По ту сторону Ингульца [TR/9179]

Основатель тайника и/или администрация сайта считают, что тайник временно не действует.

ул. Умниковой
ул. Умниковой
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Украина
Днепропетровская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Кривой Рог
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
2.00Нашли: 2
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Братская могила
Братская могила
ул. Урицкого
ул. Урицкого
Воинам завода "Коммунист", погибшим в 1941-1945 годах
Воинам завода "Коммунист", погибшим в 1941-1945 годах
Гданцевский чугунолитейный завод
Гданцевский чугунолитейный завод
Автор: Nasska
Создан: 27.10.2010
(отредактирован 22.03.2014)

Описание окружающей местности

     Сегодня река Ингулец — это всего лишь условная граница, разделяющая две части Центрально-Городского района, которые до сих пор называют по-старинке «город» и «Гданцевка». А вот сто лет тому назад река в этом месте служила границей настоящей, административной. На левом берегу Ингульца располагалось местечко Кривой Рог Херсонского уезда. На правом — село Гданцевка Александровского уезда.

     Если Кривой Рог имеет, как минимум, 3 версии происхождения своего названия, то в отношении Гданцевки никаких разночтений не наблюдается. Название произошло от фамилии помещика Гданцева — первого владельца этих земель. Это имя встречается в разных документах: в книге «Новороссийский календарь», изданной в Одессе в 1893 году, и в своеобразном путеводителе «По Екатерининской железной дороге», вышедшем в свет 10 лет спустя.

    И если с названием все понятно, то с датой возникновения Гданцевки все не так просто. Достоверно известно одно: после разгона Запорожской Сечи эти, как и другие благодатные вольные украинские земли, Екатерина II раздавала щедрой рукой. В конце 18 века сюда с удовольствием переезжали многие казацкие старшины и офицеры — участники русско-турецкой войны. Так образовывались новые населенные пункты: Диконка, Александров Дар (нынешнее Рахманово), Долгинцево. Так появилась и Гданцевка.

     На протяжении целого столетия здесь текла спокойная размеренная сельская жизнь. Согласно переписи 1886 года в селе Гданцевка числилось 12 дворов, проживало всего 56 душ. Все изменилось в конце 19 века с началом разработки железных руд. Перспективность этих земель первым разглядел Александр Поль. Кстати, 600 десятин гданцевских земель были единственными, которые Поль не брал в аренду, а выкупил за 250 тысяч рублей у тогдашнего владельца фон Гельмерсена. Позже Поль передал эти земли во владение Акционерному обществу криворожских железных руд в качестве своего пая.

       В полутора верстах от станции Кривой Рог на правом берегу Ингульца был открыт рудник. Правда, вскоре выяснилось: руда на Гданцевке не Бог весть какая — всего 42% железа. По тем временам — просто бросовое сырье. Транспортировать ее куда-либо не имело никакого смысла. Выходом могло стать строительство на Гданцевке чугунолитейного завода — эта идея возникла у Александра Поля. Но реализовать ее удалось не ему, а талантливому инженеру Мартину Шимановскому.

     Строительство завода началось в год смерти Поля — в 1890 году. За два года были построены 3 доменные печи высотой 18 м и суточной мощностью 4000 пудов чугуна каждая. Открылась образцово оборудованная по тем временам электростанция. 8-го сентября 1892 года в торжественной обстановке завод был освящен и пущен в действие.

     К началу 20 века гданцевский чугунолитейный завод стал одним из мощнейших предприятий Юга Российской империи. Ежегодная выплавка чугуна превышала 3 млн. пудов. Естественно, открытие чугунолитейного завода в корне изменило жизнь маленького села. Большое производство требовало множества рабочих рук. И в начале прошлого века в поисках лучшей доли сюда приезжали селяне из самых отдаленных губерний. А вот административный костяк завода составили поляки.

   Очень быстро, буквально за десяток лет тихая патриархальная Гданцевка превратилась в многолюдный, хорошо обустроенный рабочий поселок. Работали школа, больница, чайная, гостиница, которая служила одновременно и клубом. Был открыт небольшой католический костел св. Бригитты. Недалеко от проходной завода заложили красивый парк (сейчас парк им. Егорова). В центре его высилась мраморная скульптура Девы Марии, простоявшая в парке до 1929 года. Вообще, многие признаки по-настоящему городской культуры в поселке Гданцевка возникли гораздо раньше, чем в местечке Кривой Рог. Например, известно, что первый криворожский фонтан появился именно на Гданцевке — он украшал двор директора Шимановского. На Гданцевке же воздвигли и первый на Криворожье монумент — памятник Александру Полю. Это был бронзовый бюст работы скульптора Эдварса. Его установили еще в 1896 году недалеко от проходной завода. Но простоял этот монумент недолго. Оказывается, и сто лет назад на Криворожье промышляли охотники за цветными металлами.

     До наших дней от первоначальной застройки поселка сохранилось лишь несколько старинных домов (ул. Урицкого), построенных бельгийцами для служащих завода еще в конце позапрошлого века. Они были рассчитаны на 8 семей. Заводское начальство занимало отдельные дома по улице Административной (ул. Алексеенко). Неплохо сохранилось первое здание конторы завода (ул. Коммунистическая). Сегодня это старинное здание занимает тубдиспансер.

     В начале прошлого века уклад жизни на Гданцевке существенно отличался от криворожского, местечкового. Воскресные гуляния в парке, завтраки на траве по европейской моде, праздничные балы — все это имело некоторый столичный флер. Тон, конечно, задавали поляки. Среди жен польских служащих были дамы весьма образованные, недурно владевшие фортепиано. Они частенько собирались вместе, музицировали, общались.

     Достоверно известно, что в Кривой Рог несколько раз приезжал известный польский композитор Кароль Шимановский. Он был родным племянником управляющего заводом. Сохранились воспоминания о том, как Кароль великолепно музицировал в дуэте с Казимирой Сосновской, женой конторщика завода. Выпускница Киевской консерватории Казимира при переезде на Гданцевку привезла с собой рояль.

     Но наступил 1917 год. Революция разрушила старую жизнь. Поляки начали массово уезжать, покидать обжитые места. Конец 30-х годов — страшное время сталинских чисток — этот процесс только усугубил. Репрессиям подверглись многие жители поселка — школьные учителя, инженеры и служащие завода. Но особенно беспощадной власть была к полякам — тут и доказывать ничего не прошлось: раз иностранцы — значит по определению шпионы.

     Мрачный 1937 год запомнился жителям Гданцевки двумя событиями — стихийным бедствием и переименованием завода. Весенний паводок в буквальном смысле слова накрыл весь поселок. В том же году гданцевский завод горного оборудования назвали именем республиканской газеты «Коммунист». Кстати, в Кривом Роге это был второй (после парка им. газеты «Правда») случай увековечивания партийной прессы. Центральная улица, ведущая к заводу, получила название Коммунистическая.

     1941 год — одна из самых драматических страниц в истории Гданцевки. 14-го августа 1941 года война ворвалась в каждый дом. Накануне едва успели вывезти основное оборудование и специалистов завода. Приказ об эвакуации поступил слишком поздно, и большинство жителей просто не успели покинуть город. С начала оккупации фашисты развернули на территории Гданцевки страшный лагерь смерти — шталаг 338.

     На территории поселка осталось несколько памятных мест, связанных с военными событиями. Мемориал в комсомольском парке установлен на месте захоронения юных криворожских подпольщиков из группы Решетняка. А скромная табличка на стене обычного жилого дома по улице Чередниченко свидетельствует о том, что здесь в феврале 1944 года находился штаб командующего 3 украинским фронтом генерала армии Родиона Яковлевича Малиновского.

     Гданцевка — едва ли не самый живописный уголок Кривого Рога. Свой нынешний облик она обрела в 50-е годы прошлого столетия. После военной разрухи поселок отстраивался быстро. Вначале на ул. Коммунистической выросли небольшие двухэтажные коттеджи. Чуть позже по проекту криворожского архитектора Нинель Мухачевой выстроили целый ансамбль красивых 4-этажных жилых домов. Завод «Коммунист» выступил заказчиком строительства нового подвесного моста через Ингулец. Его спроектировал талантливый инженер «Кривбасспроекта» Иван Ефимович Пилинский. Изящный и в то же время прочный, этот мост по смелости инженерного решения не имел аналогов в Украине.

 Вдоль набережной реки (ул. Умниковой) появились оригинальные, европейского вида 2-этажные жилые дома. На месте бывших болгарских огородов заложили живописный комсомольский парк. 7-го ноября 1953 года к очередной революционной дате открылся новый большой Дворец культуры. Для жителей Гданцевки дворец был всем — здесь торжественно регистрировали браки и организовывали избирательные участки. Здесь работала отличная заводская библиотека и свой кинозал, в котором можно было за 10 копеек посмотреть все лучшие фильмы советского проката.

     Дворец культуры завода «Коммунист» славился своими творческими коллективами. Например, знаменитый хор «Краяне» под руководством Алексея Кравцова снискал всесоюзную славу. Своя славная история есть и у гданцевского духового оркестра, который стал лауреатом многих конкурсов и фестивалей самодеятельного творчества. Без этого коллектива просто невозможно представить атмосферу Гданцевки тех лет, поскольку их выступления неизменно украшали все большие районные и городские праздники.

     Почти полвека Дворец культуры был центром притяжения для всех жителей Гданцевки. Казалось, так будет всегда. Но наступила перестройка и вслед за ней тяжелейший кризис 90-х, когда всем стало не до искусства. Закрывались кружки, распадались творческие коллективы. Правда, еще долго оставались те, кто не мыслил своей жизни без творчества. Они, как могли, пытались спасти любимое дело своей жизни, репетировали зачастую без света, в нетопленном помещении. Но время энтузиастов уходило безвозвратно. Дворец умирал медленно и мучительно. Сегодня в здании бывшего очага гданцевской культуры располагается МАУП.

     Гданцевка долго сохраняла свой микроклимат, свою особую атмосферу. Здесь, за мостом, кажется, даже ритм городской жизни был немного другим. Ее внешний облик и сегодня почти не изменился — все практически так же, как на фотографиях полувековой давности. Разве что деревья выросли большие. Но в прежних декорациях течет уже совсем другая жизнь и продолжается совсем другая история.

 Ольга ЧИСТЯКОВА, "Вестник Кривбасса"

 

ДОМНЫ НАД ИНГУЛЬЦОМ

    Экономика царской России развивалась неравномерно. Минеральные богатства древнего Урала были изучены и осваивались гораздо раньше, чем Юг России, обладавший колоссальными природными ресурсами.

    Бурное развитие этого края непосредственно связано с открытием и разведкой криворожских железных руд. Значителен вклад русских ученых И. А. Гюльденштенда, П. С. Палласа, В. Ф. Зуева, Ливанова, Н. П. Барбот де Марни, М. Клемма, И. Тиме, инженеров В. Пиленко, П. Кульшина, Л. Семечкина, Г. Федосеева, С. Конткевича, краеведов-любителей А. Н. Поля и О. И. Пузино.

    Неоднократные попытки и добрые намерения поставить на службу стране богатства криворожских недр, увы, не увенчались успехом, потонули в департаментских переписках и чиновничьем бюрократизме.

    Позднее, в середине XIX столетия, поиск на Криворожье железных руд заметно усилился, были открыты новые месторождения полезных ископаемых. Вольные, никем не занятые земли, изобиловавшие несметными минеральными богатствами, сановные петербургские магнаты продали почти за бесценок иностранным предпринимателям. Это уж потом грянул настоящий бум и хищническое соперничество по извлечению максимальных прибылей из разработки и эксплуатации криворожских железных руд.

    Мощным толчком для их промышленного использования послужило строительство металлургических заводов Луганского и Дружковского в Донбассе, Днепровского и Александровского в Приднепровье, чему в немалой степени способствовало наличие в относительной близости донецких коксующихся углей. В сравнении с уральскими заводами, работавшими на древесном угле, построенные на Юге России выглядели гигантами. Уже к концу прошлого столетия здесь действовало 17 больших металлургических предприятий, с 41 домной, дававшие 17 миллионов пудов чугуна в год. Среди них лишь один, Сулинский, принадлежал российскому капиталисту Пастухову, остальные были в руках иностранцев.

    В конце 19 века развилась предпринимательская деятельность и среди богатого российского сословия. Попытал счастья разбогатеть также исследователь криворожских недр А. Н. Поль. Он купил у помещика Гданцева земли, содержавшие качественные руды. Однако достаточных средств для их промышленной разработки у него не оказалось. Как ни пытался получить необходимые субсидии от царского правительства, из этого у А. Н. Поля ничего не вышло. Тогда он вынужден был обратиться за помощью к иностранным капиталистам. В Париже в 1881 году основалось акционерное "Общество криворожских железных руд" с наличным капиталом в 5 миллионов франков. Крупным акционером стал и сам Поль, получив за передачу земельных участков и за контракты 500 тысяч франков наличными и столько же акциями. Помимо его земель площадью 600 гектаров, было арендовано еще 20 тысяч гектаров для горных разработок.

     На Криворожье, образно названном "Прусским Эльдорадо", один за другим открывались рудники. Вывозилась руда на металлургические заводы Донбасса и Приднепровья. На правом берегу реки Ингулец недалеко от станции Кривой Рог на купленных землях помещика Гданцева был открыт карьер. Сперва добытая открытым способом руда поступала на Донецкий завод Юза, пущенный в 1872 году, а после и на Александровский завод Брянского акционерного общества, ставший в строй действующих в 1887 году.

    Разработка руд в Гданцевском карьере производилась под руководством инженера Конткевича, а несколько позднее эти работы поручили толковому инженеру М. Ф. Шимановскому.

    Эксплуатируя недра, «Общество криворожских железных руд» столкнулось с таким явлением: при добыче полезных ископаемых все чаще встречались руды, имевшие низкий процент содержания железа. Стало экономически невыгодным транспортировать бедную руду на большие расстояния. Тогда-то и пришло решение выплавлять ее на месте добычи, для чего построить чугунолитейный завод без дальнейшей переплавки чугуна в сталь и прокат.

 

 ЕДИНСТВЕННЫЙ НА ЮГЕ РОССИИ

    Официальное подтверждение: "В Центральном государственном историческом архиве СССР в фонде Горного департамента Министерства торговли и промышленности имеется телеграмма директора акционерного «Общества криворожских железных руд" в Горный департамент от 6 сентября 1892 года о том, что «пущен в действие» в сентябре 1892 г. Криворожский чугуноплавильный завод.

    Сооружение металлургического предприятия в районе Гданцевки велось на протяжении 1890 – 1892 гг. Руководил строительством опытный инженер М. Ф. Шимановский, который одновременно был и директором-распорядителем на возводившемся объекте.

Дешевой рабочей силы хватало. Реформа 1861 года привела большинство крестьян к обезземеливанию. Гонимые нелегкой судьбой, они пополняли городской пролетариат. Дореформенный Юг России был мало заселен. В период бурного развития капитализма сюда отовсюду хлынули люди, готовые работать до седьмого пота и за любую плату, лишь бы не умереть с голоду. Быстро формировался пролетариат Криворожья за счет местного населения, а также выходцев из нищенствовавших губерний царской России. Биржа труда обеспечивала большой выбор рабочей силы. Конкуренция толкала пришлых на самые жалкие, унизительные условия предпринимателей. Этим обстоятельством воспользовались иностранцы, приобретшие благодатные земли Юга России за бесценок. Наличие в достаточном количестве рабочих рук было весьма кстати: никто не заботился о механизации тяжелого, непосильного труда, технике безопасности, не возникала проблема создания стабильных кадров. На одно вакантное место сразу претендовало несколько безработных.

    Все свои усилия капиталисты направили на извлечение максимальных прибылей. Французское акционерное общество, почуяв конъюнктурный спрос на металл и возможность разбогатеть, приступило к строительству Гданцевского чугунолитейного завода и разработке угольных месторождений в Донбассе.

    Гданцевский завод замышлялся как чугунолитейное предприятие, отличавшееся от тогдашних металлургических заводов тем, что основным и единственным было в нем доменное производство. Как завод чисто товарного чугуна, он предназначался для обслуживания заводов северо-западного района, центра и частично Юга России.

    На Гданцевке одновременно сооружались три доменные печи объемом 200 кубометров каждая высотой до 18 метров и суточной производительностью 400 пудов. При каждой печи имелся маленький литейный двор, крытый железом, и воздуходувка на 300 л.с. Гданцевские домны мало чем отличались от подобных производств того времени. Лишь на одной впервые в России горн заковали в стальной кожух в расчете на то, что печь сможет более продолжительное время работать без капитального ремонта. Однако это новшество отнюдь не спасало от бесконечных аварий, сопровождавшихся сильными взрывами и даже человеческими жертвами. На заводе имелись котельная с десятью водотрубными котлами и поверхностью нагрева 200 кв. м. каждый, центральная электростанция и водокачка у реки Ингулец. Шихтой обеспечивали четыре коксовые батареи по 20 печей системы "Коппе" в каждой. Доменные шлаки вначале не утилизировались, а вывозились в отвал к юго-востоку от завода. Позднее был построен небольшой кирпичный завод, затем и помольная площадка для приготовления цемента. Механические мастерские предназначались для ремонтных работ.

