Автор: Виктор Т.
Создан: 29.01.2012
Опубликован: 28.01.2012
(отредактирован: 11.05.2021)
Компаньоны: Катя С.
Описание окружающей местности
Свято-Никольский собор
N 43°53,634’ E 042°42,993’
Первая Кисловодская церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая была сооружена в 1803 году в одном из помещений крепости. Вскоре с увеличением населения появилась необходимость в строительстве приходского храма. Архитекторы братья Бернардацци в 1824 году создали проект церкви. И в 1826 году храм был возведен в форме креста, из дерева, без применения гвоздей. Новая церковь, как и прежняя, крепостная, была освящена архимандритом Товией в честь Святителя и Чудотворца Николая.
В конце 1880 года благочинный протоиерей Дмитрий Попов обратился в Кавказскую Духовную Консисторию с просьбой о разрешении строительства нового каменного храма. В 1883 году состоялась его закладка, и под руководством инженера Петербургского военного ведомства полковника Афиногенова началось строительство собора. Освящение нового «белого собора» состоялось 22 октября 1888 года.
Главный Престол храма был посвящен Святителю Николаю, южный придел - Архистратигу Михаилу, северный - святому благоверному великому князю Александру Невскому. Иконостас главного придела был высокий, сооружен из дерева, отличался искусной резьбой.
Свято-Никольский собор повторял традиционную схему пятиглавого храма, имел прекрасную акустику и был рассчитан на 500 человек. Величественный храм был украшен богатой росписью знаменитых художников России – В. Васнецова, Н. Ярошенко, М. Нестерова. Великие сыны России – Ф. Шаляпин, Л. Собинов пели в хоре Свято-Никольского собора.
В 1900 году рядом с собором была сооружена пятиярусная колокольня. За алтарной апсидой собора находился некрополь, где были погребены священнослужители и благочестивые миряне, среди которых находились семейные захоронения – склепы Сафоновых и Ярошенко.
1 сентября 1936 года собор был взорван.
История возрождения собора началась с воссоздания Свято-Никольского прихода 27 марта 1991 года. По благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского в возвращенном Церкви здании был устроен храм в честь Святителя и Чудотворца Николая.
12 сентября 1993 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского молебен с чином закладки собора совершили: Высокопреосвященнейший Гедеон, митрополит Ставропольский и Владикавказский, Епископ Пермский и Соликамский Афанасий и со служением Благочинный Кавказских Минеральных Вод, настоятель Свято-Никольского храма, протоиерей Иоанн Знаменский. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем послании передал благословение и пожелания всесильной помощи Божией в храмоздательстве.
Проект возрожденного Свято-Никольского собора разработан под руководством архитектора В.Б. Свиницкого. При проектировании в качестве основы были использованысохранившиеся фотографии, чтобы максимально воплотить его архитектурный образ. Были сохранены основные архитектурные формы объема, крестообразная форма плана с тремя выступающими апсидами, шлемовидными куполами и арочной формой фасадов.
В проектировании нового собора использовано много необычных конструкторских решений: центральный купол опирается не на четыре колонны как обычно, а на полуарочные конструкции (это позволило увеличить площадь зала), три висячих балкона опираются на 14-метровые балки, представляющие собой одновременно перила и опоры перекрытия и многое другое. Высота храма – 54 метра – соразмерна окружающей высотной застройке. Собор рассчитан на вместительность 3500 человек.
Кисловодский историко-краеведческий музей "Крепость"
N 43°53,678’ E 042°42,988’
Режим работы: - Ежедневно с 10:00 до 18:00
Музей открыт 9 мая 1965 г. Располагается в зданиях Кисловодской крепости - памятнике истории и архитектуры федерального значения, с которой начинался курорт Кисловодск.
Перед зданием музея установлен памятный знак - каменная глыба доломита (местного камня) об основании города-курорта 13 (25) июня 1803 г.
Кисловодская крепость - единственное военное укрепление, в таком объеме сохранившееся на Северном Кавказе с середины XIX века: круглая башня, крепостные стены с бойницами и машикулями, оружейные мастерские, ворота, казармы, арсенал.
Музей славится своими коллекциями: археологической, этнографической, кисловодского фарфора. Экспозиция рассказывает об отдельных этапах истории народов Северного Кавказа, исследованиях минеральных источников, развитии Кисловодского курорта, роли казачества в становлении курорта. Большой раздел посвящен Кисловодску как крупнейшей госпитальной базе в годы Великой Отечественной войны. Имеется экспозиция под открытым небом - лапидарий. Один из отделов - музей истории космонавтики имени Ф.А. Цандера.
Напротив музея по координатам N 43°53,633’ E 042°42,941’ находится архитектурно-скульптурная композиция "Журавли"
Это памятник в честь жителей Кисловодска, погибших в годы Великой Отечественной войны. Из этого сквера маршевые роты направлялись на вокзал, поэтому здесь и решено было соорудить памятник. Средства на его сооружение собрали жители города. Открытие памятника состоялось 6 октября 1978 г.
12-метровый обелиск, облицованный пластинками титанового сплава, венчают собой три летящих журавля (черненая медь).
Улетающий в поднебесье ряд журавлей символизирует вечную память о погибших. Фигура матери дополняет выразительную композицию. На постаменте надпись: "Живущие перед вами в вечном долгу".
Авторами памятника являются скульпторы братья Роберманы, архитектор - К.И. Валяровский.
Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко
N 43°53,594’ E 042°43,103’
Режим работы: - летом с 10:00 до 18:00
зимой с 9:00 до 17:00
Выходной - вторник
Музей расположен на территории принадлежавшей (1885-1915) семье Н. А. Ярошенко усадьбы с садом, парком и постройками, включающими 4 мемориальных здания.
Музей открыт 11 марта 1962 года.
Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам, и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил в Павловское училище. Параллельно Николай брал частные урокам рисования, а потом посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Обучение будущий военный инженер продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств.
Он с отличием закончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод, где прослужил более 20 лет. Исполнив мечту отца и повторив его путь, он ушел в отставку в чине генерал-майора.
В 1885 году Ярошенко обосновался на Северном Кавказе. Он приобрел небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ярошенко с супругой проводил лето именно здесь. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «Ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Не забывали своего коллегу и художники – Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.
Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Поэтому, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». И умер Николай Александрович летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя. Похоронен Ярошенко на территории Свято-Никольского собора (N 43° 53,614’ E 042° 43,044’)
Собрание живописных и графических работ Н. А. Ярошенко (1846-1898) легло в основу экспозиции главного усадебного дома; произведения М.Нестерова, Н. Дубовского, Н. Касаткина, В. Васнецова находятся в посвященных им залах одного из выставочных зданий. Уникальна коллекция живописи и графики В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. и К. Маковских, А. Куинджи, А. Киселева, В. Максимова, В. Поленова, А. Саврасова и других передвижников.
Вторая половина XIX века представлена также живописью, графикой и скульптурой Л. Лагорио, В. Орловского, П. Суходольского, Н. Тютрюмова, Н. Дмитриева-Оренбургского, В. Верещагина, Ф. Васильева, Л. Позена, Е. Лансере, А. Обера, В. Беклемишева, И. Гинцбурга, Л. Бернштама.
Расцвет русского искусства конца XIX - начала XX веков отражают работы И. Левитана, В. Серова, А. Бенуа, Л. Бакста, Ф. Малявина, С. Малютина, С.Виноградова, А. Корина, Л. Туржанского, П. Петровичева, Н. Богданова-Бельского, Е. Столицы.
Коллекция советского искусства включает такие имена, как В. Бялыницкий-Бируля, И. Грабарь, М. Авилов, К. Юон, П. Радимов, В. Орешников, С. Ротницкий, Е. Кругликова, Е. Кацман, В. Курдов, Г. Епифанов, С. Коненков, М. Аникушин и др.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: