На протяжении 500 км от реки Миасс на севере до города Орска на юге с небольшими перерывами яшмы прослеживаются полосой до 50 км ширины, зажатые в толщах диабазовых покровов, вулканических туфов и в метаморфических сланцах палеозоя. Это так называемый Яшмовый пояс Урала.
Так, в верховьях реки Миасс разбросаны обнажения разнообразных цветов яшм: от кроваво-красных и кирпичных до черных. Здесь встречается нежно-палевая яшма с дендритами (аушкульская), пестрая ленточная (тунгатаровская), рисунчатая, напоминающая схемы крепостей и линий окопов на старинных планах (фортификационная, или бастионная) и синевато-черная яшма (мулдакаевская) с удивительной мягкостью синеватых и пепельных тонов.
Далее на юг, на берегу оз. Калкан у подножия горы Сабинды обнажаются монолиты серой и нежно-зеленоватой (калканской) яшмы. Это одна из лучших яшм, отличающаяся однородностью, вязкостью и прочностью на истирание и давление. Более 170 лет назад на Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабриках начали делать вазы из этой яшмы, допускавшей выделку тонких рисунков па изделиях. Старые мастера оставили нам несравненные по красоте и ценности произведения камнерезного искусства из калканской яшмы, хранящиеся ныне в Эрмитаже и других музеях России.
Еще южнее залегают античная, или ямская, яшма, состоящая из зеленовато-желтых и буро-красных лент, и ленточные яшмы — кувандыкская, маломуйнакская и беркутинская. С ленточной тунгатаровской яшмой связано становление глиптики (резьбы по камню), для которой она незаменима.
У деревни Наурузово (Б.Кушкульда) добывается знаменитая коричнево-зеленая яшма, где темно-красные полосы перемежаются с густо- или ярко-зелеными. Кушкульдинская яшма является венцом ленточных яшм. Она отличается необычайной насыщенностью буро-красных и зеленых тонов, а также живописными раздувами и сужениями. Из этой яшмы в одном из залов Эрмитажа (зал Леонардо да Винчи) установлены четыре колонны, выполненные на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1853 г. мастером Г. Налимовым.
Поразительна грандиозная чаша-храм, сделанная из кушкульдинской яшмы Я. Коковиным в 1827 г. на Екатеринбургской фабрике. Чаша находится в Эрмитаже перед входом в дворцовую церковь. Сделана она не из монолита, а из кусочков яшмы по способу русской мозаики и издали похожа на храм античного ордера. Очень широкая овальная чаша, покоящаяся на шести великолепных опорах, создает впечатление крыши храма. Сочные темно-зеленые ленты, перемежаясь с коричневыми, располагаются на колоннах почти горизонтально, а внутри сосуда они, плавно изгибаясь, как бы переливаются через край.
От деревни Наурузово дальше к югу, вдоль восточного склона Урала тянется полоса красной яшмы с белыми пятнами и полосами кварца. Это также всемирно известная уразовская яшма. Из нее изготовлялись крупные чаши и вазы на Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках. Так, в 1804 г. колыванский мастер Ф. В. Стрижков сделал из этой яшмы великолепную полусферическую вазу. Годом позже из той же яшмы была изготовлена амфоровидная ваза. Обе вазы установлены в Эрмитаже.
В районе г. Орска среди многочисленных месторождений разнообразных яшм особенно знаменита гора Полковник с ее неповторимыми пейзажными яшмами. Свыше 200 разновидностей яшм насчитывается в этом районе. Орским яшмам посвящён тайник "Яшмовый пояс Урала. Гора Полковник"
Калканская яшма
Недалеко от Учалов находится озеро Калкан. Прямо к озеру Калкан спускается гора Сабинда, вид с которой открывается чудесный. Вокруг нерушимая тишина и необыкновенная красота. Огромное водное зеркало в центре разрезается на две части длинным и узким мысом. Со всех сторон берега поросли густым лесом. В голубой воде отражается хвоя сосен и лиственниц. Именно здесь выходит на поверхность знаменитая калканская яшма.
Более двухсот лет назад бывшие императорские гранильные фабрики Петергофа и Екатеринбурга начали делать из калканской яшмы вазы и чаши. Материал по качеству был особенно привлекателен и допускал выделку тонких деталей. Мастера прошлой эпохи оставили нам несравненные по красоте и ценности произведения камнерезного искусства, изготовленные из этого камня. В 30-е годы нашего века техника потребовала от камнеобрабатывающей промышленности химических ступок, валков для обработки кожи, и для этого вместо импортного агата была широко использована калканская яшма, отличавшаяся однородностью материала, вязкостью и достаточной сопротивляемостью истиранию и давлению.
В октябре 1756 года каменотёсец Иван Красавин заложил пробный шурф на юго-западном берегу живописного южноуральского озера Калкан у подножия пологого склона горы Сабинды в поисках объявленного башкирским старшиной Алтебаном Степановым «голубова яшмового каменья с синими прожилками». Так началась история знаменитой калканской яшмы, получившей имя от озера, должно быть, потому, что по цвету своему была более сродни холодной стально-серой озёрной глади, чем мягкой зелени берёзовых рощ склонов горы Сабинды.
Большие запасы, подытоженные сегодня, они составляют около 3000 тонн, изрядная величина монолитов, доступность, близость месторождения к накатанным дорогам — всё говорило в пользу новой яшмы. Кроме неприметного серо-зелёного цвета. Но первые пробы рассеяли сомнения. Полировка открыла тончайшие переходы этого цвета: от таинственно притихших густо-болотных тонов к сдержанно-торжественному зелёно-стальному; от тёмно- и светло-серых к голубовато-серым, серым, белым; от однотонного к мелко пятнистому с чуть приметной облачностью. Теперь уже все три гранильные фабрики России — в Петергофе, Екатеринбурге и Колывани — начали обработку калканского камня.
Добыча велась с размахом. Об этом говорят две глубокие, густо поросшие березняком каменоломни, огромные, в четыре-шесть тонн, обомшелые монолиты, оставшиеся в берёзовом лесу на склоне горы от прежних разработок, отысканные в архивах отчётные цифры сезонной добычи, превышающие порой восемьдесят тонн (пять тысяч пудов).
С размахом велась и обработка. На Урале много серовато-зелёных и зелёных яшм. Чуть раньше калканской на берегах Аятского озера была найдена тёмно-серо-зелёная аятская яшма. В 1875 году в ознаменование реконструкции и расширения Петергофской гранильной фабрики из этого камня была сделана уникальная полуметровая богато изукрашенная серебром чернильница.
И всё-таки что выделило калканский стально-серый камень? Прежде всего, значительные размеры монолитов. Они позволили применить её в крупных монументальных и декоративных формах (обелиски, вазы, торшеры). Изделия порой достигали двух метров в высоту и метра в диаметре. Сравнительно простые формы добычи — камень залегает почти на поверхности. Неброская красота делала её уместной в любом архитектурном ансамбле, среди различных материалов. Ни с чем она не спорила, ничему не противоречила, но неприметно подчиняла себе те или иные элементы декора. С её густыми и благородными тонами выгодно контрастируют бронза и золото. На её ровном спокойном фоне выразителен любой рисунок орнаментальных накладок. Податливость в обработке — по своей природе калканская яшма — туф, совершенно не имеет в своём составе кварца и обрабатывается значительно легче, чем классические яшмы, содержащие до восьмидесяти пяти процентов кварца, — расположила к эксперименту в поиске выразительных возможностей художественной обработки камня. Всё это и сделало калканскую яшму добрым гением русских камнерезов. В ней отразился весь опыт работы с камнем: форма, приёмы обработки, технология. На ней пробовали, чтобы перенести найденное в более твёрдые породы или, напротив, уберечься от возможных ошибок. Этап за этапом рождались произведения, исполненные художественного совершенства.
Литература: 1. Г. Н. Матюшин. Яшмовый пояс Урала. М., 1977.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: