Нило-Сорская пустынь- упразднённый ныне православный монастырь, основанной в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским.
О преподобном Ниле известно, что он происходил из московского рода Майковых, родился в 1433 году, в миру был «скорописец». В монахи постригся в Кирилло-Белозерском монастыре. Но его не вполне удовлетворяла существовавшая организация монастырской жизни и он ушел паломником на Восток, где имела широкое распространение «скитская», созерцательная жизнь монахов.
Через несколько лет, возвратившись, он ушел на реку Сору, в места лесные, болотистые, дикие и пустынные, расположенные в 15 верстах от Кириллова монастыря. Придя на новое место, преподобный Нил поставил крест, затем построил часовню, келью, выкопал колодец и пруд. Его спутник и ученик Иннокентий устроил свою келью не рядом, а на некотором расстоянии от кельи учителя. Так было положено начало скиту преподобного Нила Сорского. Постепенно стали собираться и другие монахи, они тоже селились отдельно. Лес на территории не вырубался, «для потребы братии» на реке построили небольшую мельниц, наносив земляной холм, соорудили первую церковь во имя Сретения Господня. На общую службу монахи собирались дважды в неделю, а остальное время проводили в своих кельях в трудах и молитвах. Закончил земную жизнь Преподобный Нил 7 (20) мая 1508 г. Монахи на месте его захоронения положили камень с надписью года, месяца и дня его кончины, а позднее поставили часовню.
Скит и после смерти его основателя продолжал оставаться небольшим, не был ни богатым, ни многолюдным. Вторым его храмом стала деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный, посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нем каменную церковь, но преподобный Нил, явившись к нему в «сонном видении», запретил это делать, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. В первой половине XVII века в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня да старая мельница.
В 1641 г. Нилов скит приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю, были возведены новая колокольня и холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита, позднее здесь установили деревянную резную золоченую раку. Число же монахов в скиту постепенно уменьшалось и составляло в конце XVII века всего 5-6 человек, а к 1777 г. братии уже не было вовсе. За сохранностью построек и имущества присматривали монахи Кириллова монастыря, наиболее дорогие предметы были вывезены в Кириллов, а пустынь перевели в ведомство Кирилловского Духовного Правления, все приходило в запустение.
В 1837-1842 гг. иеромонах Никон, известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, привлек к пустыни большое внимание, способствовал укреплению её авторитету и увеличению числа её насельников. Они обратились к настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря с прошением о восстановлении самостоятельности их обители, и решение об этом состоялось 31 декабря 1850 г.
На месте разобранных церквей Сретенья Господня и Иоанна Предтечи был построен Пятиглавый Тихвинский собор состоящий из теплой и холодной церквей с приделами и колокольня. Во время работ были обнаружены «нетленные мощи» (якобы преподобного Нила), но Никон не сообщил о находке по инстанциям, как того требовали правила, и это имело для него серьезные последствия - его лишили священства. Позже, уже при другом настоятеле были построены двухэтажный настоятельский корпус и каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е г. была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Так, к 1870-м сложился новый каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни.
За этот период выросло и количество ее обитателей, в 1871 г. в ней уже жили 130 человек. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем, нарушались главные его заповеди - нестяжание, смирение.
Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По декрету Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных огранов власти, а с 1918 г. они стали «народным достоянием». В 1924 г. монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их «изъятии для сохранения». В 1927 г. Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для «культурных нужд» населению. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 г., сменил инвалидный дом, а затем в 1961 г. - психоневрологический диспансер, существующий там и поныне. Постройки Успенского скита разобрали, каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились до наших дней. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е гг. в музеи.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: