Маяк на Шлюзах
Это одна из достопримечательностей микрорайона Шлюз (Правые Чёмы) - навигационный, действующий маяк установлен на "стрелке", разделяющей Обь и протоку Большую. Относится к инфраструктуре находящегося выше по течению шлюза. Это, конечно, нельзя назвать полноценным маяком. Там нет вращающегося отражателя из линз Френеля, а просто навигационный светофор, но тем не менее является популярным местом для проведения пикников и создания атмосферных снимков. Объект настолько примечательный, что проник в местную топонимику, его именем названы дом молодёжи и самый большой местный супермаркет.
Новосибирский судоходный шлюз связывает судоходством Алтайский край, Новосибирскую, Томскую и Кемеровскую области, обеспечивая перевозки грузов в малодоступные районы Обского Севера и является единственным, на территории РФ, судоходным шлюзом восточнее Урала.
Шлюз расположен на правом берегу р. Обь в 20 км выше г. Новосибирска, входит в состав комплексного гидроузла на реке Обь с водохранилищем, гидроэлектростанцией и плотиной. Новосибирский гидроузел территориально расположен в Советском районе города Новосибирска и находится на 679 километре реки Обь (от слияния рек Бия и Катунь). Гидроузел имеет пойменную компоновку на правом берегу реки. Общая длина сооружения, по оси составляет около 7,6 км и в ее состав входят: гидроэлектростанция (ГЭС), бетонная водосливная плотина, земляная проезжая плотина и судоходные гидротехнические сооружения.
Новосибирский шлюз - трехкамерный, однониточный, оборудован причальными плавучими рымами и стационарными тормозными тумбами, транспортной сигнализацией, радиосвязью, освещением и телефонизацией, находится на 680 КМ. Длина всего сооружения 53З м. Длина каждой камеры шлюза 143 м, ширина - 18 м; минимальная гарантированная глубина на рисберме - 1,5 м от проектного уровня. Порядковые номера камер начинаются с верхней головы шлюза; здесь же в левом здании-башне располагается диспетчер. Светофоры, регулирующие вход судов в камеры шлюза или выход из них, установлены по оси камер шлюза на переходном мостике и кабельных переходах между зданиями-башнями. Кроме того, в камерах шлюза установлены знаки «Стоп», указывающие предельное расстояние, на которое можно приближаться к воротам шлюза, а также границы стоянки судов в камерах. В районе верхней головы шлюза имеется разводной (поворотный) мост и пешеходный мостик, а в районе нижней камеры шлюза - неразводной мост. Движением судов на подходе к шлюзу и при шлюзовании руководит начальник вахты шлюза.
Строительство шлюза началось в 1952 году. Во временную эксплуатацию шлюз был введен в июне 1957 года. В постоянную эксплуатацию Новосибирский шлюз был принят 1 августа 1961 года. За этот период был сформирован и подготовлен эксплуатационный персонал шлюза. Наибольший вклад в организацию эксплуатации Новосибирского шлюза внесли И.Г.Романов (начальник шлюза в 1956-1975 гг.), А.С. Крутько (начальник района гидросооружений в 1975-1991 гг.) В.А. Башкиров, Л.Я. Гаршин, Л.И. Крутько, Г.Г. Мироненко, Л.С. Витязев, Н.А. Ермолина, Т.Н. Опенышева.
С 1 апреля 2005 года Новосибирский район гидросооружений и судоходства (Новосибирский шлюз) вошел в состав Новосибирского района водных путей, гидросооружений и судоходства. В 2015 году началась реконструкция шлюза по федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России", всего ее стоимость оценивалась в сумму более 1 млрд рублей. В 2018 году здесь уже занимались бетонированием русла. А также расчисткой судоходного канала от бетонных блоков и уборкой мусора со дна канала с помощью плавучего крана-экскаватора. В 2022 году, в рамках текущего ремонта Новосибирского шлюза были выполнены ремонт восьми плавучих рымов; покраска створок ворот на верхней голове; ремонт распределительного устройства 0,4 кВ на нижней голове и бетона камеры гашения на верхней голове.
Аварий и аварийных ситуаций, как на шлюзе, так и шлюзующимися судами по вине эксплуатационного персонала допущено не было.
Новосибирский судоходный шлюз и сегодня является важным элементов в системе водных путей Обского бассейна.
Нижний подходной канал расположен на участке от 679.8 км до 684,5 км и является затруднительным для судоходства. Крепление откосов дамб, верхней части канала на протяжении около 2 км неоднородно и состоит из каменной наброски, бетонных плит и клеток, заполненных щебнем и бетоном. ширина дна этой части канала - 40 м. Откосы устьевой части канала не закреплены и имеют пляжный откос, ширина дна здесь 60 метров. Стрелка канала и устьевая часть дамбы со стороны реки укреплены каменной наброской. На конце дамбы, на железобетонной конструкции (башне) установлен маяк-светофор, регулирующий вход в канал. Светофор, регулирующий подход судов к причальной стенке, установлен на нижней оконечности этой стенки. От 680,1 км до 681,3 км по берегам канала попарно расположены путевые огни. Расстояние между огнями около 400 м. Судоходство в канале лимитирует по глубине 1,5 м рисберма шлюза. Уровень воды в нижнем подходном канале зависит от режима работы ГЭС и обычно повышается с 10 до 16 и с 21 до 2 ч по местному времени.
Левый берег канала порос кустарником; правый застроен дачами. Грунт в нижнем подходном канале, на участке от 679,8 км до 682,3 км - плитняк и щебень, в нижней части канала - илистый песок, глина, местами гравий.
Шлюзование судов. С целью обеспечения безопасности шлюзования при подходе к нижнему подходному каналу необходимо заблаговременно установить УКВ радиосвязь с начальником вахты шлюза, который регулирует очередность захода судов в нижний подходной канал и камеры шлюза.