    В состав завода входил и карьер, который расположился примерно на 30 саженей выше берега реки Ингулец. Его отделяла сплошная стена кварцитов и поверхностных наносов шириной 50 саженей. Сквозь эту стену была пробита штольня-тоннель с узкоколейкой для движения вагонеток. Руда из карьера поступала в штольню посредством двух шахт, нагружалась в вагонетки емкостью до 100 пудов каждая и вручную подкатывалась через штольню к основанию подъемника, устроенного по левую сторону пути. Наклонная плоскость длиной 35 саженей располагалась под углом в 30°. По ней груженые вагонетки поднимались вверх с помощью 50-сильной паровой машины, так как подъемник был устроен значительно выше принимавших сырье эстакад, вагонетки поступали на рельсовый путь с уклоном 0,02° и под влиянием собственного веса скатывались к заводской эстакаде, находившейся примерно в одной версте от подъемника. Таким образом вагонетки двигались непрерывно и могли доставить на плавку до 20 тысяч пудов железной руды в сутки. Предполагаемые ее запасы составляли 50 миллионов пудов при ежегодной добыче 4 миллиона.

    Коротко о транспортной системе Гданцевского завода. В 1901 году к нему была подведена железнодорожная ветка длиной 3 версты 276 саженей. Спустя два года общая протяженность путей достигла: ширококолейных – 9, узкоколейных – 5 верст. Предприятие имело 2 паровоза и 4 железнодорожные платформы. Наращивание внутризаводской транспортной магистрали вызывалось прежде всего, чисто экономическими соображениями. Уместно привести некоторые другие факты, о которых мало кто знает. Екатерининская железная дорога, оказывается, первоначально называлась Криворожской. Ее сооружение производилось временным управлением по постройке Криворожской и Баскунчакской железных дорог под руководством инженера В. А. Титова. Небезынтересен и такой факт: железнодорожный мост через реку Ингулец у станции Кривой Рог, через которую отправлялась продукция Гданцевского чугунолитейного завода, своего рода уникален. Его фермы сооружены по проекту профессора Н. А. Белелюбского и являются по своей конструкции этапными в истории развития отечественного мостостроения.

    Об экономическом потенциале Гданцевского чугунолитейного завода. Максимальная производительность достигнута в 1912 – 1913 гг. Выплавка чугуна составила около 5 миллионов пудов ежегодно, или 2,7% от общего объема производства этого вида продукции всеми металлургическими предприятиями Юга России. Заметный спад произошел в начале первой мировой войны, так как значительная часть высококвалифицированных рабочих была мобилизована на фронт. Правда, в 1915 году по указанию официальных властей дирекция завода пыталась увеличить производство чугуна для военных нужд. Специальные районные уполномоченные осуществляли строгий контроль за выполнением военных заказов. Однако и такие жесткие меры не помогли. В 1916 году выплавка чугуна на Гданцевском заводе составляла меньше довоенной на 7,3%.

    После1917 г. производство чугуна на Гданцевском заводе остановилось, доменные печи пришли в негодность.

    С 1921 г. на заводе организовали управление подсобных предприятий, затем 1930 г. – Центральные мастерские Кривбасса (ЦМК), на которых в 1934 г. изготавливали первые отечественные перфораторы ПБ.

    1937г. – переименование ЦМК в завод горного оборудования «Коммунист».

В военные годы завод был эвакуирован на Урал в г. Магнитогорск.

Послевоенные годы завод производил  широкий спектр высококачественного горного оборудования. С 1992 г. переименован в арендное предприятие, а с 1998 г. – в ОАО «Криворожгормаш».

Материалы из документально-публицистической книги "Версты трудового пути", вышедшей в печать к 75-летию завода.    http://www.kzgm.com.ua/history/

 

 

Описание тайника

Содержимое тайника

всякая всячина

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

dnipro05 (25.02.2014 01:28:57)
Были 23 февраля 2014г. Унылое зрелище: парк неухожен, тайник разграблен.
AloCrazy (17.07.2011 22:24:51)
Немного неточные координаты или мой навигатор дал сбой :).
Поменяли черепаху на мяч-попрыгун. Кто будет идти к этому тайнику ЗАХВАТИТЕ ПАКЕТЫ
fire-dpo (01.07.2011 15:32:32)
Dy6a (28.06.2011 23:08:30)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115