Церковь Преображения Господнего в деревне Мамаи, что рядом с Глубоким считается крупнейшим архитектурным памятником архитектуры классицизма. Заехав сюда по дороге в Глубокое, мы немного удивились необычной архитектуре и расцветке храма. Захотелось узнать о нём больше.
Деревню Мамаи и в прошлые годы и сейчас населяли в основном православные. Находилась она рядом с имением Озерцы тогда ещё Дисненского уезда. Родовое гнездо Цехановецких (смотри тайник «Бочейково») со временем перешло во владение Корсаков. 3 мая 1826 года Иосиф Корсак заложил на своей земле каменный костёл, выбрав для этого место между своим имением и деревней Мамаи. Единственным разумным объяснением такого вложения денег можно принять желание Корсаков расширить влияние католицизма среди православных верующих. На жителей небольшой деревушки новый костёл, конечно, производил впечатление.
Освящение углового камня храма, с полномочиями Минской Римско-католической Консистории, к которой в то время принадлежал Дисненский район, выполнил ксендз-декан Дисненский, он же настоятель Задорожский Рацевич. Тремя годами позже, 15 августа 1829 года, он же освятил уже построенный храм. Костёл имел 35 аршин длины, 18 ширины и 16 высоты. В храме было три колокола: один весом 6 пудов и 2 фунта, второй - 3 пуда 26 фунтов и третий - полтора пуда.
Нововозведённый костёл был построен на большом расстоянии от соседних, что послужило причиной образования здесь 25 февраля 1834 года католического прихода. Однако уже в 1848 году из-за недостатка ксендзов мамайский костёл стал филиальным, каковым оставался до самого его закрытия. Глубокские священники приезжали в Мамаи пару раз в неделю для отправления богослужения и обслуживания местной католической общественности.
После подавления восстания 1863-64 годов за независимость Беларуси, Литвы и Польши мамайский костёл, как и многие другие, был закрыт. Формальной причиной Дисненский военный начальник назвал то, что «частная часовня» после смерти вкладчика теряет право к существованию. Отдельно отмечалось, что храм находится в православной местности, да ещё и рядом с волостной управой. Вышестоящие власти согласились с этими доводами и признали дальнейшее существование костёла в Мамаи нецелесообразным.
По акту от 11 июня 1865 года мамайский костёл, как и многие другие, был передан православному духовенству. На его перестройку ушло 1500 рублей государственных денег
В начале 20 века Мамаи и окрестности были в составе польского государства. Его власти морально поддерживали восстановление исторической справедливости, а именно - возвращение бывших католических храмов католикам. Тогда же здесь произошла стычка между православными и католиками за храм. Верующие Глубокского, Удельского, Мосарского и других приходов двинулись в Мамаи для изъятия здания храма. Православные жители Мамаи и близлежащих деревень засели за каменной стеной ограждения и несколько дней держали осаду, метая в осаждающих католиков камни и осколки кирпичей. Те же старались перелезть через ограду и вкопать большой католический крест перед стенами храма. Если бы это у них получилось, храм стал бы католическим. Показательно поведение полицейских, которые находясь рядом, наблюдали за этими событиями, никак в них не вмешиваясь и не принимая ничью сторону. В итоге храм остался православным. В то время в Мамаях жила всего одна католическая семья и с точки зрения здравого смысла для верующих здесь нужнее была именно церковь.
Уже в 60-е года 20 века верующим снова пришлось бороться за свой храм. Теперь уже с советскими властями. На этот раз отчаянные протесты не помогли – церковь закрыли. Вплоть до 90-х годов он представлял собой обычную складскую постройку. И лишь силуэт здания, в котором угадывались античные греческие прототипы, напоминал людям, что когда-то это был храм.
В 1992 году в церкви возобновились богослужения. Своей яркой неординарной раскраске храм обязан уже современным реконструкциям. По-видимому, здание постоянно требует ухода и ремонта. Сравнивая свои фотографии со сделанными ранее, мы обратили внимание, что церковная брама меняла цвет как минимум три раза.
В соседней с Мамаями деревне Озерцы относительно недавно появился новый костёл. В 2005 году его начали строить на месте разобранной усадебной постройки. Тем не менее, в Озерцах ещё есть на что посмотреть. Хорошо сохранился усадебный дом, флигель, обширные хозяйственные постройки. Одна из них расположена прямо за новым костёлом. Фрагментарно сохранился старый панский парк.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: