Дачная линия трамвая "туда-сюда" [MS/9153]

http://oldsaratov.ru/
http://oldsaratov.ru/
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный,
городской
Класс: Исторический
Природный
Прогулка
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Саратовская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Саратов
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 3
Местность: 3
РЕЙТИНГ
4.57Рекомендаций: 1Нашли: 15
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Вид с горы на трамвайное кольцо
Вид с горы на трамвайное кольцо
Автор: Pachita
Создан: 13.11.2010
(отредактирован 23.10.2016)
Компаньоны: Katerin-ka, Zarrolash, ~ЛюЛя~

Описание окружающей местности

  Огромным отдельным пластом городской культуры Саратова стала Дачная линия. Она была открыта в 1910 году в два этапа уже после того, как бельгийцами были сооружены все линии, предусмотренные проектом строительства трамвая в Саратове.

Предшественником Дачной была Астраханская (кладбищенская) линия Она была открыта 18 августа 1909 года. Маршрут пролегал по улице Астраханской от угла Московской до Воскресенского кладбища, которое тогда находилось за границами города.

Летом 1910 года была открыта Дачная линия от угла Московской и Астраханской улиц по улице Астраханской до Трофимовского разъезда (район 4-я Дачной). Затем Дачная линия была продлена в отдалённый дачный район «Кумысная поляна» к кумысному хозяйству Аитова (лесной санаторий).

Кумысная поляна получила название в XIX веке. Местные татары арендовали её для выпаса лошадей. Татары продавали производимый из кобыльего молока кумыс, который пользовался популярностью среди жителей Саратова. По нему поляна получила своё название. Довольно быстро она стала одним из любимых мест не только лечения, но и отдыха, прогулок и познавательных экскурсий на лоне природы.
Сюда ещё до проведения трамвайной линии стали ездить семьи, студенческие и гимназические компании, барышни и кавалеры, пожилые профессора и служащие. Ученики Боголюбовского рисовального училища приезжали сюда на этюды. В воскресные дни прибывали сюда обыватели отдохнуть, прособирать ягод и грибов. Привозили с собой снедь, одеяла, самовар, прихватывали домашнюю собачку и игровые принадлежности – мяч, кегли, городки. В жаркую погоду народ тянулся к родникам – кто с кружками, кто с бидончиками. Так что неудивительно, что бельгийцы решили провести линию трамвая на Кумысную поляну.

Однопутная линия с несколькими разъездами шла по трассе нынешних 3-го и 4-го маршрутов. Однако, 10-я Дачная не была конечной, как сейчас. Линия продолжалась ещё дальше в гору до района детского лагеря "Дубки" на Кумысной поляне (11-я Дачная).

До 10-й Дачной ходил двухвагонный поезд. Дорога от 10-й Дачной до Кумысной поляны идёт в гору с немалым уклоном. Мощности слабого моторного вагона было недостаточно, чтобы тащить в гору ещё и прицепной вагон, а пассажиропоток позволял обойтись и одним вагоном, поэтому на 10-й Дачной прицеп отцепляли и оставляли на разъезде. Моторный вагон с праздными отдыхающими шёл на Кумысную поляну один, а на обратном пути забирал ожидающий его прицеп. (см. заглавное фото)
Плакат со схемой позволяет ясно представить масштабы линии (см.фото №1). Полукруг внизу - это и есть город Саратов. Таким образом длина дачной линии многократно превышала величину города. Это был самый настоящий пригородный маршрут по летним дачам, которые строили себе богатые жители города.

Дачный трамвай приобрёл огромную популярность среди горожан. Поездка на трамвайчике "Туда-сюда", как его называли, описывается в романе Константина Федина "Первые радости". Работал он с 1 мая по 1 сентября по следующему расписанию:
Отход от городского театра (нынешняя конечная троллейбуса №3): 8:45, 10:45, 12:45, 14:45, 16:45, 18:45, от Московской площади (перекресток Астраханской и Московской): каждый час, начиная с 7 часов утра до 20 часов вечера.
Отход обратно в город: от Кумысной поляны в 9, 11, 15, 17, 19, 21 час; от Большой Поливановки через каждые полчаса от 7:45 утра до 21:15 вечера. От Трофимовского разъезда через каждые полчаса от 8 утра до 21:30 вечера.

К сожалению, линия в лес на «Кумыску» просуществовала всего несколько лет. После революции кумысное хозяйство Аитова, а с ним и уникальный лесной санаторий прекратили своё существование, и эксплуатация последнего участка стала бессмысленной — разваленному трамвайному хозяйству было не под силу обслуживать и более значимые линии. Дачная линия была сокращена до 10-й Дачной остановки.

Участок выше 10-й Дачной последний раз был использован в 1920-х годах для перевозки элементов радиостанции РВ-3 (первой в СССР нестоличной широковещательной станции, установленной на самой высокой точке Кумысной поляны). Затем рельсы были разобраны и послужили материалом для укладки линий в строящийся Сталинский район (будущий маршрут №2). Правда ряд источников утверждает, что окончательно линия была разобрана лишь в 1942 году.

Автор благодарит за систематизацию информации из разных источников блогера Дениса Жабкина.

Более подробно про Дачную линию можно узнать из поста Дениса здесь.

Описание тайника

Содержимое тайника

Призы для игроков.
Блокнот и все призы упакованы в зип-лок пакеты. Пожалуйста, поддерживайте в тайнике порядок! Не кладите в него в него то, что сами бы не взяли, а так же предметы, запрещенные правилами п 5.4.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Pachita (23.10.2016 18:06:24)
Проведали сегодня тайник, добавили ништяков, укутали свежими новыми одеждами. Пока погода стоит сухая, тайник ждет посетителей в гости ;)
Azvor (13.09.2016 20:58:26)
Отличная прогулка по Кумысной поляне получилась, спасибо автору! Кэш прямо рядом с тропинкой, приходится действовать аккуратно))
myFamily (22.05.2016 22:19:02)
aruy (24.04.2016 23:58:06)
Pachita (26.09.2015 15:17:44)
Andrey0577 (20.06.2015 22:11:01)
tarkus (15.05.2013 20:10:03)
Zarrolash (20.07.2012 20:13:25)
Zarrolash (14.07.2012 20:43:10)
Pachita (10.07.2012 02:58:07)
admaster (09.05.2012 20:03:56)
lk (21.04.2012 21:52:49)
pchelka82 (19.09.2011 14:50:21)
asrmod (30.06.2011 22:58:54)
praporshik (18.06.2011 10:51:36)
Marisha (14.05.2011 19:25:56)
Бешеная табуретка (02.05.2011 21:12:21)
Бешеная табуретка (15.01.2011 23:29:24)
Egr (29.11.2010 12:27:37)
SevaKrol (19.11.2010 23:09:27)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116