По тому же самому пути возвращаемся обратно. Норильчане уже свою часть пути прошли, даже перевыполнив обещанное. А мы ведь должны были пройти стихийную часть маршрута с норильчанами навстречу друг другу. Они вот свою прошли, а мы с нашими мегаавариями опоздали на встречу. Поэтому едем потихоньку обратно с осознанием выполненной цели. Макс уже вышел в инет и почитал нам геофорум. Чертовски приятно читать там, вдали сообщения от друзей. Это греет и зовет на подвиги.
180 километров до Ванкора прошли без сучка и задоринки часа за четыре. В полной темноте попали на Ванкор, по своему треку приехали на выездной КПП, и уперлись в гигантскую пробищу, километра на три. Зимник закрыт – оттепель.
Во время оттепели на зимник технику не выпускают. Тяжелые машины быстро превращают чудо инженерной мысли в лохмотья. Делать нечего, ложимся спать прямо на Ванкоре у подножия гигантского холма.
Утром не торопясь устраиваем покатушки с этого холма. Холм оказался бугром пучения – это когда вода попадает под почву, замерзает там и слегка почву приподнимает. На следующий год ситуация повторяется. Вот и вырастают такие бугры внушительных размеров. Накатались на славу, наведя на работяг легкую панику и ступор. Они ведь тут работают.
На КПП нас почему-то взяли и без слов пропустили. Взгляды какими нас провожали водилы лучше бы не видеть. Им-то тут сидеть безвылазно очень долго. И мы опять по совершенно пустой трассе идем на запад. Разница по времени в четыре часа с этого момента начинает приходить в норму. За прошедшие три дня зимник неузнаваемо изменился. Там где мы летели, теперь глубоченные колеи. Там где переправы – слой воды.
На каждом пикете и перед каждой значительной переправой стоят принудительные кирпичи. Это те самые волокуши. Теперь дорожники их ставят прямо на дороге, перекрывая возможную траекторию.
Вот так жестко, но необходимо. Тяжелый грузовик это не объедет без посторонней помощи. А мы бы прошли на лебедочках аккуратненько. Но почти всегда при нашем приближении могучие шлагбаумы раздвигаются. Видимо нас «ведут» по рации. Дорогу нам освобождают беспрекословно и без лишних слов. В одном месте они, правда, этого сделать не успели, и мы на радость публике, выполнили драйвовый объезд через косогор с критическим креном. Было красиво. На выезде с переправы через Таз дорога перекрыта ГТС, которые, не сговариваясь, разъехались в стороны, давая нам коридор для проезда.
А вот и та самая табличка на Дудинку. Это действительно фанерка размером с пачку сигарет, воткнутая в обочину. Встали, покурили, подумали. И приняли неожиданное решение – едем на Дудинку, будь, что будет. В нужном направлении уходила четкая глубокая колея от УРАЛа. Ехать стало тяжеловато, уже вторая третья пониженная. И вдруг пикап начинает кипеть. Видимо радиатор от шестерки, прикрученный Костей в Сургуте буквально на жвачку, не выдерживает изменившегося теплового режима двигателя. Забегу чуть вперед, действительно крышка радиатора начала травить давление и всю оставшуюся дорогу до дома пикап отчаянно делал попытки закипеть.
[img]http://[
photos.streamphoto.ru][/img]
И вот мы стоим в тундре. До трека норильчан, как потом оказалось, 118 километров.
Пикап кипит. Однозначно, по колее он не едет. Скупая мужская слеза была мужественно спрятана в зарослях бороды. Теперь точно разворачиваемся. Бог Тундры нас предупредил еще раз – мы к маршруту не готовы, приезжайте потом. Развернулись. И нас тут же наградили замечательными фотками необычного заката. Ровно по горизонту тонкая полоска чистого неба, в которое заглядывает апрельское солнце.
Ночь застала в середине зимника. Ближайшее присутствие человека в ста километрах в любую сторону.
Великолепная ночевка. И нам опять ровно в десять включили Полярное Сияние, да так его всю ночь и не выключали. Спасибо тебе. Великий и Ужасный Бог Тундры.
Тут очень остро начинаешь верить в сверхсущества. Быстро и бесповоротно. Ночью пришел мороз, придавило под тридцать градусов. Отчего утром стоял плотный туман. Это еще одна разгадка севера – при сильных морозах, тут обязательно сильнейший туман. Зато он нам оставил на память такие красивые узоры на деревьях, что еще долго рабочий стол будут украшать заставки с волшебными снежинками.
Зимник нас отпустил спокойно. В обед мы уже стояли на асфальте. Грустно расставаться с зимником.
найдите на этой фотке животное ....
За эти дни мы уже породнились с ними. Впереди, тяжелейшая дорога домой по асфальту. Тяжелейшая в психологическом плане, всегда возникает такое чувство легкой досады. Что-то не доделали, что-то могли бы сделать. А впереди ежедневная рутина. А почему бы нам не поехать домой по прямой. Через зимник на Нягань.
И мы поехали. Из Коротчаево есть одна гражданская дорога, федеральный асфальт. Именно так мы сюда и ехали. Скучнейшая и неинтересная. И есть еще зимник вдоль газопровода Надым – Нягань. Хотя вот судя по погоде у нас есть большущий шанс приехать к растаявшей переправе через Обь. Решено, едем.
Асфальт до Нового Уренгоя. Там огромное желание пожать руку Саше Елкину, но ,увы, его в городе нет. Дорога идет вдоль функционирующего отреставрированного участка Мертвой Дороги. З
десь открыто рабочее движение, но именно тут 50 лет назад под весом рельс умирали люди. В Уренгое сажаем нашего Сашку – Железнодороника на поезд, ему вчера надо быть на работе.
И движемся дальше на Надым. Тут уже ветка жд аварийная. Изредка проходят грузовые поезда. Четко видно старую насыпь, старые мосты – это все она.
Перед Надымом встречаем целые вереницы местных джиперов, они едут с соревнований, о которых нам говорили еще парни из Сургута. Ух и техника у них. Такие монстры. Убил наповал мощнейший экспедиционик на 39 Айроке, который был, ..внимание, всего лишь техничкой. Сзади на лафете он тянул за собой что-то уж совсем невообразимое на хрен знает каких колесах и заляпанный грязью толстым толстым слоем. Всегда вежливо бибикали друг другу и приятственно улыбались.
Надым, конечная станции железной дороги и дороги автомобильной. Дальше на северо-запад уходит серьезный зимник на Салехард вдоль еще одного мертвого куска проекта 501. Кстати, этот кусок наиболее живописен. До сих пор можно потрогать в относительной близости рельсы, посетить брошенные лагпункты. Мы же уходим вдоль газопровода на юго-запад.
Сначала это бетонка увешанная очень грозными надписями, что дорога собственность ГазПрома и перемещение по ней – самое жуткое преступление.
Однако, этой дорогой пользуются все. Бетонка кончилась ожидаемым куском зимника километров на 150 длиной. И состояние этого зимника внушало опасение, что то, куда мы едем это тупик.
Переправы через Обь уже нет. Еще и Сашка-Железнодорожник, с моста через Обь в Сургуте углядел, что там уже река вскрылась у опор.
Дальше хуже. Транспорт исключительно встречный и, что насторожило несколько гусеничных вездеходов с легковыми автомобилями в кузове. Видать там уже жестко – легковые не едут. Ну в принципе ничего страшного. Снег уже весь превратился в кашу, которая к ночи замерзает, а днем превращается в воду. Однако, земля еще не оттаяла. Так и едем эти 150 километров – по ступицы в воде, но под колесами чистейший лед.
На следующий день, с великолепной погодой выбираемся на коренной восточный берег Оби. Тут она красавица шириной километр.
Счастье, переправа функционирует. Однако, какой у нее вид. В самом начале ты просто въезжаешь в реку,
да так весь километр и едешь по воде.
Внизу хоть и есть лед, и ты твердо уверен, что раз открыто движение, то слой льда еще очень и очень надежен. А вот глаза обмануть не удается. Очень страшно. И все легковые, почти все, перебираются на другой берег только с заглушенным двигателем и прицепившись за что-нибудь полноприводное. Зачетная переправа. Зачетная. Еще одно из ярчайших впечатлений.
Западные берега всех северных рек, в силу вращения земли, всегда пологие. Вот и тут, следующие километров двадцать дорога идет по пойме. И через пару недель после вскрытия льда, эти километры будут лежать под многометровой толщей талой воды. Сейчас же зимник очень активно тает.
Я бы даже сказал очень активно растаял. Мы еще едем. А вот тяжелые грузовики проваливаются в оттаявшую почву на ровном месте.
Вот и все. Мы на асфальте. Дальше у нас еще один кусок зимника от Югорска на Ивдель. Правда, по агентурным сведениям там очень активно тянут федеральную трассу, которая свяжет самый глухой и тупиковый угол Ивделя с Ханты-Мансийском. Но что там в действительности мы не знаем. В прошлом году мы по нормальному зимнику эти 200 километро шли почти двое суток. В полночь пришли в Пелым. Действительно, параллельно зимнику уже отсыпали трассу и до настоящего асфальта нам осталось преодолеть всего 100 километров этой строящейся магистрали. Но формально проезд по ней запрещен. Охрана на КПП на свой страх и риск пускает местных жителей прямо под колеса строительной техники, все это безобразие контролируют гаишники и берут немного денег за проезд под кирпич.
Сейчас КПП закрыт, охрана ни под каким видом не пускает никого уже третьи сутки.
На улице стойкий плюс и они боятся за состояние отсыпки, хотя туда сюда через КПП ездят груженные самосвалы по той же самой отсыпке. Нам сказали ложитесь спать, как похолодает мы всех запустим, а очередь уже приличная. Похолодало в три часа ночи, шлагбаум открылся, два часа и вот Ивдель, асфальт.
Все закончилось. Теперь банальный доезд до дома по асфальту. Есть время осмыслить сделанное, разобрать ошибки, задать себе вопросы.
Потихоньку двигаемся домой. Мысль у всех одна. Мы не доехали до запланированной цели. Но виной всему не мы, не наши амбиции или слабости. Нет. Мы выступили сплоченной командой. У каждого из нас за время экспедиции возникало чувство полнейшей апатии, руки опускались. Но рядом были друзья, которые возвращали тебя обратно. Завтра у них был тяжелый день, и уже ты их всячески подбадривал. Было тяжело. Реально тяжело. И хоть почти не было экстрима, однако, тяжелей в моральном плане не было еще ни разу.
И все-таки мы приехали в Игарку. Вот этим отчетом мы раздвинули в сети границы достижимого. Значит, поездка была не пустой. Да, конечно, она была не пустой. Мы ведь сделали самый наиглавнейший вывод –Никакие деньги, никакие спонсоры не помогут довести коллектив до цели сплоченным, если нет в нем психологического комфорта, совместимости и умения и желания жертвовать своими желаниями ради других. Это был первый наиглавнейший вывод. Второй будет понятен только нам – на севере живут наизамечательнейшие люди, которые природой поставлены в тяжелые условия проживания и выживания. У них другие приоритеты в жизни, сама жизнь у них построена по другому принципу. Там все настоящее что-ли. Без вот этих идиотских столичных понтов. Это парни из Сургута. Это и ребята из Нового Уренгоя. Это и наши друзья из Норильска. Всем Вам огромный привет и глубочайшая признательность. Спасибо от всей души. И хоть Вы не северных мест жители – нижайший поклон и вам – ребята из Нижнего. Я специально не буд называть Ваши имена, Вы и сами знаете кого я имею в виду. Без вашей поддержки нам бы ни за что не доехать даже до Урала. Всем, еще раз огроменное спасибо. И пусть некоторым покажется это немного сопливым, ребят, нам пофиг, мы действительно сейчас говорим искренне.
Что касается будущих проектов, то несомненно они будут. Таймыр 09 обязательно должен состояться. Мы еще пожмем друг другу руки. Без спонсорской поддержки, правда, сделать это трудновато, но мы не отказываемся. Битва еще только впереди.
_________________
_____________________________________________
О том, как выйти за пределы смысла
www.there.ru