Вообще, поход в оригинале назывался "Котласское кольцо", так как имел в Котласе и старт и финиш. Таким его задумывал орг из московского велоклуба "ЦВеТ", получалось весьма концептуально и интересно, только не очень ложилось на расписание поездов из НН - получалось, что мне придется либо добавлять день и ждать группу, либо же проезжать за день двойную норму. Поэтому кольцо без угрызений совести было разорвано с исключением из него Великого Устюга (который был весь обхожен вдоль и поперек на далее чем в феврале этого года), но зато появилась возможность добавить в него кое-что от себя. С
промежуточной остановкой в Кирове поезд рано утром привозит меня в Лузу
День 1.
С группой мы договорились встретиться в Лальске, и запас времени позволял проехать альтернативным основному треку участком. Переезжаю Лузу по мосту, немного по "трассе", которая представляет из себя бетонку с грейдером, и сворачиваю на Куликово.
Примерно до Турково идет неплохой грейдер, дальше грунтовка, но видно, что ездят. Местами гать, местами совсем хорошая дорога.
Это всё заканчивается на хуторе с названием "Ершовская Запань", где стоит один жилой дом. Дальше по заросшей травой "дороге" уходит одинокий тракторный след. Здесь почти не ездят, в нескольких местах дорога серьезно заболочена, внедорожник вряд ли пройдет без лебедки. Но этот участок достаточно короткий, вскоре дорога вновь возвращается на сухое и выходит в поля, где легко находится поворот налево, в сторону Покровской церкви. До церкви дорога уже совсем хорошая, так как, как выяснится позже, совсем недавно туда завозили стройматериалы и дорогу почистили - убрали завалы, выровняли особо глубокие лужи.
Осмотрев церковь, без особых проблем нахожу
тайник, который никто не брал уже несколько лет.
Той же дорогой возвращаюсь в поля, перехожу через бродик ледяную речушку. Заборье деревня жилая и дорога отсюда не представляет никакой сложности - обычный лесной песчаный хайвей, по которому я доезжаю до трассы на Лальск.
Пара километров ужасного пыльного грейдера, наплавной мост, "срезка" через Красавинский бор - и вот я в Лальске, а группа еще не доехала даже до Лузы.
В итоге у меня уйма свободного времени, за которое я обедаю в отличной столовой в центре Лальска, проезжаю весь Лальск вдоль и поперек, восстанавливаю
тайник, помогаю сотрудницам местного музея расставить экспонаты после его ремонта, осматриваю музей с экскурсией, а группы все нет и нет )) Впрочем, до закрытия музея они успевают. Закупаемся в магазине на ночевку и едем на стоянку в ту сторону, откуда я только что приехал - через наплавной мост на другой берег Лузы
Дневной пробег: 52 км
День 2.
Возвращаемся в Лальск и завтракаем в той же столовке. Далее маршрут идет по бетонке в Верхнелалье. Останавливаемся у деревянной часовни в Сколепово, где почему-то до сих пор нет тайника.
Часовню легко открыть, тяжело закрыть
и невозможно забыть. Дорога петляет по холмам, в обе стороны активно ездят лесовозы.
В самом Верхнелалье посещаем магазин, дальше заезжаю восстановить
тайник и догоняю группу. От Верхнелалья маршрут идет по новой дороге, которую построили буквально перед походом. Раньше здесь был тупик, а не так давно для вывоза леса сначала построили технологическую дорогу до границы областей (со стороны Архангельской области), а затем соединили две области сквозным весьма неплохим (правда, местами дорога размыта) грейдером.
По этой дороге с несколькими весьма крутыми подъемами и спусками въезжаем в Архангельскую область. На перекрестке налево, так короче. Цель сегодняшнего дня - мостик через Виледь, в существовании которого сомневаются даже местные. Но это чудо инженерной мысли на месте, тут и будет ночевка
Дневной пробег: 68 км
День 3.
Утром перебираемся на другую сторону, доезжаем до Никольска, посещаем магазин и снова возвращаемся на левый берег Виледи - вместо трассы покатим грейдером, где почти нет машин.
Вроде как эта дорога идет в какую-то пустынь. К моменту развилки "пустынь - асфальт" оказывается, что в пустынь ехать никто не хочет кроме меня, а мне показалось совершенно глупым ехать х.з. сколько километров грейдером, а перед самой пустынью свернуть и туда не заехать, поэтому я был настроен пустынь эту посмотреть. Договорились встретиться на вечерней стоянке и я покатил в Христофорову пустынь.
Дорога до пустыни отличная, но пока в ней с интернетом боролся, пытаясь понять, есть тут тайник или нет, пока
тайник создавал, пока выбирался альтернативным и не очень проезжим путем от источника на дорогу... Похоже, дальше придется ехать быстро и без остановок ))
Группу догнал перед самой стоянкой, для которой было выбрано место точно напротив Сольвычегодска
Дневной пробег: 92 км
День 4.
Утром паром в виде платформы с буксиром перевозит нас в Сольвычегодск. Здесь запланирована большая экскурсия по городу - посещаем музей в соборе с подъемом на колокольню, музей Сталина, смотрим
другие достопримечательности.
Из Сольвычегодска маршрут идет на северо-запад в леса. Вдоль дороги встречаются памятники бывшим деревням.
Пытаемся найти "срезки" чтобы как можно меньше ехать пыльным грейдером, с первого раза находим вместо срезки поле брусники, со второго отличную грунтовку через сосновый лес.
По пути даже удается пособирать немного грибов. Ближе к вечеру выезжаем на дорогу вдоль Уфтюги и встаем на ночевку на высоком берегу
Дневной пробег: 59 км
День 5.
Утром уточняем у местного жителя, что с бродом в Верхней Уфтюге, так как дальше нам туда, а воды в этом году много. Говорит, что перейдете, ничего важного не замочив. Эта информация весьма обнадеживает, поэтому поедем в Верхнюю Уфтюгу левым берегом, а обратно правым.
Дорога местами хорошая, местами не очень, так как в одном месте идет капитальный ремонт моста и горе-ремонтники своими Камазами убили остальную часть дороги.
Брод оказывается на месте, но намного глубже, чем рассказывалось, а именно по пояс в самом глубоком месте с заметным течением. Но перешли без проблем. От реки уже видна шатровая деревянная церковь, ради которой собственно мы сюда и ехали.
Немного отстаю от группы чтобы заложить
тайник и вновь вдогонку по грейдеру.
Встаем недалеко от Малой Слудки в сосновом лесу на берегу какой-то старицы
Дневной пробег: 59 км
День 6.
Задача на сегодняшний день максимально простая - доехать по асфальту до Котласа. На сначала надо переправиться через Северную Двину. На паром, который ходит по расписанию, благополучно опаздываем, теперь придется ждать оказии с паромом лесовозным, которые ходят по наличию лесовоза. Его приходится ждать часа два, но он все-таки приезжает, и мы переправляемся в Красноборск.
Очень хотелось посетить музей художника Борисова, но вопреки информации в
тайнике, суббота оказалась здесь выходным днем, охранник разрешил только погулять по территории усадьбы.
Далее по маршруту есть еще пара точек, которые нельзя пропустить - это
Комарица и
Туровец, посещаю обе.
Ну и обязательное фото на въезде в конечную точку путешествия - Котлас!
Дневной пробег: 80 км
Группа садится на московский поезд, а вот мой поезд завтра, поэтому снимаю койкоместо в гостинице в здании автостанции. Ночной дождь немного меняет мои первоначальные планы и на следующий день удается посетить только
Троицкую церковь в Вотлажме и
дом адмирала Кузнецова (да и то снаружи), но это уже не важно, ведь основная часть похода прошла на 5+!
Отчет с треком также находится
здесь