Майские Горы '2008
дневник участника экспедиции / DenSity, май 2008
(с)фотоматериалы DenSity, Milena, Камыш, Белый, Major, Zyz

«За три часа что ты находишься под землей совершенно исчезает реальный мир.
Ты как в машине времени, перемещаешься на миллионы лет назад. Здесь все как было тогда.»
Из блокнота тайника «Урочище Кизил-Коба (Красная пещера)» [TR/924], www.geocaching.su

Хамбал

Влажное весеннее утро. Южная окраина села Лесное, что в предгорьях Крыма. Дорога по правому берегу ручья вверх. Вот и шлагбаум. Ныряем влево, в овраг. Хорошо, что сейчас мало воды. БАМ! Висящая на заднем бампере лебедка слегка касается берега, и мы выезжаем из ручья. Дорога идет по лесу, его верхний ярус весь покрыт зеленью, а внизу все засыпано многолетним слоем сухой листвы. Вот и колея, нам по ней. Впереди нас ждет встреча с Теми, кто все это придумал. Они уже с вечера наверху, а у нас с Медведем еще все впереди....

БАМ! БАМ! ХРРРРРР! ДЫННН... Это камни, торчащие посреди колеи больно бьют по днищу. «Там везде защита, кроме заднего моста....» Крымские горно-лесные дороги - это такие овраги с каменно-глиняным дном, промытые потоками дождевой воды... Впереди подъем, с поворотом между высоких земляных стенок, глина уже как следует размешана, справа у стенки большие острые камни с промоинами между ними, примерно по колено. Колеса уже предусмотрительно сдуты до внедорожных 1.0 атм, но это, кажется, не поможет зацепиться за скользкий склон. «Что, попробуем ходом?» - «Ну давай....»  Нас сносит на эти камни, и машина проваливается правыми колесами между ними. БАМ! БАМ! ХР-РР! Скрежет камней по металлу вызывает сильный выброс адреналина.... пульс учащается, состояние возбуждения сменяется тревогой за технику...  «Ну вот и жесть настала. Разматывай лебедку!» Приятное клацанье соленоидов и жужжание мотора лебедки, вид плавно наматываемого троса и запах букового леса немного успокаивают - мысли уже витают где-то высоко-высоко, в этом большом зеленом пространстве, лесном космосе... «Лесные космонавты...»  Выбираемся из засады, и продолжаем, раскачиваясь, медленно плыть по колее вверх, на перевал. И снова разматываем лебедку. Понравилось, наверное... Дорога выходит из леса к обрыву, внизу обалденной красоты ущелья, и за ними вдалеке море, бухта и мыс, да это же Новый Свет!

«Смотри-ка... бампер... мда...» Это уже потом он будет подвязан веревочкой, а пока его правый угол выглядит так, как будто он ушел в «отрыв» вместе с экипажем. Плывем по лесу дальше, и выскакиваем на скалистый мыс... В памяти всплывает фраза Скитальца: «Там есть отличная видовая площадка....»  Светло-зеленые горы с тенями облаков, ярко-синее небо. «Где фотоаппарат?» Дар речи потерян, сознание в какой-то другой реальности. «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще...»

Перевал Маски - перевал Ворон

На подъезде к перевалу встречаем всю экспедицию - привет-привет, привет, привет!.... Юля, Дима, Сергей, Света, Катя, Леша! СкиталецЪ! Стерео! Калейдоскоп имен и улыбок пролетает за десять секунд. Становится веселее, мы уже вместе! «Ну что, едем?»

Мы на перевале Маски. Ищем одноименный тайник. «Он где-то под сосной.» Да их тут полсотни! Находим, в открытый контейнер издали метко летят ништяки от стоящих вокруг него. Хором - «Всех записывай!». Не забыть бы потом записаться в инете. Уже не помню как, но как-то быстро попадаем на перевал Ворон. «Здесь тоже кэш!» Нет, сначала достать газовый баллон, вскипятить воды и покормить наших детей. Да, кстати, где они? А, вот, ну давай.... «Я - ЭТО есть не буду....» Блин...

Рация оживает словами «Тут девушка из пеших туристов сломала ногу, надо ее спустить в цивилизацию». СкиталецЪ, ГРАЛ и Камыш готовы выступить «скорой помощью», до ближайшего села у подножия и обратно. Это минимум часа на два. Благодарность лидера туристической группы не знает границ - ребята решили для него колоссальную проблему, избавив от потери одного, а то и двух «ходовых» дней, и ломки всех туристических планов. Пока ребята колбасятся вниз, а потом обратно вверх, мы немного отдыхаем, горный воздух еще больше растворяет сознание... Хорошо...

Голос Кати возвращает в реальность - «Ребята, вы меня простите, я ничего не понимаю в машинах, но мне кажется у вас очень маленький клиренс....» М-да... клиренс не просто маленький, от весь куда-то растворился.... это уже просто очевидно, судя по оторванному при штурме перевала углу заднего бампера. А лифт подвески весь выбран шмурдяком на крыше - вторым запасным колесом, сорока литрами топлива, двадцатью - воды. Литры пива в учет не пошли, ибо как сказал Стереометрия, «штурман - он работает на пиве».

Штурманом был Медведь, и у нас в этот день все еще было впереди...

Перевал Нижний Шелен

«Вообще-то туда дороги нет...» Но есть трек на карте, который прокатали крымчане из Клуба Крым 4х4. И не просто проехали, а сначала прошли его пешком по пересеченке, прямо по лесу на склонах гор, отыскали проезды, траверсы, потом как-то умудрились там проехать на УАЗе. Трек - у Скитальца, в голове первой группе, мы же идем во второй группе, за Белым_spb, и ориентируемся только по следам первых 3 машин...

Точнее, никуда мы уже не едем, а висим порогом на двух валунах справа от колеи, практически уже на склоне. Потому что при повороте на перегибе дороги машина сползла правым бортом с высоких  бровок колеи. Вечереет...

«Вперед ледебиться смысла нет - разорвете порог, смотри, заднее колесо вообще висит». В дело идет внедорожный домкрат. Поднимаем.... «Берегите руки... и головы...». Машина потихоньку сползает с джека вниз. Кто-то, кажется Камыш, подает идею выдернуть валуны из-под днища лебедой своей машины, стоящей сзади. Через блок, за дерево сбоку, удлинитель.... Один готов. Тянем второй.... ФАА! Сигнал машины сзади дает понять, что тянется не камень, а сползает вниз машина Камыша. Перецепляем поудобнее. Ну вот, наконец-то... стемнело!

Продолжаем плавание в колее, пока она не уходит явно в сторону и вниз. Стоп! Теперь нам вверх, прямо в лес, причем конкретно по склону горы. Дороги нет, есть только место для проезда между стволами и примятая колесами прощлогодняя листва. Это означает - нам сюда. Рация настороженно бубнит голосом Белого «...поднимаемся по одному, на первой пониженной, на самом малом газу, ни в коем случае не буксовать - понесет...»  Да, тут Медведю пешком карабкаться вверх тяжко, а машина каким-то чудом, потихоньку, но ползет... правильные колеса... зачет, в общем.

Склон становится круче, продвигаемся очень медленно, останавливаться уже нельзя - потом не тронешься. И тут просвет впереди пропадает - в свете фар прямо перед машиной возникают какие-то стволы.... Куда дальше??? Останавливаться нельзя, иначе при трогании колеса тут же провернутся, и мы сядем на брюхо, или, того хуже, машину снесет на дерево... Вот слева кажется есть место - сюда! Не тут-то было, машина не держится поперек склона, задняя часть сползает - и ДЫННН! Задней дверью приезжаем.... в небольшое дерево. Хорошо, что вершина близко - деревья тут тонкие растут. Слов уже нет...

Голос Белого - «Стой - не двигайся, сейчас мы тебя спасем!» Стою. Не двигаюсь. Ручник уже давно забился грязью, давлю на тормоз, нога предательски дрожит на педали. Выглядываю наружу - дерево упирается сучком в стекло задней двери, как раз у перегородки. Кузов вроде не задет... ура... что-ли... И вот мы спасены из плена дерева. «Белый, спасибо!» - кричу из-за руля. «Хех! Спасибо не булькает!» - на лице Белого счастливая улыбка - ночное шоу продолжается! Голос Скитальца из рации - «А мы вас отлично слышим, мы уже в лагере, сидим у костра, ждем....» Первая группа проехала этот участок засветло, и теперь принимают участие в нашем ночном радио-шоу - «Давайте, мы вас ждем! Судя по уверенному приему, вы уже рядом».

Едем дальше между деревьями. Дороги по прежнему нет, едем наугад или по следам. Проехали какую-то вершину, за ней следы пошли вниз. Уже совсем темно. Деревьев становится больше, и они толще - значит, мы на северном склоне. Лучи фар выхватывают стволы, преграждающие путь вперед. Ехать дальше некуда. Совсем... Камыш, идущий последним в нашей группе, бодро разворачивается и с сильным креном набок уезжает куда-то назад по склону... Чума! Я бегу осмотреться вокруг - куда же нам все-таки ехать. Что-то подсказывает, что быстро бегать по ночному лесу не стоит - упасть, зацепившись за завалы веток на склоне, напороться глазами на сучок - в два счета. Медленным бегом, обхожу склон сверху от машин в поисках следов объезда. Из темноты приходит Белый - кажется, впереди есть проезд! Идем смотреть - тут стволы, тут высокий пень, а вот следы колес.... И как они тут протиснулись? А за стволами - крутой склон вниз, нам туда.... «Тут на тормоз вообще жать нельзя, снесет на деревья ниже по склону.» Ждем, пока проедет Белый, а впереди него вверх по склону бегом бежит Юля - «Они проехали ЗДЕСЬ!» Наша очередь - подъезжаем к склону лесного оврага, переваливаемся, машина буквально падает, сползая вниз по мокрой земле, и упирается лебедкой в землю. Газ! Руль в сторону подъема, зад сносит вниз, разворачивая машину под нужным углом между деревьями - впереди подъем в новую гору. Белый уже где-то впереди, Мерл и Камыш подтягиваются сзади. В течение всего шоу кто-то ищет дорогу, бегая по ночному лесу в совершенно счастливом расположении духа, кто-то сидит в машине, слушая музыку и направив взгляд в экраны мобильников, кто-то из детей уже вырубился на задних сиденьях, невзирая на сильные крены, когда просто падаешь с сиденья, и болтанку. «Где мой штурман? Медведь, ты где?» Не помню, где он был, но потом сказал мне, что уж очень набегался по ночному лесу, и на следующий день из машины выходил крайне неохотно... Верю, верю... Зато у меня ко всей нашей команде такое глубокое доверие, что кажется мы легко можем рубиться до самой глубокой ночи, неважно куда, и нам будет хорошо, потому что мы все вместе заняты нашим любимым делом. Встретились утром, а ощущение, что знакомы лет сто. Как же это?

Еще пара подъемов в гору через лес, и мы выскакиваем на полянку на краю обрыва. Темно. С приличным креном спускаемся вдоль обрыва вниз по склону поляны. Следы уходят в заросли кустарника. Вот и наша очередь, подъезжаем вплотную. Куда тут ехать - перед нами встает стена сухих и довольно толстых веток, местами в два пальца толщиной. Да, посередине между ними идет тропа. Шириной, как сказал Стереометрия, «с мои плечи плюс еще сколько-то». Первая группа прошла тут засветло, запечатлев въезд в кустарник на фото. Въезжаем, складывая зеркала. ИИИИ! ЗЗЗЗЗ! ДРРРР! Сучья кустарника нещадно трут борта и стучат по ним. «Все, эта машина для поездок по работе уже непригодна...». Десять метров кустарника кажутся вечностью. Поляна. И снова по бокам сучья, только уже - деревьев. Ветки свисают сверху, ползем, раздвигая и ломая их лобовым стеклом и верхним багажником. Даже двери местами не открыть - просто некуда. Под колесами не то узкая дорога, не то тропа, сверху - низкий тоннель из веток и сучьев. Это какой-то ужас... Мелькает мысль достать видеокамеру, но Медведь неподвижно сидит и молчит, и я тут же об этом забываю, занятый рулежкой между камнями, стволами, и пнями....

Дорога, или то, по чему мы двигаемся, ведет вниз. Голос Скитальца сообщает по радиосвязи, что скоро впереди начнется нормальная дорога. Из другой рации, ЛПД-шки, раздается голос Мерла - «Стойте, ребята, у Камыша крышу сорвало!» Подавив приступ смеха, выясняем, что у Тойоты веткой сорвало верхний багажник - солидная конструкция из нержавейки. Медведь убегает назад, вверх по склону, помогать Камышу, им помогает Мерл, а я остаюсь ждать, держа ногу на тормозе - глина на первых подъемах забила задние тормоза так, что теперь уже совсем нет ручника. Впереди стоит Белый, пока сзади идет ремонт - у нас короткий отдых. Рождаются шутки про ЛКП - «Не свети на кузов, пока не приедем в лагерь - без 50 грамм смотреть на это невозможно!» Наконец, багажник Камыша кое-как закреплен. Самые толстые сухие сучья вниз по склону Белый спилил, дабы уберечь багажник, но зато слетела цепь бензопилы. Пока он ставит новую, к нам подтягиваются Камыш и Мерл. Их приближение слышно издалека по скрежету веток по кузову, и хрусту ломающихся сухих сучьев.

Вот и дорога. Не «асфальт», но уже достаточно широко. И сухо - значит, мы уже на южном склоне. Проезжаем несколько турстоянок в ночном лесу, вкусно пахнет костром и ужином, но нам еще дальше. Лагерь уже близко. Две фразы Скитальца у костра звучат наивысшей оценкой дня - «Вообще-то, до нас этот трек проезжался всего два раза. Мы третьи...» и «Я думал, меня кто-нибудь из вас убьет за это!»

Ночь выдается холодная, всего +5, и влажная - на палатках и траве обильная роса. Утро удивительно спокойно. Мысли постепенно приходят в порядок - «Все хорошо!»

Морское - Караби - Нос Тырке - Южная Демерджи - Долгоруковская яйла

Без приключений спустившись с Масок к морю, ближе к вечеру вместе с экипажем Zyz'а, в компании Саши и Кати, берем кэш на развалинах башни Чобан-Куле. Какие виды - море, небо, солнце! А вот кто-то нас уже ждет внизу у моря - это Скиталец, Стереометрия, ГРАЛ. «Ну что, ужин?»

Кому приглянулась ночевка в большом гостевом доме в Морском, а кому-то захотелось продлить впечатления от дикой природы, проведя ночь на берегу моря. Ночью у моря тепло, +12. Ночь пролетает мгновенно, утреннее майское солнце очень похоже на августовское - так же ярко слепит, и так же горячо нагревает гальку на пляже. Дети бегают по ней босиком.

И вот снова в горы, на этот раз - на Караби. На этом обширном высокогорном плато почти нет леса - не хватает почвы, и зимой лютые ветра, зато есть множество пещер, воронками и колодцами уходящих вглубь скалы. Караби - крымская мекка спелеологов. Поднимаемся наверх через перевал Большие Ворота, дорога очень сухая, и поэтому, невзирая на крены, и глубокие промоины, довольно простая. Проводим часа два на видовой площадке наверху. Отличные виды вокруг и вниз - небо безоблачно, вдалеке синеет море. «Я на вершине...»

К вечеру подъезжаем к Кара-Тау - высокая гора в южной части плато Караби, поросшая лесом у подножия. «Тут недалеко есть поляна, там и заночуем...» Подъезжаем к поляне - там уже стоят три крымских УАЗа. Лебедка, наклейки..... это же ребята из крымского Клуба 4х4! Витяй, Андрей, Антон.... с семьями, детьми, собаками.  «Привет-привет! Давайте к нам!...» - «Тут вот, с нами ребята из Литвы....» - «А у тебя какой ник в форуме?  Ну, Привет!». О, и НЕСЕЗОН с БиПи и Бриком тоже здесь! Привет! Вскоре на поляну подъезжает еще один экипаж - к экспедиции присоединяется Майор! От крымчан поступает предложение - «А поехали на вершину Кара-Тау? Тут недалеко...» Недалеко, да по расколбасу. Опять включаем мозг, понижайку.... Подъем по лесу на вершину пролетаем мигом. Красный закат, вдалеке на горизонте виднеется город. Осматриваем одну из пещер - Терпи-Коба. На обратном пути в лагерь мозг отключается от дороги, переваривая впечатления от вершины. И тут же - сели. «Разматывай трос!»

Вечером костер, ужин и веселье под клич «Эгегей!» Майора. Смотрим фильм про мартовскую экспедицию на Таймыр. На лицах зрителей эмоции меняются по ходу фильма, от восхищения до ужаса и печали под финальную песню Brainstorm «Эй, режиссер, заканчивай съемку -  а он смеется в объектив как в прицел...» Герои экстремального полярного приключения, Скиталец и Мерл, стоят среди нас, но мысли их где-то далеко... Утро, завтрак в «автобусе» - четыре ряда стульев и символический «руль» впереди, прощаемся с крымскими экипажами - и вперед! Проезжаем по Караби, потом Тырке-яйла, и Демерджи-яйла. По пути что ни километр - группа пеших туристов. Они тоже идут по каменистым дорогам, и мы потихоньку пылим мимо них. Вслед колонне летят фразы - от «Ух ты, смотри сколько джипов!» и до «Это москвичи.... понаехали тут...» Наш экипаж едет последним, вместо переднего литовского номера - в кронштейне на бампере висит лебедка, и мы принимаем все радостные и недовольные реплики насчет Москвы на себя, тем не менее улыбаясь, кивая и здороваясь со всеми, опустив стекло. К вечеру мы уже на Южной Демерджи. Головы каменных сфинксов смотрят на нас тоже как-то по своему - одни одобрительно, другие с подозрением - кто вы, зачем здесь? Около часа медитируем на обрывах над Долиной Привидений, кто-то ищет кэш, кто-то фотографируется с флагами, горами и морем, «Наливай!... Тьфу, заводи! Поехали!»

Уже в ночи приезжаем на Долгоруковскую яйлу, на стоянку у кургана Колан-Баир. По дороге, у Белого в броду через ручей Суботхан отрывается защита картера. Пока мы удивляемся, Белый быстро ставит все на место. Чероки ГРАЛа после проезда через брод стоит весь в облаке пара - картина «Дым столбом». Вот и поляна под Колан-Баиром, уже в темноте наблюдаем еще одну картину - Жигули стоят передком на подложенных камнях, к Жигулям лебедкой привязан УАЗ. Похоже без нас тут было весело! Встречаем еще одну группу наших друзей - Боб с Лилей, Ауродковы,  Тумановы. «Ребята, мы бы вас угостили ужином, но в котел с макаронами каким-то образом вылилась бутылка спирта для горелки...» Теперь ясно, почему все такие веселые!

Приезжают Саша с Катей - ремонтировали свой Террано в Симферополе, но передний привод у них так и не появился, и вместе с ними - Гена на Опеле из «асфальтовой» группы экспедиции. На Долгоруковку есть пара заездов для недоприводов, но как ребята нашли их в темноте и без навигации - для всех осталось загадкой! Последними на поляну приезжают Филатесы - теперь вся полноприводная часть экспедиции в сборе!

Тайник «Пещера Красная (Кизил-Коба)»

Машины брошены внизу - путь к пещере только пешком. Около четверти часа в гору. Инструктаж по ТБ, переодеваемся в сухие гидрокостюмы. Отдельно одеваются три слоя - утеплитель, резиновый водонепроницаемый костюм, брезентовый костюм-защита. На ноги - калоши на шнуровке, или сапоги. На голове каска с фонарем. Вперед. Долго идем по оборудованным галереям, в полумраке - свет хоть и есть но как-то все плохо видно. Галерея заканчивается площадкой с ограждением, внизу журчит вода - это подземное озеро. «По одному спускаемся вниз, в воду!» Вода обжигает открытые кисти рук - ее температура постоянна, +9 градусов, круглый год. «Впереди - первый сифон, его проныриваем под водой, рукой можно держаться за фал - «перила». По одному!» УФФФФ! Не так уж и холодно! Висим на перилах в подземном коридоре, до потолка заполненном водой. Да тут течение! Это подземная река. Ручей Суботхан, который мы вчера форсировали на машинах - один из ее истоков. «По перилам - двигаемся вперед по тоннелю!» Дна нет, единственный способ двигаться - плыть, перебирая руками по фалу перил. Вот и берег! Выходим. «Капюшоны можно снять...» Стоим в клубах пара. Внедорожное приключение продолжается - только теперь полный привод это руки и ноги. И, конечно, голова... Голос инструктора - «Думайте, куда наступаете, если вы упадете я один вас не вытащу....только вызывать спаскоманду».

Уже два часа идем вперед. Точнее, карабкаемся вверх по каменным обвалам, спускаемся вниз к воде, ползем по щелям-коридорам, плывем через подземные озера. Тело разогрето так, что внутри гидрокостюма становится жарко, и каждое погружение в ледяную воду приятно освежает. Появляется ощущение усталости. «Мы прошли две трети пути!» Угу, а потом ведь еще назад... В гидрокостюме и калошах на ногах лазать по скалам, ночью.... Пытаюсь подумать, где труднее - ночное бездорожье в горах на машине, или вот такое подземно-подводное лазание.

Первый Обвальный зал, Второй Обвальный Зал, Третий Обвальный зал, Галерея Сказок, Водопад Розовых струй, Грот Трех капитанов... Может быть, это романтическая прогулка, а может быть это экстремальный маршрут - зависит от вашего состояния духа, моральных и физических сил, и вашей Цели. Фигуры сталактитов, сталагмитов и натечных форм смотрят на вас взглядами пещерных гномов - «Зачем вы здесь?» - «Я хочу прочувствовать, понять эту подземную реку... откуда она течет...» - «Тогда вам сюда... сюда...»

Река течет по нескольким ярусам пещеры, всего их шесть, поднимаясь вверх и опускаясь вниз. В некоторых галереях они течет под тонкими слоями каменной породы - мостами, в которых местами зияют отверстия... Оступись, упади туда - и унесет вперед течением под скалы на несколько десятков метров, прощай.

Два с половиной часа на исходе - мы у цели - сухой водопад со струями из камня, красного цвета. «Это - второй водопад розовых струй.» Из гермобанки за плечами инструктора извлекается плитка шоколада - «Делите на четверых». Это был самый вкусный в мире шоколад! И самый заслуженный. Кто готов повторить этот маршрут «за шоколадку», а?

Идем обратно. Усталость уже не чувствуется. Я привык к пещере, и идти, карабкаясь вверх и вниз, временами ныряя в озера, легко. Но легкость обманчива. Временами мозг отключается на мысли о подземном космосе, этом мире во власти вечной темноты и шумящей воды, и нужно сделать усилие, чтобы вернуть, включить его обратно - «СМОТРИ под ноги! Тут опасно!» Но мысли все равно уходят куда-то вверх, под потолок высоченных залов. Вот оно, то состояние, о котором писал Скиталец в дневнике Красной пещеры - я почувствовал его в самом конце обратного пути. Цель достигнута.

Вот мы уже и у первого сифона. Плыву на спине вдоль перил. «Я Ёжик. Я упал в реку...»

Выбираемся за сифон, опять долго идем по коридорам, вот и выход. Наша первая группа уже пьет чай у спелеологов. «Кто ушел в моих ботинках??! Камыш, а ну давай меняться обратно!»

ГРАЛ, Лена, я и Серега Филатес. Все пять часов мы прошли практически молча, только изредка бросая друг другу короткие реплики - подсказки. А первая группа шла весело, с шутками, смехом и восторженными возгласами. Идя по тому же маршруту, я думаю - мы прошли по разным пещерам... В тот вечер всю дорогу до Севастополя у меня в ушах еще долго стоял этот мощный шум подземной реки. Смесь гула в толще камня под ногами и плеска тонких струй.

   

Тайник «Пропасть» (Большой Каньон Крыма)

Бойка - древнегреческое название одной из гор, которая отделяет Большой Каньон Крыма от Бельбекской долины. История названия туманна, но для движения вверх на полном приводе и даже на правильных колесах не предвещает ничего хорошего. Поэтому мы начинаем подъем другим берегом ручья, вокруг горы Сотера (или Сатира), что сулит более веселый маршрут, по крайней мере, наверное, с юмором. Старт вверх около 5 вечера. Тут недалеко, раз - и наверху. Вот только полдня шел ливень. И Путь наверх нам предстоит по северному, самому сырому и от этого очень тяжелому склону.

Как всегда, первым Скиталец прогоняет своего Слоника. Наверное, это уменьшительное имя, а настоящее его название, глядя на размер колес - Слонопотам...? В прошлой жизни цивильный Лендкрузер-восьмидесятка, теперь это разумный компромисс между экспедиционником и трофи-мобилем. Слоник проезжает ходом практически везде, желающие следом оценивают глубину всего безобразия, по которому тоже надо проехать, и каждый строит свой план штурма очередной грязевой засады. Или объезда. Причем объезда в самых непредсказуемых местах, которые лучше всех из нас удавалось находить Белому. Иногда с перспективой переворота, такие там крены. Вот уже совсем стемнело. Но нам по-прежнему весело и хорошо всем вместе.

БАХ! Где-то впереди в колее разулось переднее колесо Слоника. «Ребята, за мной не надо, там..... это.... Езжайте в объезд!» Нет, лично я в объезд не поеду. Ночью в лесу кажется, что лучше пролебедиться, чем раз - и мятый кузов. А может, зря? Тут лебедиться далековато.... В три перецепа, это почти восемьдесят метров, побеждаем скользкий подъем. В это время остальные объезжают подъем по лесу. А что, тоже вариант. Потом кто-то сказал, что Филатес едва не положил машину на бок. Н-даа... Где с сатирой, где с боем, пробиваемся наверх, и вот уже катим вокруг вершины, спускаясь вниз, в сторону каньона. На часах - два ночи. Едем по какой-то тропе, местами протискиваясь между деревьями, а местами почти наезжая на колышки растяжек палаток, которые пешие туристы поставили по обе стороны тропы, не подозревая, что по ней могут ехать машина... Восемь машин! «Добрый вечер!» - «А как вы сюда ЗАЕХАЛИ?????» - немая сцена. Едем дальше, вот большая поляна, ставим машины, палатки, и падаем спать.

Утро - ба, да эта поляна стоит прямо на обрывах Большого Каньона. Вот она - Пропасть! Вниз метров восемьдесят, или все сто, слева Сотира, Куш-кая, Караул-кая, и хребет Комбопло, поднимающийся к Ялтинской яйле, и под ним котловина с истоками главной реки каньона - Коккозки. Справа - уходящие на юг скальные стенки каньона, внизу не видно дна. На краю поляны - спиральные круги из камней. Здесь, у вершин, в каждом камне - дух вечности. Завораживающее место.

Ялтинская яйла (у тайника «1400 над Ялтой»)

 

Спустившись с Бойки, тут же поднимаемся на Ялтинскую яйлу. Тут почти нет карстовых пещер, за исключением пока не найденной мной, малоисследованной Арык-Башской, и творения рук человека - Ялтинского тоннеля - гидросооружения, соединяющего водохранилище на северном склоне горной гряды с Большой Ялтой.

Проехав в темноте от северного склона к южным обрывам, видим, как из темноты взгляду вдруг открывается море красно-желтых огней - это вид на ночной город, стоящий у подножия гор, с высоты 1400 метров.

Утро, сначала на редкость теплое, заволакивает наш лагерь влажным и холодным облаком, температура падает до +2 по Цельсию. Как только мы снимаем лагерь и стартуем, облако бросает в нас стену мокрого снега, который сначала тает на стекле, но потом начинает залеплять плотным слоем. Машина скользит в глиняных колеях, раскачиваясь из стороны в сторону. Медленно двигаемся вперед, видимость 10 метров. Слышим сообщение от головы колонны по радио - «Осторожно, на пути группа велосипедистов». Пока доезжаем до них - велы уже лежат, накрытые пленкой, людей не видно. Да им тут похоже, несладко. Через некоторое время проезжаем памятник погибшим туристам, замерзшим здесь ночью в палатках несколько лет назад. Стихия восхищает одних, и забирает жизни других.... Со всеми возможными мерами предосторожности, чтобы не поскользнуться на залитых дождем склонах, спускаемся с яйлы на север, в село Многоречье.

Сюйренская крепость - Каралезская долина - Эски-Кермен - Орлиное - Балаклава (Финал)

Последние два дня пролетают на одном дыхании. Скалистые обрывы Сюйрени и Эски-Кермен - колыбель цивилизации Крыма 10-12 веков, княжества Феодоро. За легкостью накатанных вдоль них дорог прячутся мысли о скором расставании...

Мы встретились две недели назад. Мы мало знаем друг про друга, кто, где и что, но мы уже очень хорошо знакомы. И как бывает, последний день экспедиции наступил очень неожиданно. Нам есть, что вспомнить. Последний вечер - самый долгий, и расставаться не хочется. На глазах слезы... Потому что это было самое лучшее время, в мае 2008 года. Но мы еще встретимся - ПОКА!

Участники внедорожной группы экспедиции «Майские Горы '2008»
(в порядке колонны)

 

СкиталецЪ

 

 

Дима, Ася, лабрадор Милан (Москва).

 

Свободный штурман - Леша «Стереометрия» (Москва).                         Тойота Лендкрузер 80.

 

ТЛК подготовлена в редко встречающемся в природе виде - гибрид экспедиционника и серьезного трофи-мобиля. Головная машина - разведчик трассы, а экипаж - мозг и душа всей экспедиции.

 

GRAL

 

 

Алексей и Лена (Москва). Джип Чероки KJ.

При скромном внешнем виде, но c двигателем в 3.7 литра, понижайкой и на правильных колесах, в правильных руках эта компактная и легкая машинка творила чудеса!

А они не только «на машинке вышивать умеют», а еще и делают отличные видеофильмы.

 

Major

 

Дима и Женя (Москва). Сузуки Гранд Витара.

Трофи-мобиль в чистом виде (в грязном - монстр-мобиль ;-) Их съемная лебедка всю дорогу пылилась в багажнике - наверное, они ей пользуются только для того, чтобы заякорить машину на склоне, а для движения по треку - почти никогда. Самый веселый экипаж экспедиции!

 

Zyz

 

 

Саша и Катя (Москва). Ниссан Террано II.

Внешний вид машины - самый отчаянный, с лебедкой, и вообще без переднего бампера (так было задумано, он не потерялся), но вот как остался целым радиатор после езды по плотному кустарнику и веткам - это секрет их экипажа.

 

Белый_spb

 

 

Дима и Юля (С-Петербург). Митсубиси Паджеро II.

Организаторы трофи-соревнований в Питере, в Крыму они открыли для себя много нового. Но опыт Белого творил чудеса и в крымских лесах, быстро подсказывая лесные объезды проблемных мест. Судьба чуть не лишила их Паджерку защиты картера на каменистых дорогах Караби-яйлы. Их энергичный экипаж вел вторую группу на самом бездорожном участке экспедиции - от перевала Ворон до перевала Нижний Шелен.

 

DenSity

 

 

Денис, Ярик (Литва), Алексей, Михаил «Медведь», Лешик (Севастополь),
Второй штурман - Леша «Стереометрия» (Москва).

 

 

Ниссан Патфайндер R51.

Этот авто в колонне был встречен словами «Жалко машинку! Какая она новенькая!». Как оказалось, она еще и неплохо едет! Единственная в экспедиции машина с независимой задней подвеской. Жаль, что избыточная загрузка съела в общем-то немалый клиренс. В итоге, в сложных местах всю работу делала защита днища в паре с лебедкой, выглаживая колею для идущих вслед мостовых машин.

 

 

Merl & Milena

 

 

Макс и Лена (Москва). Тойота Лендкрузер 95.

Как кто-то верно подметил - по бездору Мерл едет красиво и элегантно. Ведь в машине самое главное - экипаж: Макс - душа компании, и очаровательная Милена, ее фоторепортажи - вне конкуренции.

 

 

Камыш

 

 

Сергей, Света, Даня (Москва). Тойота Лендкрузер 95.

Описывать оснащение их машины не имеет смысла (это отдельная история), главное -  сказать, что на АТ-шном Прокомпе (в этом весь секрет) Камыш едет везде! И не просто едет, а низко летит. А иногда - высоко, но фотограф запечатлеть это бессилен, так как это молниеносный полет!

 

Filatez & Nefret

 

 

 

Сергей и Света (Москва). Митсубиси Паджеро II.

Стальные бамперы Паджерки свидетельствуют об их готовности на любые подвиги, но они прошли весь маршрут обдуманно, без лишней суеты и риска. И - это они авторы вымпелов и футболок участников экспедиции. Мега-респект!

DenSity, 2008 год

Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119 Карта 120 Карта 121 Карта 122 Карта 123 Карта 124