Гнадентау [TR/9482]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Логический
Техноген
Автор запретил посещение тайника в зимний период
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Волгоградская обл.
Старополтавский р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Верхний Еруслан
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 2
Местность: 4
РЕЙТИНГ
4.50Нашли: 2
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Автор: trg
Создан: 15.01.2011
(отредактирован 11.05.2011)
Компаньоны: quantsx

Описание окружающей местности

Вашему вниманию предлагается архитектурно-исторический тайник, посвященный немецкой колонии Гнадентау (ныне село Верхний Еруслан).

Для начала, немного вводной информации.

О немецких колониях и колонистах: (из кн. "Россия" / под ред. В.П. Семенова, СПб, 1901, т.6):

Немцы-колонисты - выходцы из разных частей Германии, преимущественно из Вестфалии, Пфальца, Баварии, Саксонии, Швабии, также из Швейцарии, Эльзаса, Лотарингии, жили в 190 колониях Самарской и Саратовской губерний (главным образом Камышинский уезд и отчасти Аткарский, Саратовский и Царицынский) в количестве свыше 400000 человек. Общее количество владеемой ими земли (надельной и приобретенной в собственность) достигает 1,5 милл. десятин. Замечательно, что саратовские колонии почти все носят русские названая, тогда как колонии заволжские, лежащие в Самарской губернии, удержали за собой большей частью названия немецкие, напоминающие далекую родину выходцев: Шафгаузен, Люцерн, Унтервальден, Брокгаузен и пр.

Первые колонисты явились на Волгу во второй половине XVIII века, вследствие известных манифестов имп. Екатерины II (от 4 декабря 1762 г. и 22 июля 1763 г.), коими призывались из Европы все желающие, кроме евреев, свободно поселяться в "наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших местах империи, до сего праздно остающихся". Указом 19 марта 1764 г. была точно определена и местность для иностранных поселенцев : Поволжье от Чардыма до Царицына, отсюда к Дону, затем по границе казачьих земель до Хопра, вверх по левому берегу Хопра до сел Знаменского и Долгорукова, а потом подле земель Пензенской губернии до Саратовского уезда и чрез него полосой к Чардыму. Всем, желающим поселиться на указанных местах , были отведены наделы по 30 дес. на семью, кроме того дарованы многочисленные льготы, в виде денег на проезд и водворение, освобождения от податей и налогов втечете 30 лет, свободы от рекрутской повинности, права на беспошлинную торговлю в течение 10 лет и пр.

По внешнему благоустройству и благосостоянию жителей, немецкие колоти превосходят русские поселения, но справедливость требует отметить, что, будучи поставлены в такие исключительно благоприятные условия при самом своем возникновении и потом долгое время пользуясь такими льготами, каких не было дано другим поселенцам края, они могли бы успеть в своем развитии еще гораздо более. Главным занятием колонистов служит земледелие и в частности табаководство, подсобными — разные ремесла: кузнечное, слесарное, столярное, ткацкое и др. Способ владения землей общинный.

В отношении религии большинство колонистов принадлежат к лютеранам и разным протестантским сектам (гернгутеры, менониты, штундисты), частью же к католикам. Для образования католического духовенства в Саратове имеется особая семинария.

В бытовом и культурном отношениях немецкое население поволжских колоний представляет как бы государство в государстве, — совершенно особый и самодовлеющий мир, резко отличающийся от окружающего его русского населения по вере, по языку, по типу людей, по характеру построек, по одежде, по всему житейскому строю.

Улицы в немецких селениях (колонках, как называют их русские) прямые и пересекаются такими же поперечными, образуя кварталы. Жилища, по своему внутреннему расположению, обстановке и чистоте, отличаются от крестьянских: в них нет ни русских палатей, ни громадной русской печи; полы всегда выметены и при входе усыпаны свежим песком. Колонисты большие охотники до пестрого убранства комнат: столы, скамейки, сундуки, шкафы, часто ставни и двери пестрят яркими цветами. В каждом доме в углу лучшей комнаты стоит высокая двуспальная кровать с пестрым пологом, массой подушек и высоко взбитым пуховиком; здесь помещается глава семейства со своей супругой; остальные члены размещаются на ночь на полу тут же или в других комнатах.

По своему характеру колонисты живут совершенно замкнутой жизнью и ревниво оберегают свою национальность, устраняя себя, по возможности, от всякого соприкосновения с жизнью окружающего населения, нередко относясь враждебно или пренебрежительно ко всему русскому. Масса не знает и даже не хочет знать русского языка; нечего уже и говорить о том, что колонисты не смешиваются браками ни с какой народностью. Более столетия прожили они, не соприкасаясь с жизнью русского народа, не сроднились с приютившей их страной, не научились любить ее и считать своей родиной.

--------------------------------------------------------

О колонии Гнадентау:

Гнадентау (Gnadentau), также Росное, Собачий Колонок, немецкая колония Торгунской волости, а с 1914 г. - Луговой волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии (до октября 1918 года). Расположена под 46°31' вост. долготы и 50°30' сев. широты, на левом берегу р. Еруслан, в 446 верстах от города Самары, в 150 верстах от города Саратова и в 150 верстах от уездного города Новоузенска. Расстояние до ближайшей железно-дорожной станции Гмелинская - 30 верст. Дочерняя колония. Основана в 1860 г. выходцами из Россоши, Усть-Кулалинки, Щербаковки, Водяного Буеракаи других селений. Наименование произвольное. По церковно-административному делению колония относилась к лютеранскому приходу Гнадентау (с 1876).

По сведениям отдела хозяйственной статистики в колонии Гнадентау в 1888 г. считалось 172 домохозяйств, 587 душ мужского пола (из них работников от 18 до 60 лет - 278 душ), 580 женского (из них работниц от 16 до 55 лет - 286 душ), всего - 1167 душ обоего пола наличных поселян-собственников, в том числе 33 домохозяев, имевших надел, но проживавших на стороне с неизвестным составом семьи. Грамотных считалось в селе 792 души (67,9% всего населения), в том числе 298 мужчин, 266 женщин, 109 мальчиков и 119 девочек; всего - 139 дворов с грамотными и учащимися.

По данным первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., число жителей здесь составляло 1441 душа обоего пола, в т.ч. немцев - 1429.

После образования в 1918 году трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья село Гнадентау входило сначала в Торгунский район Ровенского уезда; после ликвидации в 1921 г. уездов, село вошло в Ровенский район, а с 1922 г. — во вновь образованный Старо-Полтавский кантон. С этого момента и до ликвидации АССР НП в 1941 г. с. Гнадентау относилось к Старо-Полтавскому кантону Республики немцев Поволжья.

После депортации немцев в 1941 г. с. Гнадентау в составе Старо-Полтавского района отошло к Волгоградской области и было переименовано в с. Верхний Еруслан.

Сейчас с. Верхний Еруслан Старополтавского района Волгоградской области. Население — 0,51 тыс. чел., имеются школа, магазин, мельница, газ. В окрестностях села расположен государственный комплексный охотничий заказник "Степной". (Данные на 2003 г.)

По сведениям, добытым нами у местных жителей, сейчас прямых потомков колонистов в селе проживает хорошо если семей пять. В последние годы здесь поселилось много выходцев из Казахстана. Работы в самом селе мало, и она низкооплачиваемая, значительная часть трудоспособного населения ездит работать в областные центры и в Москву.

--------------------------------------------------------

Что интересного?

Для стороннего туриста село примечательно прежде всего хорошо сохранившейся лютеранской церковью, построенной в 1898 году. На это время пришелся расцвет культового каменного строительства в поволжских немецких колониях (период конца XIX - начала XX вв). В 1885 году на Волге действовало 120 немецких церквей - 83 лютеранских и 37 католических, не считая молельных домов. В то же время сложился тип немецкого поволжского храма - капитальной крупномасштабной постройки с ярким национальным колоритом. Немецкие церкви имели ясную, динамичную композицию, отточенные формы, островерхие башни-колокольни, упругие пилоны, стрельчатые окна и арки, круглые витражи-розы, виртуозный кирпичный орнамент стен. Именно в этих постройках ярче всего выразился национальный пафос; именно они - по стечению обстоятельств - лучше других сохранились и олицетворяют теперь немецкое зодчество в Поволжье.

На сегодняшний день сохранились немногие из немецких храмов — около двадцати. Все они разные: представительные с влиянием классицизма (Маркс, Привольное); скромные деревянные (Сосновка); наконец, изысканные "стильные" (Ровное). Среди них достойное место занимает и церковь в Гнадентау.

Это просторное каменное здание, выстроенное в неороманском стиле, может вмещать до 1000 человек. Церковный комплекс включал в себя церковную ограду, деревянную звонницу, пасторат, построенный в 1883 г., и школу. Сейчас напротив церкви располагается и действует молельный дом. С 1998 г. и вплоть до своей смерти пастор Андрей Витальевич Паутов своими силами и на пожертвования прихожан восстанавливал церковь. Сейчас работы по восстановлению приостановлены. Местный житель рассказал нам, что когда церковь только начинали восстанавливать, у тех, кто этим занимался (он называл их просто немцами) появилась идея снять колокол с колокольни постепенно уходящей в небытие кирхи в селе Липовка Саратовской области и перевезти в Верхний Еруслан. Но жители Липовки чуть ли не всенародным восстанием перечеркнули эти планы. Возможно, побоялись, что колокол на самом деле будет сдан как лом цветного металла. А может, просто жалко стало. Ведь это единственный сохранившийся колокол в кирхах Поволжья. Так и осталась церковь в Гнадентау без колокола.

Другая достопримечательность села — это старый мост через реку Еруслан. Построенный в 1928 году, он служил не только переправой через реку, но и был частью небольшой гидроэлектростанции, снабжавшей в те времена село электричеством. Река перегораживалась опускающимися стальными переборками, и поток воды направлялся в обход русла, под землей, к генераторному узлу. Остатки этого узла до сих пор стоят неподалеку. Переборки опускались вручную, и справиться с этим, несмотря на их очевидную тяжесть, могло два человека. Одна из ручек, которые крутили, опуская и поднимая переборки, до сих пор видна наверху моста около зубчатых колес. Непосредственно под мостом дно реки залито бетоном так, что глубина воды не превышает 20 см. Из-за этого течение под мостом сильное, и вода зимой не замерзает. Летом, в жару, очень приятно лечь в воду на этот бетон вдоль по течению.

За мостом, ниже по течению, в месте выхода потока из генераторного узла, дно было углублено до 12 метров. Место это за всю историю моста уже порядком обросло легендами. Например, есть такая. На площади, у школы, стоял бронзовый бюст Сталина. И в одно утро обнаружилось, что он бесследно исчез. Хоть в этом никто не признавался напрямую, но сложилось мнение, что кое-кто из немецкой общины, имевшей все основания недолюбливать вождя всех времен и народов, под покровом ночи снял бюст и утопил в двенадцатиметровой яме за мостом. По словам жителей, с тех пор некогда полноводный Еруслан начал постепенно мелеть. Еще в той же яме, но уже в другое время и другие люди утопили то ли на спор, то ли из бравады новенький автомобиль Москвич, который, как выяснилось позже, был украден где-то в другом городе или селе. Эта машина, по-видимому, лежит на дне и по сей день. После этого случая, как говорят, Еруслан еще сильнее обмелел, и теперь там, где некогда была глубокая яма, показались из воды островки.

Со временем потребность в собственном генераторе у деревни отпала, а не так давно был построен новый мост, и старый мост во многом утратил свою функциональность. Нашлись желающие снять с него все металлические конструкции и сдать куда следует как металлолом. Тогда уже жители Верхнего Еруслана поднялись на защиту, в прямом смысле, с вилами и кольями. Искатели металлолома ушли ни с чем, а механизмы моста были спасены.

Сейчас старый мост — излюбленное место тусовок деревенской молодежи.

--------------------------------------------------------

Источники: wolgadeutsche.ru, рассказы местных жителей

 


Описание тайника

Содержимое тайника

Закладка представляет собой пластиковое ведерко с герметичной крышкой (наподобие того, что забыто строителями и висит теперь на шпиле церкви), закопанное между двумя соснами, расстояние между которыми составляет примерно 50 см.

Первоначальное содержимое тайника:
- томик стихов А. Блока;
- кварцевый резонатор;
- свисток;
- магнитик с зайцем;
- сувенирная кружка "Энгельс";
- массажер-кольцо для пальцев;
- массажер-шарик;
- головоломка "Сними кольцо";
- странная рюмашка;
- диск с топографическими картами Саратовской и окрестных областей;
- диск с подборкой материалов для владельцев автомобилей УАЗ;
- диск с подборкой материалов для владельцев автомобилей Нива;
- блокнот, карандаш, точилка - это просьба не забирать.
--------------------------------------------------------
И, наконец, геокешерская мантра: Взял ништяк - положи равноценный!

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

andrey_engels (06.06.2011 00:01:46)
побывли на тайнике по настоящему - оставили запись, ничего не взяли и не положили, выложили фотки
красивые места
uralochka (11.05.2011 14:16:45)
Присоединюсь к предыдущей записи. Описание очень понравилось, но в итоге тайник не нашли, хоть и ночевали недалеко от села и посчитать пытались заранее, но как говорится "много букв" не было столько времени - ехали на Эльтон. Ограничились фотосессией. Для проезжающих мимо нужно описание более примитивное :))
Ser-gee (10.05.2011 10:15:46)
andrey_engels (28.01.2011 22:19:10)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116