в месте, где распологалась еще одна гостиница XIX века. Помимо Сурошниковской гостиницы (отель «Националь») на Панской располагалась гостиница Николая Николаевича Шемякина - дешевые номера “Эрмитаж”.

     Слева от вас, по адресу Ленинградская, 74, сегодня находится известный в городе пятиэтажный комплекс жилых домов, так называемый Дом специалистов, построенный куйбышевским архитектором А.И. Полевым и 30-х годах.
     Но во времена купеческой Самары "в XIX веке на Сенной площади, а именно так долгое время называлось это место у бывшей Татарской улицы, семейство Шихобаловых построило церковь во имя святой Троицы, которую в народе стали называть Троицкой. Название Троицкая получила улица, проходившая здесь, бывшая Сенная площадь. Троицким стал называться и базар, расположившийся рядом." - говорится в книге "Её величество Самара".
     С увеличением населения появилась потребность в церкви. В 1838 году, когда еще шумел Сенной рынок, прихожане, собрав 10 тысяч рублей, обратились к церковным властям с просьбой разрешить построить каменный холодный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы.
     Его строительство началось через два года, и в 1844 году двухэтажный храм, вмещающий до шести тысяч молящихся, был возведен на Рыночной площади. Двухъярусная колокольня, изящный купол, белоснежные стены, покрытые росписью, поражали «истинно» церковным благолепием». Из нижнего храма две широкие лестницы вели в верхний храм. Престол из чистого кованого серебра был выполнен в Москве и пожертвован храму самарским купцом Кирилловым. При церкви была обширная библиотека.
     Не стало, правда, классически ясной церкви Троицы, не услышим мы больше никогда звучания ее колоколов. Ее место прочно занял Дом Специалистов.

    За улицей Галактионовской торговая функция улицы постепенно гаснет, ее застройка носит уже другой, более скромный характер, хотя здесь сохранились купеческие и мещанские дома.

     Историю об улицы Панской нам бы хотелось завершить рассказом о еще одном знаковом месте в ее судьбе. Чтобы до него добраться, вам предстоит перейти шумную улицу Галактионовскую, слева от вас окажется сквер, вот он нам и нужен, проходите.
     Вы находитесь в сквере Высоцкого. Вспомните, с чего начинался этот рассказ – он начинался с рынка, который распологался на этом самом месте, а именно на бывшей Сенной площади. Тогда этот рынок носил название Троицкий. А на Троицкой площади стали проводить экзекуции по приговору суда. Она называлась Троицкой по имени ранее упомянутой Троицкой церкви.
    Сегодня здесь расположился сквер, который в советское время переименовали в сквер имени Фрунзе. А Троицкий рынок продолжает существовать в Самаре и по сей день. Если повернуть направо по улице, которую вы переходили перед тем, как зайти в сквер – по Галактионовской, то пройдя пару домов, он откроется перед вами. В далекие времена на месте Троицкого рынка было место, куда кочевники приезжали торговать с самарцами.
     Но вернемся в сквер. Сегодня мы его знаем под названием сквер имени Высоцкого. Он очень уютный, здесь установлены скамейки со стихами Высоцкого, деревянные скульптуры, фонтан, сцена и разбиты клумбы.

     PS: и напоследок… прогулявшись по скверу, мы предлагаем вам посетить еще одно место совсем неподалеку, чтобы полностью отвлечься от современной суеты и на самом деле перенестись на час в прошлое. Не в такое далекое прошлое купеческой Самары, а в самое сердце двадцатого столетия.
Выйдя из сквера, поверните направо по расположенной за ним улице Самарской и дойдите до дома №51, в котором расположена «Сувенирная Лавка». Но не она нам нужна, спуститесь на несколько ступенек вниз… И вот, вы уже на улице старой Самары. Подойдите к дому и откройте дверь.
- «Это же моя старая квартира», - с удивлением скажете вы. На самом деле это ресторан, который так и называется «Старая квартира».
    Кто из нас не испытывал ностальгии по старым временам? По тем штрихам уходящего прошлого, которые исчезли из наших новых домов и квартир. Как приятно замирает сердце, когда мы видим старые вещи такие же как в доме у наших бабушек. Да, в интерьерах квартир 50-60-70-х годов было много общего, они были чем-то похожи друг на друга. Но самое главное, что их объединяло – это тепло и уют, это возможность посидеть в кругу друзей на тесной кухне, попеть под гитару, съесть не мудрено приготовленную закуску. Казалось, тогда всё было так просто, без проблем…
     Хотите, чтобы сердце забилось от приятных воспоминаний, задержитесь здесь на часок, выпейте по чашке чая с пряниками. А может быть вы захотите отведать Жигулевского пива, одного из самых известных символов Самары. Здесь можно найти все его сорта.

Материал отсюда:
http://samaramapsmu.ucoz.com
http://onfoot.ru
http://kraeham.livejournal.com
http://www.samaraart.ru


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

Инструктор (17.10.2010 20:58:34)
Вот, собственно, чего я и боялся при введении ситикэшинга.
Таким Макарием можно просто тупо и печально описывать каждый дом, построенный более 5 лет назад, а значит, уже имеющий какую-то историю. Ожидал от ситикешинга интересные, необычные места, изюминки каждого города, по примеру тайника "0" - вот ведь супер-креативная идея!
А в итоге получается банальный путеводитель по старому городу...

Сие место посетил ещё раз 17.10.10 в компаниии с великолепным, умным самароведом - Самарадугой. Этот человек не просто очень тонко чувствувет старую Самару, она смогла меня за неполные три месяца так прогулять по Самарским улочкам, что я уже безнадёжно влюбился в эту сказку старых улиц и домов, среди которых нет близнецов. Сегодня мы ещё раз пошли пройтись по Панской. Ну убейте меня об стену - взятый из путеводителя рассказ о домах, стоящих на ней - никак не помог прикоснуться к истории. Прав был RaFael - "Купите себе путеводитель и не мучайтесь так".

Сегодня во время прогулки узнал много нового, того, что ещё не было рассказано. Например, я теперь знаю историю "Милицейского дома" на улице Ленинградской. А ещё - мы сегодня были в Козлином сквере. И почему вы не рассказали о нём? А он - тоже находится на Ленинградской. В-общем, привет через хребет из дома № 50/90 по улицам Садовой/Ленинградской.

Для зачёта мне этого тайника пришлите фотографию номера дома № 90 по улице Ленинградской, г. Самара.
СамаРадуга (17.10.2010 20:04:04)
Ребята!!! Я живу в Самаре всю жизнь. Я вправду родилась и жила на Ленинградской... ) Ваше описание никугда не гоже.... Я проучилась в 63 школе на Степашке, потом 12 лет оттрубила в медунивере... Ваша сказка мне не понравилась, можно лучше ) Милые, где Вы в Самаре живете, что так не знаете старый город - мой самый любимый и единственный ???
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.