Монастырь Св. Онуфрия [VI/9973]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Беларусь
Могилевская обл.
Мстиславский р-н
Ближайший нас.пункт
Селец, Онуфриево
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
3.00Нашли: 9
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: mvmail
Создан: 24.04.2011
Опубликован: 12.05.2011
(отредактирован: 12.05.2011)

Описание окружающей местности

Монастырь основан как православный в 1407 г. (по другим данным, в XIV в.). С XVII в. до 1839 г. униатский, затем снова православный.

Наиболее старой из известных по документам построек монастыря была небольшая с двумя звонницами деревянная церковь св. Онуфрия. Дата ее постройки неизвестна, но в начале XIX века она была очень ветхой, требовала замены кровли и значительного ремонта. По описанию "Инвентаря монастыря Опатства Онуфриевского" за 1823 год в этой церкви находилось пять алтарей. Первый, самый большой алтарь, был посвящен Божьей Матери. В нем была установлена деревянная икона Божьей Матери из Назарета с датой 4052г. (от сотворения мира) и указанием на фундуш князя Лугвения-Симеона в 6915г. (1407г.). Второй алтарь был посвящен св. Онуфрию. Деревянная икона в нем изображала старца с длинной седой бородой - св. Онуфрия и молящегося у его ног отрока, очевидно, княжича Юрия Лугвенича. На иконе были позолочены лучи, расходящиеся от головы святого, и покрытые золотом пояса изображенных св. Онуфрия и отрока. Третий алтарь - Девы Марии, не был описан в инвентаре, так же как и два остальных - св. Николая и св. Василия. Известно только, что в определенное время икона св. Василия в последнем алтаре заменялась на икону Благословенного Иосафата. Все алтари были резные, старинной работы. Они имели каменные антиминсы, которые ко времени составления "Инвентаря" имели значительные повреждения. В церкви хранилась необходимая для богослужения серебряная, большей частью позолоченная, утварь и различные воты, которые в качестве пожертвований приносили верующие. Среди даров церкви было то, что сегодня можно было бы назвать нумизматической коллекцией: один дукат, 21 талер, целковых серебряных рублей - 7, полтинников - 5, серебряных гривен - 3, один орт, один шостак, серебряная медаль, а также перстни и обручальные кольца.
Под деревянной церковью находился каменный подвал. После постройки нового каменного храма ветхую церковь св. Онуфрия было решено не восстанавливать и на будущее использовать как погребальную каплицу "для дальнейшей консервации останков там сложенных архиепископов опатов и многих других знатных особ и дальнейшего реквиального богослужения".
В начале XIX столетия в монастыре началась постройка новой каменной церкви. Ее возведение связано с архимандритом Ираклием Лисовским. По началу строительные работы велись успешно. Сведущий в механике Лисовский собственноручно изготовил для новой церкви башенные часы. По свидетельству современников, архимандрит Ираклий был человеком разносторонних знаний. При Онуфриевском монастыре он открыл источник минеральных вод и оборудовал помещение для его использования. Подобные работы он провел в своих имениях в Лепельском уезде, где открыл известные впоследствии курорты и выписал для их обслуживания ученого медика.
Однако при жизни Лисовского каменная церковь не была достроена. Война 1812 года и непродолжительное владение Онуфреей митрополитом Григорием Кохановичем отодвинули окончание работ на 15 лет. Оставленные на эти цели Лисовским и Кохановичем значительные суммы не были по разным причинам использованы по назначению. В 1823 году стройный силуэт однонефной, крытой гонтом церкви с изящной колокольней господствовал над местностью, но сама церковь не использовалась по назначению. К этому времени часы на башне были сломаны, а один из четырех больших колоколов упал и разбился. Храм был окончательно достроен к 1825 году, и 29 августа того же года ею освятили во имя св. Онуфрия. Предварительно сюда были помещены святыни и утварь из старой деревянной церкви. В новом храме, как это было предписано российскими властями, по образцу православного был устроен иконостас.
С правой стороны к новой церкви примыкало здание каменного одноэтажного монастыря. В нем была устроена теплая церковь св. Николая, а также находились три комнаты для архимандрита, трапезная и канцелярия. Другой корпус монастыря примыкал к новому храму с левой стороны и имел 8 келий для монахов, кухню и кладовую. Не все кельи были заполнены монахами и нередко использовались для проживания светских служащих монастыря. В здании монастыря, как это предписывал базилианский устав, хранился монастырский архив и была устроена библиотека. Общее количество книт было в 1823г. - 228. Это были труды по теологии, философии, проповедничеству, истории, праву. Среди книг были художественная литература и поэзия. Библиотека имела алфавитный каталог.
В монастыре также хранились "дипломы древних русских князей" в листах. В 1820г. с разрешения митрополита два тома этих документов забрал для "литовского архива" судья Андрей Булгак. В монастыре были и портреты фундатора "Легвени и его жены Софьи".
Новая каменная церковь и примыкающие к ней корпуса монастыря образовывали единый фасад, обращенный к двору монастыря. С другой стороны, напротив церкви, двор замыкали поставленные в одну линию конюшни и каретная с размещенной между ними крытой въездной аркой. У монастырских ворог с внутренней стороны находилась специальная доска, на которую должен был, согласно уставу, записать свое имя каждый выходящий за пределы монастыря монах. Справа от церкви, ближе к реке, были расположены хозяйственные постройки. Восточная часть территории монастыря была занята огородом и фруктовым садом. Подворье монастыря от ветров закрывала посадка из липовых шпалер. На берегу реки Натопы, неподалеку от монастыря в 1711г. был установлен по поводу какого-то события каменный крест.
К монастырю был приписан униатский приход из трех деревень: Слободка, Селец и, Головчицы. К 1822г. в этих деревнях проживали 494 прихожанина. Для пастырского служения им в Онуфрее постоянно содержался базилианин-парох. Общее количество монахов в монастыре не было определено условиями фундуша и в разное время колебалось от 8 до 3 человек. Монастырь на свои средства содержал приходскую школу. В 1803г. "на монастырской одежде и пропитании" содержалось 10 детей, которых учили русской и польской грамматике и пению в церкви Филиальных церквей монастырь не имел. В остальных униатских приходах, расположенных в хозяйственных имениях архимандрии были свои церкви, которые обслуживало белое униатское духовенство.

Источник: С.Климов.: Онуфрея. Львов, 1996 http://www.radzima.org/ru/object_comm/2750.html

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

serghm (14.07.2020 15:08:56)
Храм в плачевном состоянии. Теперь зайти внутрь невозможно. Все входы замурованы. И наверное это правильно. Можно ответ сказать лишь предположительно. Подготовили авторам вопрос на замену, отправляем
venture (18.10.2016 18:28:50)
К тёмному исполинскому силуэту храма мы прибыли в уже порядком сгущающихся сумерках. Вокруг, как обычно, никого, только заливисто лаяли деревенские собаки. Останки храма впечатляют размерами. Прошёлся внутри храма, ответ посчитан без проблем. Передвигаться в сумерках внутри храма непросто: всё заросло бурьяном, под ногами битый кирпич, стекло, и прочие опасные предметы - надо соблюдать необходимую осторожность. Автору спасибо!
НЕСЕЗОН (05.05.2016 18:54:35)
putnik67 (18.05.2015 14:55:08)
Gek Finn (09.09.2011 14:53:39)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.