Крымский полуостров в годы Великой Отечественной войны, благодаря своему выгодному геополитическому положению, занимал в расчетах противоборствующих сторон особое место. Вермахт видел в нем своеобразный трамплин для захвата Кавказа и прорыва к бакинской нефти. Со своей стороны советские войска, опираясь на полуостров, могли угрожать флангу и тылу группы армий «Юг» и господствовать на Черном море. Все это предопределило ту в высшей степени острую борьбу, которая разгорелась за Крым с самого начала Великой Отечественной войны.
Шла она с переменным успехом. К 16 ноября 1941 г. советские армии с тяжелыми боями отошли: Приморская — к Севастополю, а 51-я — на Таманский полуостров. К концу 1941 г. ситуация на советско-германском фронте складывалась благоприятно для советских войск. Ставка Верховного Главнокомандования намеревалась перехватить стратегическую инициативу у противника. Особая роль в этих планах отводилась Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 г. — 2 января 1942 г.).
Керченско-Феодосийский десант был первой стратегической совместной наступательной операцией советских сухопутных войск и сил флота на приморском направлении. По своим масштабам, составу привлеченных сил и средств это самая крупная советская десантная операция в годы Великой Отечественной войны. Осуществлялся десант войсками Закавказского (с 30 декабря — Кавказского) фронта, соединениями Черноморского флота и Азовской военной флотилией. Замысел операции предполагал одновременную высадку 51-й и 44-й армий в районах Керчи и Феодосийского порта с целью окружить и уничтожить керченскую группировку противника. В дальнейшем предполагалось развить наступление вглубь полуострова, деблокировать войска Севастопольского оборонительного района, сконцентрировать на завоёванном плацдарме значительную группировку войск и полностью освободить Крым. Это позволило бы создать угрозу всей германской группе армий «Юг» и согласованными ударами Южного, Юго-Западного и вновь создаваемого Крымского фронтов освободить большую часть Восточной Украины, что привело бы к перелому всей обстановки на фронтах. Таков был стратегический замысел Ставки, первым шагом, в реализации которого и должна была стать Керченско-Феодосийская десантная операция.
В начале декабря 1941 г. советское командование начало подготовку к операции. В качестве главного пункта высадки в Крыму из-за выгодного географического положения была избрана Феодосия. В Феодосийскую бухту могли заходить большие корабли. Порт был оборудован для выгрузки тяжелой техники. Город находится достаточно близко к центральной равнине Крыма, поэтому его захват позволил бы осуществлять контроль над полуостровом. Предполагалось десантировать крупное соединения непосредственно в порт, занятый противником. Операции такого масштаба в мировой практике ведения войн ещё не было.
Перед высадкой на главном направлении должны были высадиться вспомогательные десанты на северном и южном берегу Керченского полуострова для того, чтобы сковать силы противника. Высадка этих десантов облегчалась небольшой шириной Керченского пролива (4-15 км). Несколько демонстративных десантов предполагалось высадить на протяжении всего Крымского побережья, на юге - в Алуште и Ялте, на западе - в Евпатории и на Севере - у Перекопа. Партизаны должны были нарушать пути снабжения противника, а парашютистам предстояло захватить расположенный севернее Феодосии аэродром, необходимый для базирования самолетов фронта.
В течение месяца, предварявшего операцию, большое значение придавалось разведке. Акваторию залива обследовали две подводные лодки, была проведена аэрофотосъёмка, разведчики высаживались в сам город. В итоге были установлены границы боновых заграждений в порту, обнаружены артиллеристские батареи на мысе Ильи, горе Лысая, холме Митридат и других высотах. В то же время, у немцев отсутствовали зенитные батареи, и в целом враг чувствовал себя в городе спокойно. Большая работа была проделана для определения миноопасных зон в акватории порта.
Главная задача при приведении десантной операции возлагалась на флот. Он должен был перевозить войска, высаживать их, поддерживать, обеспечивать и прикрывать. Наибольшая трудность заключалась в отсутствии специальных средств. Это привело к ревизии многочисленных малых судов (парусников, мотоботов, шаланд, несамоходных барж и т. п.). Для того чтобы эти приготовления по возможности замаскировать, десантные плавсредства должны были выйти из различных портов. Отсутствие военно-морских сил у немцев облегчало подход десанта к берегу. Однако превосходство немецкой авиации серьёзно осложняло задачу советских войск. Большое расстояние от собственных аэродромов не позволяло советским истребителям находиться над Феодосией более 10-15 минут. Самым ненадежным фактором была погода, внезапный шторм мог сорвать операцию.
В морозный и штормовой день 28 декабря 1941 г. у причалов Новороссийской военно-морской базы на корабли грузили машины, лошадей, боеприпасы. По трапам поднимались тысячи солдат и офицеров 44-й армии. Большинство из них никогда не были в бою и ни разу не плавали на морских судах. Никто не знал, куда повезут их почему-то нисколько не боящиеся жуткого шторма моряки.
С наступлением темноты крейсеры "Красный Крым" и "Красный Кавказ", лидер "Ташкент", несколько эсминцев, тральщиков и транспортных судов вышли в бушующее море и взяли курс на Крымский полуостров. Героический и несравненный Феодосийский десант уходил в бессмертие...
Солдаты думали, что корабли идут в Севастополь, защитники которого из последних сил отражали второе наступление 11-й армии Манштейна. Захват немцами главной базы Черноморского флота был, скорее всего, делом нескольких дней. Только в море объявили пункт назначения - Феодосия. Шторм усиливался, начиналась пурга, температура воздуха упала до -17. Пехотинцы мерзли, многие страдали от качки. Ледяной коркой покрылись борта и корабельные надстройки. Сильнее всего болтало легкие катера, отнюдь не" легкой походкой" идущие по обеим сторонам кильватерной колонны. Именно на них шла обвешенная гранатами матросская команда первого броска. В плане операции учитывалась даже пресловутая морская болезнь, и в группу захвата брали только краснофлотцев. По пути подорвался на мине эсминец „Способный“, погибло около 200 человек.
К четырем утра 29 декабря эскадра подошла к берегам Феодосии незамеченной: немцы не предполагали, что в такую погоду без поддержки авиации и менее чем через два месяца после сдачи Феодосии у русских найдутся силы и решимость для проведения столь крупной и дерзкой десантной операции. Тем не менее, город они успели основательно укрепить.
В 3.58 море и земля задрожали от залпов корабельных орудий. Канонада продолжалась чуть более 10 минут. За это время через узкий проход в боновом заграждении в порт на нескольких сторожевых катерах "морской охотник" ворвался штурмовой отряд - 300 моряков под командованием старшего лейтенанта Аркадия Федоровича Айдинова. Честь стать добровольными смертниками доверили самым лучшим. Всего через 8 минут после получения команды "На штурм" моряки первого броска подали кораблям сигнал "Вход свободен". Причалы Широкого мола были захвачены, но жестокий рукопашный бой в порту только разгорался.
В 04 ч 00 мин в порт вошел первый эскадренный миноносец, одновременно с ним крейсер «Красный Крым», вставший на якорь в 360 м от причала. Шлюпки и катера начали перевозить десантников на берег. Погода ухудшалась. Снежный буран затруднял действия десанта, к тому же четыре немецкие батареи открыли огонь. Тогда командир крейсера «Красный Кавказ» капитан 2 ранга Гущин решил высадить десант прямо на причал. Вражеский огонь усиливался, с рассветом начала действовать немецкая авиация. За два часа стоянки у мола в корабль попало 12 снарядов и 5 мин, на нем возникло 8 пожаров, были убитые и раненые. Из-за сильного шторма и отжимного ветра переполненный десантом большой корабль долго не мог пришвартоваться. У причала его непрерывно бомбили, обстреливали из орудий, минометов, пулеметов и даже автоматов. От прямого артиллерийского попадания едва не взорвался орудийный погреб. Крейсер не уходил, пока из его трюмов не поднялись две тысячи десантников, сошедших на берег, чтобы убивать и умереть за Родину.
После Феодосийской десантной операции "Красный Кавказ" сравнялся славой с бригом "Меркурий" и крейсером "Варяг", став первым гвардейским кораблем советского военного флота.
К обеду высадка 4500 человек была завершена. Десант в зимнее время, без тяжёлого вооружения и прикрытия авиации привёл к тяжёлым потерям. Лишь благодаря героизму десантников был обеспечен общий успех операции.
Первая линия фронта пролегла по железнодорожному полотну. Очистив порт, моряки штурмового отряда захватили гостиницу "Астория", где жили немецкие офицеры, городскую управу на улице Карла Либкнехта, гестапо на улице Галерейной. Чуть позже был взят Казанский собор, который немцы переоборудовали в тюрьму. Наиболее тяжелый бой шел у здания государственного банка на улице Горького.
Немцы при поддержке авиации оказывали жесткое сопротивление севернее города. Наступающие не располагали тяжелой боевой техникой. Орудия перевозились на баркасах по одному и выгружались без кранов. Прибытие обоих последующих отрядов десанта задерживалось. После очистки от фашистов центральной части города советские части атаковали высоты, примыкающие к городу, на которых базировались артиллеристские батареи. К вечеру 29 декабря были захвачены холм Митридат, гора Лысая, станция Сарыголь, мыс Ильи. Крейсеры и эсминцы поддерживали десант корабельной артиллерией. К 23 часам весь город был в руках десантников. Разбитые фашистские части отступили на Коктебель.
Не спавшим двое суток десантникам отдыхать пришлось там, где их застала ночь. В чистом поле на 20-градусном морозе многие просто замёрзли. По воспоминаниям сибиряков такой холод показался им страшнее сорокаградусного. На юге при сильном ветре мороз переносится гораздо тяжелее, чем на севере.
Хотя окружить и уничтожить керченскую группировку противника не удалось, она понесла ощутимые потери, противник был вынужден 1 января 1942 г. прекратить наступление на Севастополь, а также лишился Керченского полуострова. Советские войска получили серьезный плацдарм для уничтожения вражеской группировки в Крыму. Это вынудило немецкое командование перебросить из-под Севастополя часть сил в район наступления советских войск.
В то же время советское руководство недооценило силу и возможности врага, задача освобождения Крыма в тот момент была явно нереальной. Противник, располагая данными о подготовке частями Красной Армии наступления, 15 января нанес упреждающий удар. По всей линии выдвижения советских войск наносился страшный удар — с земли, с воздуха. Советские бойцы не смогли вгрызться в мёрзлую землю и закрепиться на завоёванном плацдарме. Четыре немецкие дивизии и румынская бригада, прорвав оборону, устремились к городу. 17 января пришлось оставить Феодосию и отойти на Ак-Монайские позиции.
Где-то на окраине города, расстегнув бушлаты, чтобы видны были тельняшки, еще бросались под танки матросы Айдинова. Ночное море грозно сверкало и гремело - доблестный Черноморский флот салютовал отступающим десантникам залпами всех корабельных калибров. Десант покидал Феодосию.
Феодосийский десант помнят немногие. Наград за него не раздавали. В советское время стыдливо говорили, что, дескать, была такая тактическая операция, которая позволила отвлечь немцев от Севастополя. Тем не менее, она оказала огромное влияние на ход Второй мировой войны. Наступление на Северный Кавказ было отсрочено почти на полгода. Без грозненской и бакинской нефти Советскому Союзу сложно было бы победить...
30 июля 1983 г. в море, в 70 метрах от берега, был установлен памятный знак морякам-десантникам крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ». Плавучий памятник (буй-сигара) по совместительству маяк, на нем находится рында (колокол) и уникальный световой элемент. Он автоматически включается ночью и подаёт световые сигналы каждые 2 и 5 секунд. Общий вес буя, стоящего на якорной цепи – 8 тонн, вес надстройки – 500 кг. Все желающие могут подплыть к памятнику-маяку на водном катамаране и прочитать на памятной доске фамилии моряков «Красного Крыма» и «Красного Кавказа», погибших во время десанта. С противоположной стороны на памятнике помещено изображение Ордена Отечественной войны, которым была награждена Феодосия.
В Феодосии помнят героев прошедшей войны. В честь партизан и подпольщиков названы улицы города, напротив Клуба порта в платановой аллее 13 апреля 2007 года был открыт мемориальный комплекс «Аллея героев». По Феодосийскому заливу курсирует прогулочный катер «Иван Кожухарь», названный так в честь капитана 2 ранга, участника Керченско-Феодосийский десантной операции.
По материалам:
Дневники Константина Михайловича Симонова «Разные дни войны. Сорок второй». http://militera.lib.ru/db/simonov_km/index.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: