Чилпык-кала («Башня молчания») — религиозно-культовый центр зороастрийцев. Культовое сооружение II-IV вв, IX-XI вв. н.э. Конструкция Чилпыка напоминает конструкции древних храмов шумеров, римлян, греков, индийцев, где олицетворялись Вселенная и сами люди.
Кольцевидное в плане сооружение Чильпык расположено на трассе автомобильного пути, в 43 км от Нукуса на юг (в Хиву, Самарканд, Ташкент), на вершине конического холма высотой 35-40 м.
В плане он имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м.
Во II-IV веках он был воздвигнут, как зароастрийская дахма. Дахма - это место, куда зороастрийцы выносили покойников для очищения останков от мягких покровов. Ее пятнадцатиметровые стены до сих пор охраняют ритуальные погребения, основанные зороастрийцами. Вдоль периметра стены была расположена суфа - место, куда укладывали покойников для очищения. Чтобы не осквернять воду и землю разложением, тела оставляли на съедение диким животным, хищным птицам и солнцу. После очищения, кости складывались в оссуарии, специальные вместилища для останков, и захоранивались в земле или в склепах - наусах. Этот способ захоронения был важнейшим аспектом веры в Ахура Мазду - высшую чистоту помыслов, слов и дел, неукоснительную веру в чистоту природы.
Древнее предание гласит, что Чильпык был когда-то укрепленным замком. В нем жила принцесса, влюбленная в невольника и бежавшая сюда от гнева своего отца. Другая легенда говорит, что эту крепость построил богатырь Чильпык. Сооружая замок, он ронял глину, из которой и образовался холм, на котором стоит дахма. Третья, что дахма - это дело рук Дэва Хаджи Мулюка, врага Ахура Мазды, который вел вечную борьбу со светлыми силами.
В IX-XI веках его Чилпык использовали местные жители округи в качестве сигнальной башни. И не зря.. С высоты башни открывается красивый вид на Амударью и Туркмению. А если вам повезет, то около подножия вас встретит местный житель, играющий на народном инструменте.
Источник: http://www.orexca.com/rus/karakalpakstan.shtml