Церковь Воздвижения Креста Господня [VI/9618]

Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь Воздвижения Креста Господня
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Курганская обл.
Притобольный р-н
Ближайший нас.пункт
с. Боровлянка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.00Нашли: 10
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь Воздвижения Креста Господня
«кривенький» храм
«кривенький» храм
Святая водица
Святая водица
Автор: Jon45
Создан: 28.02.2011
Опубликован: 03.03.2011
(отредактирован: 22.06.2020)

Описание окружающей местности

               Храм в селе Боровлянка Притобольного района Курганской области освящен в честь двух святых - Креста Господня и Николая Чудотворца, поэтому в заголовке сокращенное наименование, а полное название его  - Крестовоздвиженский-Никольский храм.

 

              История церкви села Боровлянского богата событиями. Жители Боровлянки – выходцы из Смоленской губернии. Их и сейчас еще за мягкий говор называют «российцами» или «расейцами». Их предки приехали в Зауралье в середине XIX века. И намешано в них как русской, так и белорусской крови. Характеры – у каждого неуступчивый. Чужих не любят. Но и между собой спорят до последних сил.

 

              Вот с такого спора и началась история этой церкви. Година тогда была неспокойная, военная, туманная. Крестьяне деревни Боровлянской, что в Плотниковской волости, задумали построить храм. И хотя ближайшая церковь находилась недалеко, в селе Верхняя Алабуга, боровляне имели основание для своей просьбы. Население деревни в 1916 году насчитывало 2221 человека. Но и храм в Верхней Алабуге, заверяли боровляне, не останется пустым: при нем остается 2192 прихожанина.

             На деревенских сходах 2 февраля и 30 марта 1915 года было решено строить церковь. По обычаю тех времен решение схода означало половину дела. Церковные власти инициативе крестьян не препятствовали. Тем более, что строились храмы главным образом на средства этих же самых крестьян.

              Но время было неспокойное, военное, и каким-то непонятным образом в переписке между крестьянами и высшей церковной властью губернии произошел сбой. Клубок непонимания стал наматываться дальше, когда дошел черед до выбора места под храм. Деревня тянется одной улицей на полтора километра вдоль поймы Тобола. Как правило, место для храма отводилось в центре населенного пункта. А тут свободного места не нашлось: все плотно застроено. Следовательно, придется строить на одной из окраин. В южном краю живут Александровы, Захаровы, Ивановы, Кузьмины, Никитины, Федоровы. По северному — Леоновы, Вавиловы, Силантьевы, Прокопьевы, Степановы, Федотовы. Долго спорили, и вышло так, что победили «северяне»: кирпичную церковь уговорились строить у их околицы. Им бы порадоваться, да не тут-то было. Южане собрали сельский сход и провели на нем свое решение. «Новый храм для нашей деревни будет велик, и при дороговизне на все материалы и работы постройка его будет для нас обременительной...», — записали они 26 марта 1917 года.

                Присутствовал при этом один любопытный нюанс. Задолго до постройки храма крестьяне деревни Боровлянской любили странствовать по ближним и дальним церквям и монастырям. Дошли до Кронштадта, и в беседе протоиерей Иоанн, ставший впоследствии святым русской православной церкви, будто бы сказал:

 

— Храм у вас будет кривенький, но достоит до второго пришествия Христова.

 

                  Но из какого материала должен быть построен этот «кривенький» храм — из кирпича или из дерева? Южане склонялись к тому, что из дерева.

 

               К концу 1918 года деревянный храм был готов. Кресты наверх были подняты на полотенцах. На освящении присутствовали все жители от мала до велика. Тут-то и обратили они внимание на колокольню, которая изначально имеет заметное отклонение от вертикальной оси.

 

                Во время страннических походов крестьяне принесли из храмов Киева и Нового Иерусалима ковчег, сосуды, напрестольный покров. Значительная часть утвари была получена из Верхне-Алабужской церкви. По спецзаказу столярами был изготовлен деревянный иконостас с 26 иконами и 6 киотов. Прихожане познакомились с шадринскими иконописцами мастерской А. П. Кречетова. Для храма были написаны иконы Абалацкой Божией матери, Всех Скорбящих Радосте, Николая Чудотворца. Крестьяне заказывали иконы и в честь небесных покровителей — Иоанна Крестителя, великомученицы Феодосии.

                  А что же северяне, сторонники постройки кирпичного храма? Они собирали деньги, наняли бригаду, которая выложила стены высотой в 6 аршин, то есть 4 метра 20 сантиметров. А дальше крестьяне поняли, что денег на достройку им не собрать. Тогда они решили срубить временный молитвенный дом. Он получился более чем скромным — длиной 12 метров, шириной около 3,5 метра и высотой 2 метра 10 сантиметров. 5 января 1919 года священники освятили вновь устроенный молитвенный дом в честь святителя и чудотворца Николая.

                 Потом жители северной части села дважды, в 1924 и 1925 годах, через своего уполномоченного обращались в верховный орган законодательной власти страны — во ВЦИК — с просьбой разрешить им довести до конца строительство, но получили отказ. В 1928 году административный отдел Курганского окрисполкома посчитал целесообразным недостроенное здание, расположенное на северной околице села, разобрать и кирпич употребить для постройки школ. Таким образом, надежды северян целиком и безвозвратно рухнули.

 

                  К концу 40-х годов для того, чтобы пересчитать все действующие к Курганском округе храмы, у любого верующего хватало пальцев на руках. Были закрыты церкви как заведенные еще при заселении Зауралья, так и построенные в начале XX столетия. Они и возводились десятилетиями, и были рассчитаны на века. Добротный кирпич, великолепная архитектура, красивые фрески и иконостасы — все это только вызывало ярость безбожников. Под давлением государственного атеизма верующие вынуждены были скрывать свои религиозные взгляды, распускали общины. А боровлянцы, состряпавшие свой храм наспех, впопыхах, упорствовали. И вот, 27 августа 1940 года решением Президиума Верховного Совета РСФСР Крестовоздвиженская Никольская церковь была закрыта. Здание временно передали под склад «Заготзерно».

                 Но никто не посмел посягнуть на кресты. Власти потребовали, чтобы с колокольни были сняты все четыре колокола. Сделать это вызвался Оська по кличке Зайчонок. Он собственноручно уронил самый большой колокол весом 1 пуд 3 фунта, сбросил посеребренную люстру — одно из главных украшений храма. Поглазеть на эти «художества» собралось почти все село.

— Ой, Оська, наворочаешь на свою шею! — сказал кто-то из толпы.

— А я никого не боюсь!

               Через некоторое время выпало Оське ехать по колхозным делам в село Бугровое. Домой он не вернулся — его тело нашли в лесу разрубленным на куски.

                 Сразу после закрытия храма «неизвестные» взломали окно, забрали иконы и разнесли по домам. Верующим был и председатель колхоза им. ГПУ Поликарп Ефимович Яковлев, носивший между своими кличку Поликася. Он пригрозил подчиненным, что, если в храме будет сломана хотя бы одна «вилюшка» с иконостаса, виновника он из колхоза немедленно выгонит. Прихожане сохранили церковный хор — в 30-е годы он насчитывал до 30 человек. Псаломщицу Марию Иоакимовну Алексееву, работавшую в колхозе, председатель отпускал на службу, записывая ей трудодни. Все об этом знали, но никто не донес. А голос у нее, по мнению сельчан, был не хуже, чем у знаменитой певицы Лидии Руслановой.

 

              Вторая мировая война, как и первая мировая, вызвала подъем религиозных чувств в российском обществе. Разница была лишь в том, что жители других деревень за полтора – два десятилетия уже забыли о своих храмах, приспособились к безрелигиозному образу жизни. Да и некоторые церкви были уже разрушены или перестроены под зерносклады, машинно-тракторные мастерские. А в памяти у боровлянцев еще оставались свежи православные обряды, сильно религиозное чувство. Службы в селе не прекращались – они проходили в 3 – 4 домах. Священникам проводить их было запрещено под страхом тюрьмы – молитвы читали сами колхозники. Священники же требовали, чтобы во время службы в комнате был установлен престол. И как только государство заявило об уважении к чаяниям верующих, боровлянцы тут же создали религиозную общину и открыли храм. Произошло это в 1946 году.

                 Боровлянцы сохранили своеобычные традиции, от которых отказываться не собираются. Например, церковный хор поддерживает редкие для нашего края напевы, свойственные западной Смоленщине. И не принято в этом храме хоронить священников у алтаря – для этого, считают прихожане, есть кладбище.

 

                      Жители села гордятся, что отчасти предсказание о. Иоанна Кронштадтского они исполнили. Сегодня в России второе пришествие православной веры, и их неказистая церковка до него достояла.

                     Впрочем, почему неказистая? Вот как оценили ее в 1982 году архитекторы из Свердловска: «Церковь в с. Боровлянке Притобольного района находится на окраине села и превосходно вписывается в окружающий пейзаж. Деревянная; в плане трехчастная, с трапезной и колокольней. Памятник — редкий для Курганской области образец деревянной культовой постройки. Несмотря на позднее происхождение, содержит некоторые традиционные для русского деревянного зодчества приемы (композиция — восьмерик на четверике)».

                     В 2005 году храм внесен в список памятников истории и культуры Курганской области.

Все в Боровлянской церкви красиво и необычно. Вот, например, по всей территории церкви развешены аккуратно сколоченные деревянные скворечники. Часть их зеленого цвета расположена на хозяйственных постройках, справа от центрального входа в храм, а другая часть, синего цвета, развешаны на деревьях за церковью. Количество скворечников постоянно растет...

 

 

Описание составлено по материалам сайта http://www.kurgangen.org

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Jon45 (22.06.2020 18:04:50)
Проинспектировали тайник в ходе поездки по югу Зауралья. Храм и гараж на месте, за трехзначной цифирью зорко следят инспектора. Все в порядке, можно брать.
DЖексон (01.07.2019 14:03:53)
Действительно, интересная церковь. Наклон стал ещё больше, как мне показалось.
Спасибо автору за тайник
muscat (21.08.2016 11:42:40)
Vils (22.08.2013 19:40:05)
IVE (25.10.2012 17:55:55)
Jon45 (12.07.2012 06:46:18)
Байдерины (17.06.2012 17:08:05)
Fox45 (28.05.2012 11:44:05)
pal_nat (25.07.2011 22:50:09)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.