Около села Агубедиа, на продолговатой возвышенности, расположены живописные развалины средневековой резиденции бедийских епископов. На плато, окруженном скалами и стенами, сохранились большой собор, епископский дворец, часть колокольни и другие руины.
Первоначально, еще в X веке, на плато стояла небольшая одно-зальная церковь с выступающей пятигранной апсидой. В самом начале XI века к северу от нее был возведен крестово-купольный собор, в котором из четырех подкупольных устоев западные стоят свободно, восточные же соединены с между алтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений изнутри полукруглые. В западной части центральный зал отделен от боковых помещений стенами, оформленными в верхней части арками и колоннами.
Как снаружи, так и изнутри стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная стена с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри церкви стены были покрыты довольно богатыми Фресковыми росписями. От XI века хорошо сохранились изображения Баграта III и группы светских лиц на южной стене, орнаментальные мотивы. Очень интересны фрески XIV века, среди которых выделяются Ветхозаветная троица в алтаре, полосы с медальонами и евангельские сцены («Христос и Самаритянка», «Исцеление слепого») на северной стене, фигура Константина и другие фрагменты -на западной стене. Наиболее поздний слой росписей в Бедийском соборе датируют обычно XV-VII веками. Среди сюжетов этого времени обращают на себя внимание портреты жены и сына мегрельского князя Левана I Дадиани, жившего в середине XVI века.
Очень интересны древнегрузинские надписи на ободке и на ножке знаменитой бедийской золотой чаши (хранящейся ныне в Музее искусств Грузии в Тбилиси), а также на стенах храма. Из этих надписей мы узнаем, что Бедийский храм был выстроен в честь Влахернской богоматери абхазским царем Багратом и матерью его Гуран-духтой, что постройкой его заведовал начальник каменщиков Симон и что в Бедии жил епископ, который управлял паствой на обширной территории вплоть до Ингури. Епископ Бедийский во время политического единства Грузии занимал двадцать шестое место в списке грузинских иерархов и при короновании царя ставился ниже Цхомского, то есть Сухумского. Бедийский епископ упоминается и в числе участников Кутаисского собора XVII века. Во второй половине того же века Бедия была оставлена и богослужение в ней не возобновлялось до второй половины XIX столетия, когда здесь снова разместился монастырь.
Все плато вокруг храма было окружено еще в древности мощными стенами, наращивавшими естественный обрыв. С запада, где подступы к храму наиболее удобны, видны развалины большого каменного дворца с мощной глухой внешней стеной. Нижний этаж здания, где располагались трапезная и зал для собраний, оформлен массивными колоннами и сводчатыми потолками. Над входом во дворец помещена грузинская надпись: «Да будет милостив бог митрополиту Бедийскому Антонию Иоанас Тиредзе, который выстроил это здание». Во втором этаже располагались покои самого митрополита. С севера к дворцу примыкает колокольня, нижняя часть которой служит монастырскими воротами.
Это с http://www.apsny.ru/photogal/photogal.php?page=content/others/yugo_vostok.htm ... и иже с ними...
Храм хорошо виден с дороги. Однако основная дорога ведет сюда большой петлай - пешком лучше на второй от шоссе развилке в поселке свернуть вправо и выйти к храму по тропинке за домами.
На своем транспорте проехать к храму можно как из Очамчиры, так и из Ткуарчала. Дорога - характерный для Абхазии "бывший асфальт". Низкосидящим авто будет не очень хорошо.
По личным впечатлением (а за поездку посетили почти все древние святыни Абхазии) - это самое мощное место, оставляющее больше всего впечатлений. Посетить стоит. Бедиа была отмечена на многих средневекрвых картах (Corebedia) - т.е. центр Бедиа (грузины упоминаюю Гурбедиа, по-абхазски Агубедиа), что говорит о значимости места.