Знаменка – город областного подчинения, центр Знаменского района, размещен в 40 км к северо-востоку от Кировограда, на водоразделе бассейнов рек Ингул, Ингулец и Тясмин. Знаменка была основана в 1869 году как железнодорожная станция во время строительством железной дороги Одесса-Харьков. Названа по названию села Знаменка, находящегося в 3 км от станции и основанного в 1730 году переселенцами с центральной России, названого в честь иконы Знамения Богородицы, особенно почитаемой переселенцами-старообрядцами. Сама станция Знаменка с вокзалом и другими строениями было построена на поляне Черного леса, по которому проходила железная дорога Елисаветград-Крюков. Черный лес находится на правом берегу верховья Ингульца и назван так потому, что он очень густой и затененный, поскольку в нем преобладают большие дубово-грабовые массивы. В годы татарских набегов на Киевщину и Подолье, вблизи Черного леса проходил Черный шлях, по которому двигались враги, а самом лесу они концентрировали свои отряды перед набегами, делали засеки. В августе 1873 года было открыто железнодорожное движение на участке Знаменка - Николаев, а спустя три года – до Фастова. Из небольшой железнодорожной станции Знаменка превратилась в железнодорожный узел, с расширением которого росло и население пристанционных селений. В апреле 1892 года в городе Знаменка начал работать лечебно-продовольственный пункт, работники которого регистрировали рабочих, осуществляли санитарный осмотр за ними, предоставляли амбулаторную помощь больным, ведали выдачей дешевых обедов. Первым заведующим Знаменского лечебно-продовольственного пункта стал врач железнодорожной больницы Андрей Лысенко, брат выдающегося украинского композитора Николая Лысенка. Летом 1892 года в Знаменке проживали семьи композитора Н.Лысенка и драматурга М.Старицкого - здесь Н.Лысенко работал над оркестровкой оперы «Тарас Бульба», а М.Старицкий написал драму с народно быта «Без свiту». Также с помощью Старицкого А.Лысенко в 1898 году организовал среди работников станции и депо музыкально-драматический кружок. Перед Первой мировой войной, в связи с общим экономическим оживлением в стране, значение Знаменки, как узловой станции, возросло. Во время Гражданской войны в 1917-20-х годах, Знаменка пребывала под властью разных военных формирований – представителей Временного правительства, большевиков, Центральной Рады, Директории, администрации австро-немецкой оккупации, повстанцев атамана Григорьева, Холодноярской Республики.
После окончательного установления Советской власти, был восстановлен железнодорожный узел и поселок, в первые годы НЕПа здесь работало 17 предприятий. 7 марта 1923 года Знаменка стала районным центром, объединившим 9 сельских советов. В довоенные годы было построено вагонное депо, автоконтрольный пункт и пункт технического осмотра, увеличилась мощность электростанции, появились новые локомотивы – Знаменка стала одной из самых больших на Правобережной Украине «фабрик поездов». Расширялась и местная промышленность.ё Во время Великой Отечественной войны 5 августа 1941 года гитлеровцы оккупировали Знаменку, а освобожден город от врагов в ходе жестокого штурма с 6 по 9 декабря 1943 года войсками 2-го Украинского фронта Маршала Советского Союза И. С. Конева в ходе Знаменской операции.
В послевоенные годы Знаменка отстроилась, в октябре 1946 года была утверждена схема генерального плана застройки города, в 1950-х годах началось строительство новых предприятий и реконструкция действующих; в 1952 году закончилось строительство ныне действующего вокзала. В 1959 году Знаменский железнодорожный узел получил электроэнергию с Кременчугской ГЭС, в связи с чем, в 1962 году участок железной дороги Знаменка - Пятихатки был электрифицирован, а через год электровозы пошли до Мироновки. Эра паровозов закончилась.
Теперь паровоз Эу-683-21 работает памятником на привокзальной площади в Знаменке. Паровоз-легенда, паровоз-труженник, паровоз-воин... Как рассказывала мемориальная табличка на паровозе (в настоящее время отсутствует), этот паровоз первым прибыл в освобождённую от фашистов Знаменку 9 декабря 1943 года и проложил путь для военных эшелонов в наступлении на Кировоградском направлении. Паровоз Эу ("Э усиленный") - одна из многочисленных "разновидностей" паровоза серии Э, семейство которых было самым многочисленных на отечественных железных дорогах. Как и его ближайшие родственники - Эм, Эр и другие - паровоз серии Эу средней мощности, предназначен для обслуживания пассажирских и грузовых составов. Паровозы этой серии отличались мощностью и надёжностью, способностью работать на любом виде топлива. Именно этому локомотиву было суждено стать основным фронтовым паровозом.
Паровозы серии Эу строились Коломенским, Сормовским, Ворошиловградским (Луганским), Харьковским и Брянским заводами. Те из паровозов, что поступили с этих заводов на железные дороги, имели цифровые трехзначные серии 677 - 686, 699 — 715, 717, причем цифры 707 — 710,712 — 715 и 717 использовались для обозначений не только паровозов серии Эу, но и серии Эм. В разные годы для железных дорог было построено следующее количество паровозов серии Эу: 1926 г.—71 (вместе с паровозами серии Э), 1927 г. — 182,1928 г. — 308,1929 г. — 408,1930 г. — 765,1931 г. — 801 (вместе с паровозами серии 3м).
Для составления описания использовался материал из следующих источников:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: