Железную дорогу Ставрополь - Армавир – Туапсе жители Ставрополья назвали Туапсинкой. Сейчас одна часть этой дороги - главная магистраль южной Кубани, Адыгеи и к Черноморскому побережью Краснодарского края. Она и в наше время впечатляет туристов и пассажиров курортных поездов, как красотой Западного Кавказа, так и уникальностью инженерных решений, в отношении которых дорога не уступает иногда знаменитым железным дорогам в швейцарских Альпах. От другой части остались только каменные мосты и виадуки, похожие на развалины древних замков в степях и на склонах Ставропольской возвышенности, интригующие случайного путника тайной своего происхождения. И лишь глубокие старики помнят, что когда-то в этих глухих степях, на крутых склонах и в глубоких балках стояли станции и ходили поезда... К сожалению, революция и Гражданская война стали причиной того, что эта железнодорожная ветка, прозванная в народе "Туапсинкой", прослужила всего 6 лет - с 1916 по 1922 год.
Зачем вообще строили эту дорогу? Дело в том, что ставропольское крестьянство и купечество на рубеже XX века отчаянно искало новые рынки сбыта сельхозпродукции. Идеальным вариантом был черноморский порт Туапсе. В 1897 году была открыта ветка Кавказская - Ставрополь, построенная АО Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией, эта дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам. Поэтому в 1908 году при поддержке правительства было образовано АО Армавир-Туапсинской железной дороги, как альтернатива, во главе с инженером путей сообщения Петром Перцовым. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему "Туапсинка" получила славу "народной железной дороги".
Проектирование и строительство дороги на ставропольском направлении было одобрено в 1912 году. Рулили процессом инженеры Александр Лаша и Иосиф Годзевич. Конкретно участок Армавир - Ставрополь был пущен 1 октября 1916 года. Путь от Ставрополя до Армавира отныне составлял 62 версты против 145 верст по Владикавказской железной дороге через Кавказскую. Строительство осуществлялось, в основном, на деньги ставропольского купечества.
Грузы по "Туапсинке" возили в основном паровозы серии Ы (не путать с комедией Гайдая). При небольших размерах, такой паровоз развивал мощность до 1000-1100 л.с и тянул до 40 вагонов:
Разумеется, такой масштабный проект не мог исчезнуть бесследно. К слову, сейчас целый микрорайон в Ставрополе именуется "Туапсинкой". О железной дороге напоминают несколько сохранившихся мостов, виадуков, других мелких инженерных сооружений, которые часто называют одним емким термином "немецкие мосты". Так получилось поскольку в строительстве участка принимали активное участие инженеры из Германии и Бельгии.
Ташлинский (Чапаевский) мост через речку Ташла. Один из артефактов легендарной Туапсинки. Удивительно, но этот 20-метровый мост, что расположен на Чапаевке, куда менее известен, чем "немецкие мосты". Хотя он столь же масштабен и намного доступнее с транспортной точки зрения. До него проще всего добраться.
Это самый высокий балочный мост Восточной Туапсинки.
По некоторым сведениям, мост строился силами турецких военнопленных.
В настоящее время мост никак не используется. С одного края пристроены гаражи другим упирается в лес.
Мост спрятан за высотками на Чапаевке. Но почему то у туристов и отдыхающих не очень пользуется вниманием. Высокое бетонное сооружение видимо уступает другим мостам с точки зрения архитектуры.
Здесь часто можно увидеть и экстремалов и любителей пожарить шашлычок, и просто гуляющих по мосту ребят. Мост можно найти под таким названием, из-за района на котором он располагается.
Ставрополь имеет весьма специфичный ландшафт и частым явлением были оползни. Некоторые мосты, хоть с виду и кажутся идеальными даже спустя сто лет, пришли в негодность и подверглись разрушению, а рельсы быстро растопили.
Зато теперь нам остались вот такие непризнанные памятники прошедшей эпохи. Которые судя по их состоянию простоят ещё много-много лет.