Большое старинное русское село Ижевское, стоящее на рубеже Приокской поймы и лесной Мещеры в окружении заливных лугов и дремучих лесов – родина основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Известно, что село существует около 800 лет. В исторических актах XIV века, в грамоте рязанского князя Олега Ивановича епископу Феогносту от 1387 года Ижевское упоминается наряду с «островом и рекой Истокой», где «бобры били ижевляне на себя и на Владыку». Село Ижевское вначале состояло из нескольких мелких поселков, постепенно перестраивалось и только в конце XVIII века оно приобрело вид, основные черты планировки которого сохранились до наших дней. В течение длительной истории своего существования село Ижевское переходило от одного хозяина к другому несколько раз, пока не стало вотчиной рода Демидовых. И.Н. Демидов полюбил это село, занялся реформами хозяйства и перестройкой села «прошпектами», как в Петербурге. С 1880 года оно вытянулось на семь верст в три улицы, разделенные на квартиры проездами. Помещик всячески содействовал развитию отхожего бондарного промысла. Большинство взрослого мужского населения уходило с ранней весны до поздней осени на путину во многие портовые города юга России, расположенные на Волге, Доне, Черном, Азовском и Каспийском морях. Там они делали бочки для вина и рыбы, хорошо зарабатывали и возвращались домой с большими деньгами. Н.И. Демидов, задолжав большую сумму денег и, желая поправить свои дела, предложил своим крестьянам выкупиться и освободиться от крепостной зависимости. Это произошло в 1832 году. Цена была по тем временам очень большой.
В июне 1849 г. в Ижевском поселился уездный лесничий Эдуард Игнатьевич Циолковский (1820–1880) с женой Марией Ивановной (1824–1870). Они снимали квартиру на центральной Красной улице в доме богатого торговца Д.П. Михайлова. Летом 1854 г. переехали в более просторный дом на Польной улице, ныне носящей имя К.Э. Циолковского. В этом доме 5 (17) сентября 1857 г. родился пятый ребенок в семье Циолковских – Константин, будущий знаменитый ученый, пионер космонавтики и ракетной техники. В 10 лет Костя переболел скарлатиной, которая дала осложнение, и мальчик оглох, из-за этого ему вскоре пришлось оставить учебу в гимназии, дальше он учился сам, по книжкам. К тому времени семья поменяла место жительства на Рязань, а потом на Вятку. В 1873 Константин Циолковский переезжает в Москву для продолжения образования. Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решает послать мальчика в столицу. Константин сам находит себе квартиру (точный адрес, по которому проживал Циолковский, неизвестен) и, живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), упорно занимается. Каждодневно с десяти утра и до трех-четырех дня пополудни трудолюбивый юноша штудирует науки в Чертковской библиотеке (ныне - Румянцевская). За первый год жизни в Москве пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию. В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань. Состарившийся отец вышел в отставку и Константину вновь приходится вести борьбу за существование, он решает готовиться к экзаменам экстерном на звание учителя уездной школы, хочет иметь определенную профессию и не зависеть более от случайных заработков. В 22-летнем возрасте получает назначение на должность учителя Боровского уездного училища Калужской губернии, потом в самом городе Боровске. Последующие годы – это годы тех самых грандиозных открытий прославивших его имя на всю планету, открытий, опередивших время на несколько десятилетий. 8 июля 1878 года Константин Циолковский начал составлять астрономические чертежи и таблицы. В 1879 построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда. В 1880 году Циолковский самостоятельно разрабатывает кинетическую теорию газов, незадолго до него доведенную до законченного облика трудами Клаузиуса, Больцмана, Максвелла и Ван-дер-Ваальса (о чем Циолковский попросту не знал). Несмотря на открытие уже открытого, рукопись "Теория газов", направленная в Русское физико-химическое общество, незадолго до этого основанное Менделеевым, принесла Циолковскому известность в мире науки. В 1883 - Циолковский строит и запускает монгольфьер над Боровcком. В 1885 - начало работы над рукописью "Теория аэростата" 1890 -VII отдел Русского технического общества рассмотрел проект цельнометаллического дирижабля Циолковского. И хотя в денежной субсидии автору было отказано (на основании чисто технических трудностей осуществления, не до конца преодоленных в проекте), сама идея и теоретические расчеты были признаны верными 1891- публикация в трудах Общества любителей естествознания статьи Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость" 1892 - Циолковский выпускает брошюру "Аэростат металлический управляемый". 1893 год - Циолковский принят в число членов Нижегородского кружка любителей астрономии, публикует в приложении к журналу "Вокруг света" фантастическую повесть "На Луне" 1894 - публикация в журнале "Наука и жизнь" работы "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина". Здесь состоялся грандиозный парадокс - Циолковский был увлечен в то время идеями построения воздухоплавательных аппаратов (достаточно сказать, что ему пришлось выдержать ряд длительных боев за свой цельнометаллический дирижабль, и что именно заложенные в него идеи стали фундаментом для разработки в Германии знаменитых цеппелинов (по фамилии конструктора - графа Фердинанда Цеппелини). Петербургские идейные противники Циолковского - M.M. Поморцев и А.C. Кованько, хорошо знакомые с его проектом, вошли в комиссию технического контроля за разработкой управляемого аэростата австрийского изобретателя Шварца, специально приглашенного в Петербург российским военным министром. После нескольких неудач Шварцу удалось осуществить первый запуск уже в Германии. Граф Цеппелини приобрел у него патент и сумел наладить выпуск дирижаблей. Так идеи Циолковского, не реализованные на Родине, подпитали чужой проект. Наконец, и знаменитый батискаф Огюста Пикара имеет очень много общего с проектом Циолковского). Однако в этой работе, задуманной поначалу для "посрамления" аэростатов, Циолковский пришел к совершенно иным выводам и намного опередил свое время. Именно в этой работе были высказаны идеи моноплана, автопилота и применения гироскопов в авиации. 1897г. Циолковский строит аэродинамическую трубу. Эта труба стала второй в России (первую построил в 1871 году в Петербурге инженер Пашкевич для исследования вопросов баллистики). Циолковский же стал первым в вопросах поиска закономерностей полета с малыми скоростями. Так поборник дирижаблей стал одним из основателей новой науки - экспериментальной аэродинaмики.
1897, 10 мая - Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между: • скоростью ракеты в любой момент • cкоростью истечения газов из сопла • массой ракеты • массой взрывных веществ Катализатором для этой вывода этой гениальной формулы (она получила название "формула Циолковского") и послужила схема реактивного движения, предложенная Федоровым в своей книге. Циолковский и сам Федоров не знали тогда о такой же схеме Николая Кибальчича, разработанной им перед казнью. Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил свое первенство в вопросах научного освоения космоса. Исследования Константина Эдуардовича Циолковского, основоположника теории межпланетных сообщений, впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы ДУ); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.
19 сентября 1935 года Константин Эдуардович Циолковский скончался.
В память о великих открытиях этого грандиозного ученого его именем назван кратер на Луне. А на Земле 11 января 1967 г. в Ижевском, после получения письма Ю.А. Гагарина в ответ на приглашение посетить родину основоположника теоретической космонавтики, было принято решение о создании музея К.Э. Циолковского. Письмо Ю.А. Гагарина стало одним из первых экспонатов. Музей был открыт в день 110-летия со дня рождения К.Э. Циолковского. Первое время он работал на общественных началах, а с июля 1969 г. стал филиалом Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В сентябре 1974 г. было получено разрешение установить на родине ученого бронзовый бюст-памятник. К 120-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, 17 сентября 1977 г., состоялось торжественное открытие памятника (авторы – скульпторы А.А. Исаченко и М.М. Криворукий, архитектор П.И. Сенченко). На открытии присутствовал Герой Советского Союза летчик-космонавт Ю.Н. Глазков. Сотрудниками музея проделана большая работа по сбору новых экспонатов и по изучению автобиографического наследия К.Э. Циолковского, биографических материалов о нем, особенно по рязанскому периоду жизни ученого. Экспозиция музея, оформленная рязанским художником В.Ф. Шиповым, получила высокую оценку посетителей. К 125-летию со дня рождения ученого была сделана пристройка к музею по проекту архитектора М.А. Мицкевича. Для размещения экспонатов по космонавтике был сооружен большой зал площадью в 144 м2 и высотой 6 метров. Подробно об экспонатах музея можно прочитать на странице http://www.gov.ryazan.ru/Museums/Mus_Ciol/Ciolkov.htm
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: