Рождение Новосибирска [VI/9679]

Памятник Александру III и пролёт моста
Памятник Александру III и пролёт моста
ТАЙНИК
Тип: Виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Россия
Новосибирская обл.
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Новосибирск
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 3
РЕЙТИНГ
3.88Нашли: 45
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Царский указ
Царский указ
Пролет моста
Пролет моста
Виртуальный вопрос №1
Виртуальный вопрос №1
Виртуальный вопрос №2
Виртуальный вопрос №2
Автор: Sladge
Создан: 20.03.2011
(отредактирован 25.03.2017)
Компаньоны: Sibiria

Описание окружающей местности

Первый железнодорожный мост через Обь.

Со строительством моста было связано появление нового города, которому суждено было впоследствии стать одним из крупнейших в Сибири. День закладки первого камня в железнодорожный мост через Обь — 20 июля 1893 года  —  считается датой рождения Новосибирска.

История возникновения Новосибирска была связана с двумя событиями, имевшими место в конце XIX века. Первое из них произошло в конце августа 1891 года, когда в Большом Кривощековском селе состоялось выездное совещание, в котором приняли участие три крупных имперских чиновника: начальник Управления по сооружению железных дорог МПС К. Я. Михайловский, действительный статский советник, генерал В. И. Березин (будущий подрядчик) и командира изыскательского отряда Викентий-Игнаций Роецки. Они на месте рассмотрели гидрографические материалы, которые представил Роецки, и приняли окончательное решение рекомендовать линию пересечения Оби по местному броду для скота. Так было определено место под строительство первого железнодорожного моста через Обь в районе села Кривощековское.

Второе событие произошло в Петербурге 16 февраля 1893 года во время второго заседания Комитета Сибирской железной дороги под председательством Великого князя Николая Александровича. Там было рассмотрено соответствующее предложение от Министерства путей сообщений. Цесаревич согласился с запланированным направлением прокладки Сибирской железной дороги в районе Оби как наиболее удобным в техническом отношении. С этого момента место перехода Сибирской железной дороги через реку Обь больше не обсуждалось.

30 апреля 1893 года в село Кривощековское прибыла первая партия рабочих-железнодорожников. Свой поселок они построили на свободном правом берегу, там же позднее выросла железнодорожная станция «Обь». 28 декабря 1903 года в рексрипте N 747-47 Государь Император Николай II издал высочайшее повеление, согласно которому «поселение Ново-Николаевск при станции Обь» возводилось в степень безуездного города с площадью 881 десятин 2260 квадратных сажень (Кривощековская слобода, располагавшаяся на противоположном берегу Оби, не вошла в его состав). Подлинник документа был подписан Исполняющим должность Управляющего Кабинетом Его Величества генерал-майором Рыдзевским.

Мост через Обь у села Кривощеково на 1328-й версте Западно-Сибирской дороги строился по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, выдающегося инженера-строителя и ученого в области строительной механики. Мост имеет девять пролетов. Пролеты лежат на каменных опорах из местного гранита, заложенных на гранитном ложе реки.

Н.А. Белелюбский в верхнем строении моста применил полупараболические фермы с опорной стойкой и одним криволинейным поясом, с двухраскосной системой решётки ферм. Двухраскосная система ферм, обладая высокой жёсткостью, уменьшает длину панели и облегчает вес частей моста, а присутствие опорной стойки в ферме упрощает устройство опорного узла и опорной рамы и облегчает конструирование сопряжений опорной поперечной балки с фермами. Кроме того, Н.А. Белелюбский внёс усовершенствование в конструкцию моста, заключающееся в устройстве «свободной проезжей части». Эта система стала известна в мировой практике мостостроения как «русская система».

Стальные конструкции мостовых ферм общим весом в 270 тыс. пудов были изготовлены на Урале, на Боткинском заводе, под руководством подрядчика инженера В.И. Березина. Фермы возвышаются над меженным (низким) горизонтом Оби на 17м.

Мост строился 4 года и стоил около 2 млн. рублей.  28 марта 1897г. комиссия министерства путей сообщения под председательство профессора Н.А. Бенелюбского проводила испытания моста. На мосту одновременно находилось 4 паровоза, весом 51,5 т каждый. 31 марта было открыто рабочее движение по мосту и 5 апреля 1897г. железнодорожный мост, построенный в рекордно короткие сроки, был сдан в эксплуатацию. А из поселка строителей моста вырос огромный город, нынешняя столица Сибири – Новосибирск.

В 2002 году мост был разобран, один из его пролетов был перенесен на берег и служит теперь памятником этому уникальному сооружению, столь много значившему для Новосибирска.

Парк "Городское начало" возник в связи с установкой одной из старых ферм первого железнодорожного моста через Обь на набережной в качестве памятника. В свое время старые фермы были заменены на новые, и лишь одну было решено сохранить. Долгое время это место набережной очень сложно было даже приблизительно назвать парком. В связи с установкой в 2012 году памятника Александру III это место значительно преобразилось. После установки памятника было выполнено мощение, проложены новые дорожки, проведена работа по реконструкции газонов. Был сделан пандус для инвалидов, установлены скамейки и разбиты газоны.

Раньше на месте этой аллеи была тропа, протоптанная теми, кто стремился попасть на набережную с Красного проспекта. Теперь тропа "узаконена": выполнено мощение, расставлены фонари и лавочки с урнами, разбиты цветники. Главный плюс установленных лавочек - это то, что сиденья деревянные.

Была сделана "река" - мощение тротуара голубой плиткой. Дорожки, пересекающие "реку", оформлены "мостами". Раньше был один "мост", теперь их стало несколько.

Перед старой фермой железнодорожного моста в 2012 году установлен памятник Александру III. Российский император как бы смотрит в сторону железной дороги, указ о создании которой он подписал, а также в сторону города, который впоследствии родился от строительства этой дороги.

Высота памятника составляет 13 метров - на восьмиметровый гранитный постамент установлена пятиметровая фигура императора, выполненная в бронзе. Автором последней является скульптор Салават Щербаков. На постаменте размещен герб Российской Империи. Ниже находятся табличка с посвящением "Императору Александру III" и цитата из высочайшего рескрипта императора о начале строительства Транссибирской магистрали.

Источник информации:
Баландин С. Н., Железнодорожный мост через Обь // Новосибирск. История градостроительства 1893 - 1945 гг. — Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1978. — 136 с.

История выбора места для строительства моста через Обь.

Описание тайника

Содержимое тайника

Виртуальный

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

foka (21.10.2017 16:23:57)
Информативная прогулка по обновлённой набережной! Осталось только замочек повесить... :)
gendosnsk (08.04.2017 19:11:14)
Тайник взял виртуально 08.04.2017. сколько живу в Нвоосибе, а сюда заехал впервые. Зачет от автора получен оперативно. Автору спасибо.
Соболь (24.11.2016 18:51:42)
drusba.absurd (14.08.2016 09:51:18)
Вуки (25.07.2016 19:08:36)
latosha и Ванчо (21.06.2016 08:13:43)
A&Y (12.06.2016 13:18:43)
lastochka491 (14.10.2015 11:34:20)
mihailK (18.05.2015 09:52:48)
Dimmer (12.03.2015 10:50:12)
venture (23.01.2015 22:52:53)
Varlok (21.10.2014 06:22:24)
AnMi (27.08.2014 19:24:58)
rw3dee (31.07.2014 15:25:08)
in-gener (30.06.2014 21:39:37)
Pavva (09.03.2014 22:08:53)
Улитка Осетровая (16.02.2014 17:01:11)
Tano_Korridi (03.09.2013 10:24:56)
Ветерок (04.08.2013 15:00:01)
Юрий П. (28.04.2013 12:03:15)
Котофей54 (18.04.2013 17:42:39)
PREstich (13.01.2013 13:09:29)
custodian (12.11.2012 06:38:03)
isilgan (06.11.2012 07:23:58)
vixen (03.10.2012 17:37:58)
akoshama (24.09.2012 16:32:10)
Чиффа (15.09.2012 18:37:55)
MotoSanches (24.08.2012 14:27:24)
_DG_ (28.07.2012 20:39:19)
Нострадамус (25.06.2012 08:09:40)
Агасфер (21.09.2011 13:17:12)
Снег (28.08.2011 10:50:06)
pal_nat (26.08.2011 14:03:08)
-nz- (03.08.2011 00:15:59)
eagle (28.07.2011 16:14:48)
Fox&Verty (06.07.2011 00:29:17)
RusLAN124 (30.06.2011 07:24:42)
Shadow09 (17.04.2011 13:27:43)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121