Давно хотели создать свой тайник, но вот беда, не знали, с чего начать.Однажды,отдыхая на юге, в магазине увидели «Тульский пряник» и подумали, сколько людей не знают, какой он, на самом деле, настоящий...И как-то вечером, сидя за чашкой чая, решили создать тайник!
...О том, когда и как появился пряник на Руси, споры ведутся до сих пор. Так же как и о том, что же означает само слово, в котором словно застыла память о временах, когда корабли отправлялись за тридевять морей в тридесятое царство за пряностями редкими.
Бытовало мнение, что пряник известен на Руси еще с былинных времен. Так считал, например, известный собиратель и знаток русских древностей XIX века Голышев, который в подтверждение ссылается на текст одной русской сказки: "Учали богатыри есть пряники печатные; запивать их винами заморскими".
История русского пряника действительно уходит в языческие времена раннего средневековья, когда восточные славяне, освоив земледелие, стали заменять в языческих жертвоприношениях мясо животных и птиц изделиями из зерна. Изображения домашнего скота для ритуального пиршества выпекали из теста. Эти обычаи просуществовали около 5 веков, и только к началу XVI века "красно украшенное" печенье потеряло культовое значение, но осталось символом небудничности, праздничности.Начиная с XVI века пряник быстро завоевывает рынок в русских стольных и дальних городах и селах. Писцовые книги второй половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. Не случайно появление и начало распространения пряника на Руси связано именно с XVI-XVII веками - веками Великих географических открытий. Именно тогда на рынках Европы появилось большое количество пряностей - душистого перца, корицы, имбиря, гвоздики, которые вошли компонентами в русский пряник.
Историю пряника можно сравнить с историей книги. Как вначале каждая книга изготовлялась вручную, в одном-единственном экземпляре, так и пряник на заре своего существования каждый раз был произведением оригинальным. Так как в связи с ростом спроса стали книги печатать с досок, сериями, так и пряники стали серийными, "тиражными", "печатными", - их тоже стали печатать со специальных досок.
А самые известные "печатные" пряники с давних времен выпекают в Туле. Впервые это знаменитое тульское лакомство упоминается в писцовой книге 1685-го года. Книга "Старинные производства тульского края" подтверждает: "Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали "печатные" пряники, украшенные затейливыми узорами".
Особую популярность тульский пряник обрел в XIX в. Ежегодно тульские кондитеры выезжали со своим товаром на российские и заграничные ярмарки, где тульский пряник неоднократно награждался российскими и международными призами.
В давние времена существовало несколько рецептов тульских пряников, но в начале XX века пряничное производство едва не погибло: после революции на некоторое время о пряниках пришлось забыть, хозяева и мастера исчезли - кто за границу уехал, кого репрессировали. А мастера-пряничники в своей работе никогда не пользовались гирями, заменяли их разновесами в виде камешков и кусочков железа, которые прятали в укромных местах. Рецепты хранились в глубокой тайне и передавались по наследству. Уникальные традиции были, казалось, потеряны и остались лишь в преданиях старины глубокой.
В 1930-х годах бывший подмастерье "пряничных" купцов Гречихиных Степан Савостьянов взялся за возрождение пряничного дела. Сохранилась легенда, что помог ему в этом случай: когда-то в праздничный день Степан прокрался в мастерскую хозяина и взвесил все его тайные "разновесы" - главный секрет тульских мастеров. Так из многих рецептов до наших дней дошел лишь один.
Нынешние пряники отличаются разнообразием формы и начинкой. Всего существует более десятка различных видов пряников весом от 130 граммов до 16 килограммов с фруктово-ягодной и молочной начинками. Недавно появилась еще одна модификация - с цукатами.
Печатный тульский пряник - удивительный русский деликатес. По сути это лакомство, по форме - сувенир, открытка, лубок, плакат, поздравление, оформленные в лучших национальных традициях.
Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. Ими было принято одаривать близких людей. Их подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому.
Пекли пряники обычно к Рождеству Христову, к Пасхе, другим православным праздникам, а также к поминальным дням. Постными пряниками "утешались" православные в дни Великого и Рождественского поста. Пряники дарили на именины и тогда, когда давали имя ребенку.
Пряник дарили невесте на свадьбе, в а конце пиршества распределяли его кусочки среди гостей, это означало: пора расходиться по домам. На следующий день после свадьбы молодожены брали другой пряник, специально выпеченный на этот случай и шли на дом к родителям молодой, чтобы там положили деньги и подарки.
Пряникам приписывались целебные свойства, ими лечились, в этих случаях на них изображали магические знаки или начальные буквы имен святых.
Самой излюбленной утехой и лакомством были пряники для детей. Легко представить, какую радость вызывали у них душистые сладости в виде игрушек, а пряники с изображением отдельных букв служили своего рода азбукой.
Тульский печатный пряник и в наши дни остается замечательным душистым оригинальным подарком, поздравлением, игрушкой, сувениром.
Экскурс в тульские традиции приготовления пряников можно совершить:
Экскурсия начинается в начале каждого часа с 10.00 до 17.00