Один из символов Самары [VI/9593]

Без подписи
Без подписи
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Исторический
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Самарская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Самара
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 1
РЕЙТИНГ
3.93Нашли: 95
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Цокольное окошко
Цокольное окошко
Автор: medicus
Создан: 26.02.2011
(отредактирован 25.04.2013)

Описание окружающей местности

Приход Пресвятого Сердца Иисуса является символом Самары. Редкий фильм про Самару обходится без съемок этого величественного и изящного архитектурного сооружения, а все самарские организации используют его изображение на своих эмблемах. С самим зданием собора и необычным способом сооружения его фундамента связано много легенд о тайных подземных ходах и спрятанных в них сокровищах. Как бы то ни было, здание Прихода Пресвятого Сердца Иисуса до сих пор остается одним из самых красивых во всем Поволжье.

История
Не во многих городах Поволжья можно встретить католический костел.
Самара как крепость, а позднее как уездный и губернский город, существует более 400 лет. Зарождение католичества на просторах Самарского Заволжья связывают с появлением поляков, а позднее и немцев.
Первые католики появились в этих местах в 60-е годы ХVII века.
После Андрусовского перемирия в 1667 году Полоцк возвратили Польше, однако шляхтичи четырех знамен во главе с полковником Гаврилой Гаславским остались служить русскому царю. В 1668 году московское правительство поселило безземельную, но боевитую польскую шляхту на границе между Россией и «Диким полем», где опытные воины выполняли функции пограничной стражи и получали за службу обширные земельные наделы, которые на старых картах назывались «панскими землями». Считается, что именно они стали основой большинства дворянских родов Поволжья. Россия проводила заселение огромных степных пространств и с радостью принимала всех желающих селиться на ее просторах в расчете на то, что переселенцы помогут поднять целинные земли и принесут с собой передовые агротехнические приемы.
Век спустя, в 1762 году, Екатерина II издала манифест, по которому переселенцы получали большие льготы: свободу вероисповедания, освобождение от налогов, беспроцентные ссуды и многое другое.
Вторым этапом «католической волны» в самарских краях был раздел Речи Посполитой, а третий был связан с разгромом восстания 1863 года в Польше и Литве. Ссыльных расселяли в Новоузенском уезде, однако большинство из них осело в городах. Это были люди хорошо образованные и воспитанные. Среди них были инженеры, врачи, землемеры, которые составили, несмотря на свое сомнительное политическое положение, цвет самарской интеллигенции.
С ХVIII века на самарских землях поселились и немецкие колонисты. О массовом расселении немцев можно говорить, начиная с 1858 года, когда здесь возникли сразу две немецкие волости — Александертальская и Константиновская. Первая была заселена в основном меннонитами и евангельскими христианами, а вторая — католиками. Основной ее контингент составили немцы-ткачи из города Лодзи, а также германизированные поляки. Однако из-за промышленного застоя в перенаселенной Мазовии не было никаких перспектив, что и вытолкнуло переселенцев в глубинные районы Российской Империи.
В 1863 году переселенцы основали Константиновку, в последствие ставшую волостным центром. В течение трех-четырех лет здесь возникли такие колонии, как Кайзергснаде, Петергоф, Николаев, Романов, Мариенау, Мариенталь (последние две посвящены Деве Марии) и прочие, причем почти во всех поселениях были католические приходы и часовни. Также большие приходы имелись в селах Абдулино, Краснополье и Кочетово.
В 1850 году Самара стала губернским центром, причем к самарскому приходу принадлежало пять уездов: Самарский, Ставропольский, Бузулукский, Бугусланский и Бугульминский. Мессы здесь служил военный капеллан Казанского военного округа, курат тамошней римско-католической церкви.
Образ жизни поляков, немцев и литовцев оказал влияние на людей, живущих в непосредственной близости, и в это время появились русские католики. Сегодня уже многое известно о храмах губернского центра. Мы и слово «храмы» здесь использовано неслучайно, ибо самарские католики последовательно строили три церковных здания.
Первую католическую церковь выстроил богатый самарский предприниматель-католик Егор Никитьевич Аннаев, который родился в 1826 году в Астрахани и после смерти родителей жил у старших сестер. Одна из них, Екатерина, вышла замуж за русского купца, виноторговца Ивана Макке, который был итальянцем по происхождению и католиком по вероисповеданию. Именно он и приобщил Аннаева к католической вере. В 1858 году Егор Никитович решил построить церковь: «Исповедуя римско-католическую веру и желая исполнить как собственный обет, так и желание единоверцев моих, я поставил себе обязанность построить в Самаре католическую церковь на крепостной земле моей матери и на свой счет, не требуя каких-либо посторонних пособий». 16 июня 1859 года он обратился к властям с прошением, к которому прилагались чертежи предполагаемой постройки, составленные архитектором Н. Н. Еремеевым. Они до сих пор хранятся в Санкт-Петербургском архиве.
Там же находятся и копии планов и фасадов осуществленной постройки. Исследователи зодчества Самары, архитекторы А. Н. Жуков и Н. В. Мельникова, утверждают, что из сравнения данных графических материалов выходит, что авторами здания кирхи (церкви) были петербургские архитекторы Департамента проектов и смет правления путей сообщения и публичных зданий, а не самарский архитектор Еремеев, как считалось ранее.
Однако в самодержавной России добиться осуществления своих законных прав иноверцам было не так-то просто. Аннаев добивался разрешения на строительство почти три года, и все это время во всех инстанциях проект здания и его местоположение рассматривались неоднократно. И даже, несмотря на ходатайство начальника Самарской губернии (губернатора) католика А. Арцимовича, дело вязло в бюрократических тенетах. И только после непосредственного обращения к государю императору в марте 1862 года поступило высочайшее соизволение утвердить прошение Аннаева. Окончательное разрешение было получено 2 мая 1862 года. В этом же году состоялась закладка храма на углу улиц Предтеченской и Дворянской (ныне Некрасовская и Куйбышевская), и уже 26 сентября 1865 года храм был освящен.
Однако католикам он так и не достался — церковь передали лютеранам. Формальным поводом к этому послужило то, что в Самаре будто бы не было ста католических семей, положенных для открытия храма по закону Российской империи. На самом же деле истинной причиной было настороженное отношение властей к полякам после восстания 1863 года, а именно они составляли большинство в приходе. В глазах властей все поляки были бунтовщиками.
Самарские католики в 1881 году начали хлопотать над тем, чтобы им разрешили «построить особую каплицу на добровольные пожертвования». Министерство внутренних дел, а затем и городская управа «дали добро» только через шесть лет. Много раз Городская Дума возвращалась к вопросу о выделении земли католикам для постройки молитвенного дома. Но всякий раз предложенный Управой участок казался думцам слишком хорошим для иноверцев. Наконец, им разрешили купить заброшенный кусок земли в 73-м квартале, который находился на углу улиц Алексеевской и Саратовской (ныне улицы Фрунзе и Красноармейская).
Деревянный католический молитвенный дом построили в глубине участка по улице Саратовской. Скорее всего, уже тогда в будущем здесь задумали воздвигнуть большой храм, для коего и оставили свободное место. Этот деревянный дом до сих пор стоит за «каменным костелом».
Теперь у католиков в Самаре имелся собственный молитвенный дом. В 1902 году приход добился разрешения на строительство каменного храма.
Проект храма составил Фома Осипович Богданович, и его работа была высоко оценена профессионалами и опубликована на страницах 12-го номера петербургского журнала «Зодчий» за 1901 год. Это здание и сейчас остается одним из самых красивых в Поволжье.

Строительство храма шло с 1902 по 1906 годы, и обошлось оно общине почти в 80 тысяч рублей. По тем временам это была огромная сумма.
Каменщики — мастера готической кладки — были приглашены из Нижнего Новгорода. Руководил строительством опытный самарский архитектор, зять городского головы П. В. Алабина, А. А. Щербачев. С этой задачей он прекрасно справился: новый, с двумя готическими башнями, храм был виден со всех сторон центра города, выделяясь своей красотой и необычностью. Внутреннее убранство было небогато, но все необходимое в храме имелось. Интерьер был изящен, самое важное то, что в Австрии за пять тысяч рублей купили орган. В те времена это было нечастой роскошью в церквах России.
Католический храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре был освящен 12 февраля 1906 года. В здании деревянного молельного дома стал жить священник.  В 1930 году крайисполком закрыл храм. Члены «Союза воинствующих безбожников» ворвались в него и уничтожили все убранство, сбросили и разбили колокола, прекрасную фигуру ангела над входом и лучший в Поволжье орган. Тогда же кто-то из членов общины был расстрелян (как авторы письма «в защиту костела»), кто-то сослан, а кому-то удалось выжить и спастись.
Сначала в здании храма было увеселительное заведение, затем антирелигиозный музей, а с 1941 года в нем находился музей краеведения, представленный в последние годы отделом природы.
Однако стены храма, в отличие от многих других церквей, мечетей, синагог и молельных домов, устояли. Более шестидесяти лет в этом доме Божием не совершались мессы, но с 1991 года здесь началось возрождение.
Официально же первая месса состоялась здесь 24 декабря 1991 года. В тот день приехавший из Москвы отец Тадеуш Пикус при большом собрании народа совершил Рождественскую мессу. И только 29 июня 1995 года храм был передан общине.
В феврале 1999 года — через 93 года после первого освящения — состоялось повторное освящение храма Пресвятого Сердца Иисуса. Проводил его архиепископ Тадеуш Кондрусевич.


Современное состояние
Благодаря усилиям настоятеля отца Томаса Донахи и помощи старосты приходского совета Иосифа Коберского, к настоящему моменту здание отремонтировано и здесь регулярно совершаются богослужения.
Приход католической церкви Святого Сердца Иисуса в Самаре многонационален и хотя его основу составляют поляки, немцы и их потомки, все же среди них есть белорусы, литовцы, украинцы, армяне и русские.
В общину приходят люди, чьи родители (а позднее и они сами) были крещены в этом храме, приходит молодежь, помнящая о своих корнях и вере предков.
В храме проводятся занятия по катехизации взрослых и детей, а также евангельские чтения. Каждый год члены общины принимают участие в паломничествах, что становится мощной духовной поддержкой для прихожан.

Использована информация с сайта www.maikkorsarrus.ucoz.ru

Описание тайника

Содержимое тайника

Интересное место

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

GeorgA1971 (15.06.2017 01:01:59)
Стемнело и прожектора осветили реставрируемый костёл.
Зачёт получен автоматически.
Автору спасибо.
Вуки (15.12.2016 14:50:28)
Костел на реставрации, весь в лесах. Автозачет получен. Спасибо автору!
Varg (21.09.2016 00:58:22)
gecata2020 (19.08.2016 23:44:10)
Nycher (01.08.2016 18:34:50)
Вера (28.06.2016 20:42:42)
AnMi (28.06.2016 19:33:24)
Dionis57 (18.04.2016 00:26:11)
Юлия84 (28.03.2016 21:50:38)
Savil (01.03.2016 19:21:07)
denisns (13.11.2015 22:08:11)
Звезда (17.09.2015 11:42:16)
djin-sv (29.07.2015 15:59:18)
КругоСветка (16.07.2015 17:49:26)
zzzuka (13.05.2015 05:52:07)
Aurora Borealis (27.04.2015 10:33:48)
yug19 (31.03.2015 11:51:01)
A&Y (11.03.2015 01:06:57)
Pachita (27.01.2015 19:46:08)
Scarabingo (06.01.2015 02:14:59)
Sovadlo (15.12.2014 16:33:33)
Putin&Lipovka (14.12.2014 19:52:45)
Trankvill (11.12.2014 16:47:27)
Aleslav (09.12.2014 21:40:02)
mr_bo (09.12.2014 06:37:16)
RaFaeL (08.12.2014 19:17:33)
Dionisiy (08.12.2014 15:34:09)
Беспокойная семейка (08.12.2014 13:16:43)
gremling (08.12.2014 12:09:21)
MagDi (07.12.2014 11:54:21)
Сергей Б. (06.12.2014 23:42:06)
Примус (17.09.2014 09:48:52)
Vils (25.08.2014 20:32:26)
Gwath (13.08.2014 21:09:09)
AleKat (30.07.2014 20:14:23)
mouses (27.07.2014 14:21:03)
Azvor (25.07.2014 10:56:29)
lastochka491 (11.01.2014 16:45:01)
sirena143 (25.11.2013 15:30:47)
Алексий (13.11.2013 16:08:49)
tsepoff&anastasia (18.10.2013 16:37:40)
goondel (15.10.2013 17:45:12)
Musya (24.09.2013 16:33:00)
delia и shimp (16.09.2013 22:02:57)
trg (10.07.2013 01:31:53)
Serg-p (08.07.2013 22:21:42)
chance (05.07.2013 11:14:32)
nutlet (03.07.2013 14:04:00)
miner (01.07.2013 23:34:11)
Шкип (12.06.2013 11:37:52)
Экипаж (11.06.2013 23:02:50)
VAndr (07.05.2013 18:55:35)
Rallinka (07.05.2013 17:46:16)
Jery (26.04.2013 10:30:22)
na4med (11.03.2013 00:51:16)
klex (07.01.2013 18:18:07)
Q&Q (01.01.2013 19:20:04)
otrad (18.11.2012 16:16:25)
Йети (07.11.2012 08:59:46)
NR5 (17.10.2012 13:42:31)
Серый Пес (15.10.2012 11:10:17)
ONIks (04.10.2012 12:27:09)
Sergio79 (26.09.2012 16:55:20)
Противоречивая (26.09.2012 10:01:53)
Cossacks (06.06.2012 08:30:24)
Медведъ (16.03.2012 11:10:49)
zavar (22.01.2012 17:15:26)
кам (08.01.2012 16:10:01)
Лом (23.10.2011 21:58:52)
medicus (23.10.2011 20:19:26)
johnson (13.07.2011 00:57:01)
pal_nat (16.05.2011 21:58:58)
mlan (08.05.2011 22:08:23)
Байдерины (04.05.2011 12:30:39)
Фиатра (27.04.2011 17:15:30)
-nz- (24.04.2011 21:07:36)
Novel (18.03.2011 21:24:20)
November (07.03.2011 10:26:05)
mamalena (26.02.2011 22:53:32)
RaFaeL (26.02.2011 21:09:16)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120