Санкт-Петербургские Мазанки [MS/9440]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Природный
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Крым Авт. Респ.
Симферопольский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Мазанка, Донское
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
3.50Рекомендаций: 1Нашли: 16
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Кривич
Создан: 10.01.2011
(отредактирован 28.11.2011)
Компаньоны: Україна, Ириска

Описание окружающей местности

Кто из нас, современников, может похвастаться знанием своей родословной хотя бы на пять поколений. Мало таких людей. А тем временем совсем недалеко от столицы Крыма расположилось старинное село Мазанка, многие жители которого могут уверенно назвать своих предков, живших здесь ещё в конце 18 века.

После выселения в земли северного Приазовья армян и греков, после эмиграции в Турцию огромных масс крымских татар, Крым - вновь приобретённая территория Российской империи — выглядел чрезвычайно пустынно: заброшенные села, опустевшие сады, невозделанные поля. Кардинально решить эту проблему мешало в первую очередь существовавшее в то время крепостное право. В государстве практически не было свободных людей, которых можно было бы привлечь, заинтересовать, на крайний случай заставить поехать туда, куда нужно правительству.

Выход нашли в разрешении населять полуостров эмигрантам из Европы на исключительно льготных условиях, с освобождением от всевозможных налогов, с выдачей ссуды. В Тавриду поехали немцы, австрийцы, швейцарцы, эстонцы, чехи, греки, болгары.

Мазанка же была первым крымским селом, заселенным именно русскими людьми. Это не были переселенцы в обычном понимании, которых силой или посулами заманили в Крым, ещё не так давно грозный. Все первые жители Мазанки были солдатами 2-го и 3-го Гренадерских полков, чья ратная служба проходила здесь же, на полуострове. Солдаты-поселенцы понимали, на какой риск идут, и, тем не менее, селились. Дело в том, что после окончания воинской службы солдаты должны были вернуться назад в крепостную зависимость. Здесь же, в завоеванном Крыму, им была гарантирована личная свобода, возможность самостоятельно вести хозяйство.

К проблеме заселения Тавриды ответственно отнеслась правительница Екатерина II. Место для новых поселений выбиралось не абы как. Во-первых, не исключалась вражеская интервенция на территорию Крыма. Во-вторых, не менее важно стоял вопрос безопасности в регионе, заселённом преимущественно коренными жителями, которые относились к экспансии русских отрицательно. Первые русские деревни появились у стратегически важного шоссе Симферополь-Феодосия. Это, помимо Мазанки, нынешние Зуя, Изюмовка и другие.

Во время своего знаменитого путешествия в Тавриду, остановившись на берегу небольшой речушки Бештерек, Екатерина II решила основать село. 28 октября 1784 года первых поселенцев отвезли в балку справа от Карасубазарской дороги, в двенадцати верстах от Симферополя. Им было выделено обширное общественное поле в 1,7 тысяч десятин земли. В сохранившиеся с тех времён официальных документах упоминаются фамилии: Артемьев, Борзов, Волков, Еремеев, Ерохин, Иванов, Кузьмин, Максимов, Михонин, Негодяев, Торопов, Щеглов. Они-то и были первыми жителями Мазанки. Более двух веков назад это было, но до сих пор живут в Мазанке династии, основанные этими людьми. Ни один род не прервался!

Ещё одной проблемой того времени было отсутствие в Крыму женщин. О ней в те первые десятилетия освоения Тавриды писали все: и путешественники, и сотрудники администрации, но еще труднее переживал простой люд. Дело в том, что браки с иноверцами категорически исключались. Наладить добротное хозяйство, обустроить быт без женщин было невозможно.

По центральным губерниям России ездили вербовщики, сватая молодых вдов и девиц на поселение в Тавриду. В Мазанку тоже привезли невест предположительно из Полтавской губернии. Их было 12, как и поселившихся здесь солдат. Достаточно оригинально происходил обряд замужества. По преданию, его предложил кто-то из солдат.

На дороге в один ряд выкладывались солдатские фуражки, после чего солдаты уходили. Девушки по очереди выбирали головной убор. Чью треуголку возьмёт, за того, стало быть, и замуж идти. Именно отсюда, по всей видимости, и произошло выражение «шапочный разбор». Тут же, перед строем, священник благословлял этот брак.

Вроде бы, возвращаясь из Феодосии, Екатерина II увидела только что построенные домики-землянки из калыба (земляного кирпича), обмазанные от стен до крыши глиной. Такая архитектура объяснялась тем, что крепостные девки были родом из Украины, где тогда строились такие землянки. Императрица воскликнула: «Быть тебе Мазанкой». Отсюда и пошло это название. В те времена в документах это поселение называли ещё Санкт-Петербургские Мазанки.

С годами село росло и обустраивалось. Первые землянки были построены в районе Верхней Мазанки. Сейчас это восточная часть села. Ниже по речке были сплошные заросли: камыш, кустарники. Даже водились волки. Однако постепенно все эти территории застраивались и окультуривались. Поселенцы двигались к югу в сторону Маленькой речки и на восток – по долине реки Бештерек. Наследники первых поселенцев основали сёла Лесноселье (потому что в лесу), Соловьёвка (из-за певучих соловьёв), Опушки (на опушке леса), поселения Пантелеевка и Спиридоновка (по именам первых жителей).

Мужчины Мазанки геройствовали в российской армии на разных полях сражений. Не обошли стороной это село Крымская и Первая мировая войны.

Население Мазанки росло, особо остро вставал земельный вопрос. На сходе было решено выделять не более 1,5 тысячи саженей на одного мужчину в селе. Особую остроту добавили «новые помещики», в конце 18 века, хлынувшие в земли Таврии. Обманом и подкупом они прибирали к рукам общинную землю селян. Немудрено, что потомки первых поселенцев к началу 20 века остались безземельными. Возможно, именно поэтому такой отклик в сердцах селян нашёл незабвенный лозунг «Землю – крестьянам». А после репрессий со стороны белогвардейцев жителей Мазанки, самовольно захвативших помещичьи земли, 120 её жителей вступили в Красную Армию. С той поры и до определенного времени не только сами жители, но и вся округа стали называть село Красная Мазанка. Немногие односельчане пережили Гражданскую войну. Тем более обидно было оставшимся в живых отдавать отбитую с кровью землю. В конце 20-х годов началась коллективизация. В 1929 году жители села взялись за оружие. К Мазанке были стянуты регулярные части Красной Армии, артиллерия. Мятеж был подавлен.

Сколько бы лет ни проходило, но не любили власти свободолюбивую Мазанку. Не имея возможности на реальный протест, многие ее жители находили утешение в религии в чудом сохранившейся церкви.

Самое время рассказать о Мазанской церкви. Новые поселенцы построили не только дома, но и церковь. Первая церковь была деревянной. Место для храма выбирать не пришлось, оно было указано свыше. По легенде, сельский пастух пас отару овец на холме рядом с деревней. Вдруг он увидел что-то в траве, подошел и  обнаружил икону. Это оказался образ святителя Николая. На этом месте и решили строить храм. Освятили его 6 декабря 1863 года во имя Святителя Николая.

Но село росло, и в маленьком храме все жители Мазанки уже не помещались. Тогда решили собрать деньги на хороший каменный храм. В 1882 году на земле Миронова (по другим сведениям Борзова) было начато строительство новой каменной церкви. Проект нового храма сделал симферопольский архитектор Михаил Коморицкий, под строительство отвели 33 десятины земли. Священник получал из государственной казны 118 рублей в год и 300 рублей от прихожан, которых насчитывалось 1305 человек. Кроме Мазанки, к храму были приписаны еще девять окрестных деревень. В 1896 году в еще полностью неотделанном храме отслужили первую службу, полностью отделочные работы были закончены в 1899 году.

Свято-Никольский храм стоит величаво и торжественно. В его архитектуре соединились элементы русского и византийского зодчества: капители, арочные окна, украшенные наличниками, полукруглые завершения внешних стен – закомары. Над входом вознеслась в небо трехъярусная колокольня, окна второго яруса тройные, разделяемые тонкими колоннами. Свято-Никольский храм славился своей росписью и позолоченным иконостасом, а также необыкновенным колокольным звоном, который, как говорят старожилы, был слышен даже в Симферополе.

Однако в 1932 году храм в Мазанке закрыли, священника отца Феодора выгнали не только из дома Божьего, но и из собственного дома. Это было время борьбы с религией и строительства колхозов, которым нужны были фермы и зернохранилища и не нужны храмы. Поэтому каменный забор, окружавший церковь, разобрали на стройматериалы, из которых построили свиноферму и конюшни. А в самом храме устроили зернохранилище. Но прежде его осквернили: сожгли церковные книги и иконы, распилили иконостас. Здание изуродовали, чтобы никто не смог узнать в нем бывший храм: сняли кресты, сбросили колокола, топорами сбили со стен роспись. Пытались разрушить и церковный купол, накинули на него трос, привязали к тракторам, но купол устоял.

Ненависть советских властей к церкви была столь велика, что даже в годы войны, находясь в оккупации, секретарь Зуйского райкома партии, а тогда командир партизанского отряда Николай Луговой, попытался взорвать ее, но под рукой, как назло, оказалось слишком мало тола. После войны, по его же словам он сильно жалел, что не сумел довести задуманное до конца. Мазанская церковь — эта последняя цитадель инакомыслия, так портила всю картину районного атеистического благополучия.

Храм был открыт во время оккупации Крыма фашистами. Новая власть, стремясь завоевать доверие народа, разрешила проводить богослужения. Прихожане принесли сохраненные иконы, и вновь под сводами зазвучали слова молитвы. После окончания войны Свято-Никольскую церковь не закрыли, но денег на восстановление не было, поэтому иконостас сбили из досок, постепенно стали возрождать настенные росписи. Церковную утварь и иконы передали из небольшого храма в Симферополе после его закрытия. В атеистическую эпоху, когда действующих церквей было мало, в Мазанку приезжали люди из разных уголков Крыма. Здесь они крестились, венчались, молились. Светлый уютный храм всех принимал с радостью.

Сейчас в селе насчитывается более 700 дворов (около 3000 жителей). По опросу, основное население Мазанки - русские, около 15% украинцев, в основном прибывших в 50-е годы, и примерно 5% крымских татар, которые стали селиться здесь с конца 80-х годов.

По материалам:

http://who-is-who.com.ua/bookmaket/gorodakrim2009/26/274.html

http://krim-palomnik.ru/sobors/51-simferopol.html?start=7

http://crimeanblog.blogspot.com/2007/08/blog-post_04.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Мазанка_(село)

Описание тайника

Содержимое тайника

Призы.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

DisaV (29.08.2016 21:46:00)
Прибыл в окрестности достославного села Мазанка (тайник Четвёртый портал) вчера вечером с северо-восточной стороны, напрямик через поля (шёл от пещеры Кырк-Азис). По описанию тайника было понятно, что я наверняка найду коробку и без координат (т.е. без прохождения промежуточных шагов в селе)... да и до Волчьего грота от моего местоположения было куда ближе, чем до храма... тем более, для посещения села требовалось делать крюк, а потом возвращаться обратно... Но, поскольку в геокэшинге для меня коробка и "зачёт" - важный, но не единственный и не главный компонент (а главное - это впечатления и приключения)), то я отправился не сразу к коробочке, а сначала в село - дабы добросовестно пройти предложенный Автором маршрут...
Пока я искал "дорогу к храму", вечерние сумерки сгустились и превратились в темноту, уплотнённую серыми дождевыми тучами - отголосками льющего южнее (над горами) ливня... К моменту достижения мною мазанской церкви ворота её были закрыты, и никаких камней с полумесяцами в темноте разглядеть было невозможно.
Лирическое отступление: Что мне не нравится в церквях нашей местной религии (во всяком случае, в контексте геокэшинга) - это традиционный забор вокруг территории. То ли дело буддистские храмы где-нибудь в Таиланде - всё открыто и абсолютно доступно, всё для людей... служители религии доверяют своему народу! Конец лирического отступления.
И хотя через забор я, как обычно, перелез, но всё равно не смог в темноте обнаружить на камне никаких полумесяцев, а включать фонарь не стал, чтобы не привлекать лишнего внимания... Поэтому я просто взял единственно возможное значение А, исходя из формулы.
С шагом 2 проблем не возникло. Задание хорошее, интересное.
Рядом с ДК (шаг 3) в этот вечер проходило необычное и непривычное для меня "культурно-массовое" мероприятие: там был организован кинотеатр под открытым небом. На белый экран с ноутбука через проектор транслировался фильм, а зрители сидели на поставленных рядами креслах "кинозала" и на всяких окрестных "завалинках". Год постройки ДК в темноте, опять же, не был виден, и я не стал стараться рассмотреть его с фонарём - опять-таки, чтобы не привлекать своими странными действиями внимания зрителей воскресного киносеанса... Число Г я смог верно предположить и без этого, прикинув точку по гугл-фото земной поверхности.
Пришла пора возвращаться в сторону овощехранилища, водохранилища и Волчьего грота... Грот в зарослях, а за ним и тайник в скале, нашлись без проблем. В коробочке без обмена.

Только сегодня удосужился подробно прочитать историю села, приведённую здесь в описании... Что и говорить, информация занятная и любопытная.
Автору спасибо и привет!
ЖЖ и Chuma (05.07.2016 12:59:48)
Заезжали в Мазанку от Волчьего грота, туда же потом и вернулись. Территория церкви была закрыта, поэтому A пришлось подгонять под известные координаты Волчьего грота. Со всеми остальными подсчетами проблем не было. Внутри грота как-то бомжевато и тучи комаров. А так понравилось описание тайника и предложенный маршрут. Спасибо!
deli kaplan (22.05.2016 22:20:57)
Scarabingo (20.04.2015 13:31:46)
Звезда (31.01.2015 17:09:37)
Байдерины (05.07.2014 10:38:08)
Вера (24.05.2014 15:48:10)
Domosed (04.01.2014 02:12:15)
Кельтика (06.05.2013 20:40:23)
polgav (03.09.2012 23:09:44)
eee (05.10.2011 18:53:17)
relicts (20.04.2011 00:10:05)
antavika (28.03.2011 08:56:41)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118