Остановка в пустыне [MS/9199]

картина И.Бродского
картина И.Бродского
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Исторический
Природный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Саратовская обл.
Новобурасский, Петровский районы р-н
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 2
РЕЙТИНГ
4.50Рекомендаций: 1Нашли: 12
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Автор: naima
Создан: 21.11.2010
(отредактирован 24.06.2013)
Компаньоны: morgot, SergLD

Описание окружающей местности

Отжил я свой век, да не так как человек

Горе горюя, беду бедуя,

Пойду я в монастырь там буду я жить,

Там буду я жить и Бога молить,

Кабы Бог простил, что в свете согряшил,

Страшный суд придит - ответ всем будет.

 (русский духовный стих)

http://prostopleer.com/#/search?q=пелагея+отжил+я+свой+век

Для полного погружения в атмосферу ссылка на исполнение этого стиха Пелагеей. 

Цепочка церквей-жемчужинок, разбросанных по селам Приволжья заставила задумалась о том, что же происходит. Двумя словами описывается та атмосфера, ощущаешь которую при встрече с бывшими православными храмами. Грех – позволять такой красоте разрушаться. Одиночество – состояние величественного храма: никогоу него нет – ни прихожан, ни благодетелей, пустынно. Так и пришла мысль о слове «пу́стынь». Пу́стынь - не только аналогия со старорусским монашеским поселением, спрятанным где-то далеко от огоньков цивилизации, пу́стынью прежде называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма. Пу́стынь – это еще и пустота, пустыня, обезлюдившее пространство и многолюдье, когда оживает тот самый «мир чужих» из песни The Doors, где человек человеку – прохожий, пройдет мимо и вроде ничего не произошло, все на месте, пустота остается. 

Сформулировать точно не получится, но что-то потеряли мы, когда вырвали из мировосприятия религию. Не учат в школе, не преподают мамы и бабушки, и мы не верим, не боимся, не стремимся. Только остро ощущается чувство потери, когда оказываешься перед дверьми запертого на замок деревенского храма и прикасаешься к старинной кладке замерзшими пальцами. Не отогреют, не впустят, не за что, не заслужил. Пугайся теперь всех шорохов и теней, заглядывая черезокно в запертую церковь, относись к религии как к диковинной зверюшке – пережитку давно минувших дней и продолжай говорить дальше, что сохранение этой красоты от тебя самого не зависит. 

Если верить «Божественной комедии» Данте, чем материальнее грех – тем он простительнее. То есть, поместив на первых кругах Ада грехи невоздержанности и насилия, на последние круги Данте оставил самые страшные - грехи обмана и предательства. Где-то там, наверное, сейчас проводят время бравые хлопцы и настоящие защитники нового времени, в 30х годах века XX ломавшие храмы и строившие сельские клубы из их обломков – предатели своих отцов и дедов, храм этот построивших. Там же будут и наши земляки, катающиеся по селам и собирающие деньги на восстановления сельских храмов - обманщики. Истории о таких людях слышала в Липовке (Краснокутский район, бывшая семикупольная церковь), Кутьино – с последней и начнем рассказ. 

В журнале «Красное знамя» за 14 августа 1990 года обнаружилось статья и интервью с кутьинской старушкой Евдокией Прокофьевной Кузнецовой, помнившей лучшую жизнь храма и участвовавшей в ней. В прошлом село Кутьино большое и богатое, дворов в нем была раз в пять больше нынешнего, а базар в выходной день шумел такой, что изо всех окрестных сел съезжались на него. Тут и мельница своя действовала, и масло и пшено такое делали, что с нынешним и не сравнить. «Все на селе было свое: и мясо, и молоко, и масло, имука. Что крестьянин выращивал, то и на столе имел, вот только муку для выпечкипросвирок в церковь из самой Москвы привозили. За этим строго следили», -вспоминает Евдокия Прокофьевна. 

Если верить фотографии, обнаруженной там же в газете, то двадцать лет назад еще сохранились два купола - один на колокольне, один на центральной части: «Сейчас трудно установить, по проекту какого художника была построена местная церковь. Но даже и в теперешнем полуразрушенном виде она доказывает, что те, кто задумал и воплотилее в камне, руководствовались соображениями красоты, соединив европейскую готику с византийским округлением купола и ритмикой кровельных плоскостей. Не любоваться этим строением нельзя…». С особой гордостью рассказывает Евдокия Прокофьевна о том, что в их селе жили мастера, своими руками создавшие красоту храма: «Карташов Никита вручную делал решетки резные на окна... Помню, как изначально церковь была обустроена скоро и красиво. Два колокола звенели так, что слышно было за десятки верст. Один – праздничный – на золоте. Да еще десять маленьких колоколов им подпевали. Звонарем был дедушка Бугор. Так его звалипо-уличному». 

Четырнадцать дверей распахивались по воскресениям и праздникам. Люди шли, ехали сюда: приводили и привозили детей крестить, молодые венчались под сводами храма, пел хор. 
Разоряли церковь варварски и очень быстро. Все колокола посбрасывали, привезли большие чаны, в которых готовили растворы «едучие». Ломали иконостас и бросали в эти растворы, так очищали все от золота. Так и наступил конец Кутьинской церкви. 

По мнению ученых, церковь эта представляет немалую историческую ценность и у всякого, кто увидит ее, родится то же предположение. 

Информация о Кутьинском храме взята из статьи В.Зыковой, газета Новобурасского района «Красное знамя» от 14 августа 1990 года.

Координаты Кутьинского храма: E 52'16.656 -- N 045'43.160 


Гремячка - новобурасское село, в котором 19 декабря отмечается престольный праздник Николая Чудотворца, во имя которого в 1828 году была освящена местная церковь. 

В XIX веке в Гремячке было большое количество кузнец и плотницких зданий, и гремяческие мастера охотно трудились над церковным обустройством. Железную кровлю куполов, кирпич, ограду и многое другое церковь приняла от местных умельцев. Работали специалисты из губернии, следили за соблюдением пропорций облика церкви. В итоге кропотливой работы в 1821 году в Гремячке была построена каменная церковь, которая официально была открыта в 1828 году и освящена священником Петровского уездного храма во имя Николая Чудотворца. С этого времени село стали называть Никольским, а престольным праздником в селе стал Никола, которого почитают и отмечают 19.12 и 22.05. 

Церковь в те годы была очень красивая, утопала в зарослях сирени, тополей, акации. Её было видно с любого конца села. Позади церкви рос яблоневый сад, а с восточной стороны находилось тихое, уединенное место, где хоронили церковнослужителей. 

В свое время возле церкви была построена церковно-приходская школа, в которой обучались крестьянские дети. Там не было разделения по уровню обеспеченности, возможность учиться была у всех, кто хотел получить церковное образование. В школе учили письму, чтению, песнопению религиозных текстов. Отличительной чертой Гремяческого храма был певческий хор, который считался одним из лучших в уезде. В нем пели многие ученики школы и глубоковерующие прихожане села. 

В 1914 году церковь реставрировалась, для чего было закуплено 6 тысяч кирпичей. А 23 февраля 1918 года декретом Советской власти церковь была отделена отгосударства. Церкви начали разрушать и взрывать. 

Не избежала подобной участи и Гремячевская церковь, хотя до 1933 года в ней неофициально проходили богослужения. 

Последним священником храма был отец Василий, в 1933 году вынужден покинуть приход из-за гонений на церковь. 

В 1938 году с купола церкви был сброшен большой колокол и при падении часть его откололась. Колокола переплавили, хозяйственные постройки снесли, осталось только здание церковно-приходской школы, служившее впоследствии сельской школой. 

При разграблении церковного имущества жители села укрыли иконы по домам. 
В 1938 году здание церкви было приспособлено под склад, в котором хранили зерно. 
Позже, когда в Вязовке построили клуб, на его строительство в церкви вырывали полы, окна, двери, и она была окончательно разорена. 
В таком состоянии Гремячевская церковь находится и по сей день. 

Информация о Гремячевской церкви взята из статьи С. Матасовой, руководителя краеведческого кружка, газета Новобурасского района «Наше время» от 17 декабря 2008 года.

Координаты Гремячевской церкви E 52'05.693 -- N 045'44.012


Таволожка - село, в отличие от двух описанных, Петровского района, основаное неким помещиком в 1774 году. Так же село это называли Всесвятское, в 1895 году помещик Языков владел им.

Село контрастов, знаменито одним убийцей и одним святым. Родина известного деятеля «Народной воли» Степана Григорьевича Ширяева (1856–1881), приговоренного за подготовку цареубийства к вечной каторге и умершего в заключении в Петропавловской крепости. 

А священномученик Иоанн родился в 1881 году в деревне Шивыревка Саратовской губернии в семье рабочего Николая Миротворцева. Окончил Саратовскую духовную семинарию, служил священником в селе Таволожка Петровского района Саратовской области. Был схвачен за антисоветскую деятельность в 1933 году с отбыванием наказания в Белбалтлаге и в 1937г. 27 августа 1937 года тройка при УНКВД по Ярославской области приговорила священника Иоанна Миротворцева к 10-ти годам заключения с отбыванием наказания в ИТЛ. Срок заключения он отбывал в Ухто-Печерском лагере Коми АО-АССР, где и скончался в узах.

Все, что удалось узнать про церковь этого села, это то, что названа она в честь Покрова Богородицы и построена в 1880 году. 

Координаты Таволожской церкви: E 52' 11.344 -- N 45'41.256

Информация по материалам сайтов:

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2960&Itemid=153

http://old-saratov.ru/foto.php?id=514

 

В Нижнем Поволжье, на правом берегу реки Волги, на северо-востоке Саратовской области, в 17 км от районного центра Новые Бурасы, расположено село Лох. Оно возникло в XVII веке как сторожевой пункт по охране Русского государства от набегов кочевников. Основателями Лоха были пахотные солдаты Петровской крепости, построенной в 1697 – 1699 годах в верхнем течении реки Медведицы, по личному указу Петра I.

В досоветский период село имело еще одно название – Архангельское, в честь построенной там в 1752 году церкви во имя Архангела Михаила. Церковь эта была деревянной и простояла более 100 лет. В 70-х годах XIX века ее сломали и продали в село Лопатино Пензенской губернии за 800 рублей. На месте старой церкви в 1872 году была построена часовня. В начале 80-х годов XIX века здесь же была построена новая каменная церковь. В ней имелся трехъярусный иконостас с позолотой. В притворе храма стояла огромная, перенесенная из старой церкви икона, на которой был изображен «страшный суд».

Об этой иконе упоминает А.Соколов в книге «Саратовский сборник. Материалы для изучения Саратовской губернии» Т I. Отдел II. Саратов, 1881 года издания:

«Въ заключенiе упомянимъ еще, что въ лоховской церкви мы видъли большой образ, представляющiй “страшный суд”. Изображения во всъхъ частях и подписяхъ совершенно сходно съ извъстными лубочными картинами срашного суда»

(Примечание: Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.)

Церковь стояла на возвышенности, была обнесена каменной оградой с разноцветными стеклянными шарами на столбах. В церкви служили два священника, два псаломщика и диакон. На содержание церковного притча ежегодно от государства поступало свыше 300 рублей (на школу – 120 рублей). Церковь владела 99 десятинами пахотной земли и получала с нее в год дохода до 660 рублей. Кружечные сборы с прихожан ежегодно приносили дохода в среднем до 2000 рублей (на школу общество жертвовало – 100 рублей). В церкви пел хор, состоящий из учащихся сельских школ. На обучение детей церковному пению местный помещик И.В.Сперанский и землевладелица Н.А.Щербина ежегодно жертвовали 100 рублей. Церковь регламентировала личную жизнь крестьян Лоха. Она освящала все важнейшие события в их жизни: рождение, свадьбы, похороны…

Информация по материалам ежегодного журнала «Крестьяноведение: Теория. История.Современность» // Ежегодник, 1997, М.,-1997, с.176. Автор статьи "История села Лох" В.В.Кондрашин.

Координаты церкви с селе Лох: E 52'07.836 -- N 045'51.493

 

В оформлении страницы использована картина Исаака Бродского "Церковь", 1905г.

Описание тайника

Содержимое тайника

Впечатления

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

Pachita (18.01.2015 21:10:21)
Добрали-таки все шаги 6 января. Точки посещали неспешно на протяжении нескольких лет. Теперь осталось дело за малым - взять традиционную часть в летний период.
Спасибо авторам и соавторам!
denisns (24.08.2014 09:41:51)
Координаты сейчас бьют точно в место. Тайник взяли бампером. Порадовал рыжий ручей ). Перекусили на его берегу и полезли на Кудеярову гору. Автору спасибо!
Йети (04.08.2014 19:01:29)
Беспокойная семейка (23.12.2013 09:27:45)
SergLD (24.06.2013 16:42:17)
miner (24.06.2013 15:54:03)
SergLD (24.06.2013 14:59:24)
SergLD (24.06.2013 10:32:38)
miner (23.06.2013 22:46:48)
skyman (06.11.2012 09:29:25)
asrmod (27.08.2012 13:15:52)
Katusha (21.08.2012 10:37:48)
pchelka82 (04.07.2011 17:53:50)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115