13 марта 1961 года в Киеве произошла Куреневская трагедия, унесшая, по разным оценкам, жизни от полутора до двух тысяч человек. В районе Бабьего Яра прорвало дамбу, за которой более 10 лет скапливались сточные воды с Петровских кирпичных заводов. Дамба начала разрушаться ранним утром. В 6:45, через 3,5 часа ее прорвало. Грязевой вал высотой 14 метров (с 4-х этажный дом) понесся по улицам района Куреневка со скоростью течения - 5 м/с., снося здания, людей, трупы и остатки гробов с близлежащих кладбищ. Постепенно сель разогнался до 60-70 км/ч.
Под удар попало трамвайное депо им. Красина (ныне трамвайный парк «Подол»), завод «Укрпромконструктор», больница, стадион «Спартак», часть ул. Фрунзе, жилые дома в самом яру и ниже. Из-за коротких замыканий загорался транспорт, людей поражало током. Несколько работников депо пожертвовали жизнью, но отключили силовую подстанцию - иначе последствия могли быть еще серьезнее.
Высота вала в районе улицы Фрунзе уменьшилась вдвое, но и этого оказалось достаточно, чтобы погибли сотни людей. Растекшаяся пульпа стала твердой, как камень. Граничащий оградой с Подольским спуском стадион "Спартак" был затоплен слоем жидкой грязи с глиной настолько, что его высокой ограды не было видно, был затоплен трамвайный парк. Здание Подольской больницы устояло. Часть больных спасалась от затопления на его крыше. Была уничтожена площадь около 30 гектаров.
Дамба в районе Бабьего Яра была сооружена по специальному проекту в 50-е годы прошлого столетия якобы для благоустройства района. Раньше на этом месте находился песчаный карьер. Затем в окруженное земляными дамбами пространство земснаряд стал закачивать пульпу - разбавленный водой грунт с мест разработки глины для Петровских кирпичных заводов. Со временем на этом месте образовалось озеро, поскольку стенки бывшего карьера плохо впитывали влагу. Весной в это пространство стекались и талые воды. Озеро постепенно переполнялось и вода начала размывать гребень плотины. 13 марта 1961 года дамба не выдержала напора воды.
Высота защитной дамбы была на десять метров ниже нормы безопасности. Ее стенки должны были быть бетонными, а не земляными. Но, прежде всего, бывший карьер заполнялся на высоте шестидесяти метров над уровнем крупного жилого и промышленного района столицы. Власти не реагировали на многочисленные обращения граждан.
Сколько человек погибло в этом кошмаре, доподлинно неизвестно до сих пор. Согласно некогда секретной Справке №10 «О ходе работ по ликвидации последствий затопления в районе улицы имени Фрунзе Подольского района г. Киева», во время ликвидации аварии было найдено 133 трупа, в больницах умерло еще 4 человека - всего 137 человек. В день катастрофы администрация трамвайного парка разыскивала еще 8 человек. Очевидцы, принимавшие участие в ликвидации последствий селя, свидетельствовали, что на раскопки грязевого заноса пригнали бульдозеры, которые ножами рвали некоторые трупы на части. Откопанных живыми старались размещать не в столичных больницах, а в пригороде. А потом, кто где умирал, там его и хоронили. И эти смерти в статистику жертв не вошли.
С целью избежания политической окраски события на предприятиях были запрещены гражданские панихиды, покойников хоронили на всех городских кладбищах и даже в области. Пострадавшие, лишившиеся жилья, получили ордера на квартиры, некоторым даже выдали талоны на приобретение в рассрочку телевизоров и холодильников.
После катастрофы, случившейся в столице Украины на Куреневке в понедельник, 13 марта 1961 года, самолеты «Аэрофлота» в течение нескольких недель изменяли маршруты и облетали это страшное место, дабы никто из пассажиров не смог разглядеть из иллюминатора истинные масштабы трагедии. Несколько суток Киев был оторван от мира. Не работала междугородная, а тем паче международная телефонная связь.
До первого полёта человека в космос оставался месяц...
От даты трагедиии уже минуло 50 лет. Ещё живы свидетели тех событий, но местность за это время очень сильно изменилась. Бабий яр, ту его часть где было гигантское озеро с пульпой засыпали грунтом (частично вернули пульпу назад) и высадили деревья, теперь здесь парк отдыха. На месте где прорвало дамбу и страшный поток нёсся вниз - теперь автодорога - улица Елены Телиги. Одна сторона дороги застроена жилыми домами из кирпича тех самых петровских кирпичных заводов.
Ещё осталась часть нижней дамбы, с тополями на гребне, в районе поворота к психоневрологической больнице им. академика Павлова (координаты N 50*28,962 E 30*27,869 ). Стоит и Кирилловская церковь (координаты N 50° 29.007' E 30° 28.311') - безмолвный свидетель трагедии. В тот чёрный день селевым потоком было смыто Кирилловское кладбище под горой у церкви. Подольское трамвайное депо было очищено от грязи и восстановлено.
В память о погибших сотрудниках рядом с проходной трамвайного парка установлен памятный знак. (координаты N 50*29,121 E 30*28,451 ). Стадион "Спартак" также был восстановлен. Напротив стадиона были снесены частные дома (частично были затоплены селем) и в 1963 году построен квартал многоэтажек.
При подготовке материала информация взята со следующих ресурсов:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: