Вокзальные истории. Стальной коридор второго кольца блокады [VI/24400]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
СПб и Ленинградская обл.
Ближайший нас.пункт
г. Тихвин
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.44Нашли: 37
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Rogneda
Создан: 05.01.2020
Опубликован: 08.02.2020
(отредактирован: 31.03.2020)

Описание окружающей местности

  «75-летию Великой Победы посвящается»

  Тихвин к началу войны полностью оправдывал свое название: это был тихий провинциальный центр в глубоком тылу. До Ленинграда – 240 километров, до ближайшей границы с Финляндией – около 400 километров. В июне 1941 года Тихвин еще не бомбили. Но немецкие самолеты сюда залетали. Через Тихвин шло снабжение северной столицы Ленинграда.

    Но особенно трудно стало тихвинцам, когда началась эвакуация из Ленинграда. Через город проходило по 4–5 эшелонов в день, по 12–15 тысяч человек. Здесь проводили медосмотр эвакуированных, снимали умерших и хоронили, оставшихся в живых кормили, давали паек на три дня или продовольственные карточки, если человек оставался в Тихвине. Это было зрелище, которое трудно выдержать любому, даже привыкшему видетъ людские страдания. Здесь же, в Тихвине, формировались санитарные поезда, поскольку сюда вывозили раненых с трех фронтов: Ленинградского, Волховского и Карельского. Навстречу, к Ленинграду, шли эшелоны с войсками, вооружением и другими грузами.

   Уже в июле в Тихвин пошли поезда с ленинградскими детьми. Блокады еще не было, но самых маленьких, от полугода до полутора лет, спешили эвакуировать. В Тихвине открыли несколько детских домов. Но от вокзала малышей не на чем было везти - машины, лошадей, подводы отправили на фронт. Тихвинцы пришли встречать детей пешком."Поезд должен был прийти в полночь, но не смог. Он пришел только в семь утра, и никто из жителей не ушел с вокзала. Каждый взял по ребеночку. В Тихвине многие вспоминают, как люди шли гуськом, несли на себе маленьких детей.   

    К осени фронт приблизился: финские войска стояли уже в 100 километрах, на реке Свирь, немецкие перерезали железную дорогу к Ленинграду и вышли к Ладоге. И все-таки большая часть южного побережья озера оставалась нашей. Это позволяло снабжать Ленинград продовольствием хотя бы по воде - маршруту, который позже назовут "Дорогой жизни". Тихвин на этом пути оказался ключевым железнодорожным узлом, эвакуационным, сборным, перевалочным и санитарным пунктом. Вот тогда немцы его начали методично и жестоко бомбить. За Тихвином фашистам открывался оперативный простор: соединившись с финнами, они удвоенными силами развернулись бы на Москву. Ленинград, защищавшие его войска и весь Балтийский флот были бы уничтожены. Провинциальный городок неожиданно обрел стратегическое значение в ходе всей Великой войны.

   Первая бомбежка была 3 сентября. Немецкие самолеты атаковали в основном железную дорогу. Но особенно сильному удару подвергся город 14 октября 1941 года , когда практически во всех домах вылетели стекла из окон. В этот день состоялся массированный налет фашистской авиации на железнодорожную станцию г. Тихвин.

      По воспоминаниям тихвинцев, утро того рокового дня было особенно теплым и солнечным. На путях стояли и ждали зеленого света санитарный состав с ранеными солдатами, два эшелона с эвакуированными из блокадного Ленинграда детьми. Рядом -  эшелоны с горючим и снарядами, шедшие с востока.  Им всем не суждено было добраться до намеченной цели…

   В районе 9 утра в небе показались вражеские самолеты: около 100 бомбардировщиков приближались к железнодорожной станции. Немецкие бомбардировщики шесть часов рвали станцию в клочья, чтобы уничтожить железнодорожный узел, и чтобы окончательно разорвать все пути, связывающие блокадный город с Большой землей. Враг без угрозы для себя сбрасывал фугасные и зажигательные бомбы на головы беззащитных людей: на станции тогда не имелось средств противовоздушной обороны, способных остановить налет.  Начался сильнейший пожар, загорались составы, взрывались цистерны с горючим и вагоны с боеприпасами. К станции нельзя было подойти в течение нескольких часов: там бушевало пламя, рвались снаряды, куски дерева и металла разлетались на несколько километров. Станция полыхала два дня. Огненные всполохи были видны за десятки километров, и было светло как днем. В этой по нечеловечески жестокой бойне погибли тысячи: раненые в санитарном поезде, эвакуируемые дети, железнодорожники, солдаты, тихвинцы… Установить многие имена и по сей день не представляется возможным.  

      Работники станции, простые жители, пожарные и красноармейцы проявили настоящий героизм, спасая попавших в беду, вынося из горящих составов детей и раненых. Дети сильно обгорели, они ползли и ковыляли, умирая от боли, от станции к городу, и не хватало людей и подвод, чтобы помочь им…

    Мужество и героизм проявляли в те дни тихвинские пожарные при тушении пожаров, возникающие после каждой бомбежки. Бомбардировка 14 октября 1941 года  превратила железнодорожную станцию в огненный ад. В тот день Тихвин лишился  всех своих пожарных. Пожарные и железнодорожники мужественно пытались спасать имущество, расцепляя горящие составы, выводили из пылающих вагонов людей. Пожарная команда самоотверженно вела борьбу с огнем, стараясь не допустить распространения огня. В какой-то момент произошел сильнейший взрыв цистерны с горючим. Точное число погибших ленинградцев и тихвинцев, детей, солдат, пожарных и железнодорожников в тот день в страшной, кровавой мясорубке, учиненной на станции немецкими летчиками, неизвестно до сих пор. Историки предполагают, что каждый эшелон брал более 2500 человек. Доподлинно известно, что в тот роковой день в этой битве пали смертью храбрых помощник начальника команды А.И. Васильев, командир отделения П.Я. Заглядов, пожарные А.Ф. Бураков, В.Н. Вознесенский, И.А. Иванов, П.Я. Калистратов, П.И. Копцов, А.Г. Моргун, И.Д. Тальбах, Н.П. Фадин.О том страшном дне на старом кладбище Тихвина напоминают братские могилы ленинградских детей, красноармейцев и тихвинских пожарных.

      300-тысячная фашистская армия блокировала Ленинград. С октября 1941 года Тихвин стал предметом пристального внимания Ставки Гитлера. Фюрер принял решение создать второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. Для этого немецким войскам необходимо было обойти Ленинград с юго-востока и соединиться с финскими войсками, которые в сентябре 1941 года форсировали реку Свирь. В начале ноября немцы подошли к Тихвину. В ночь на 7 ноября началась массированная бомбардировка города. Оставшиеся горожане выскакивали из домов и бежали прочь. 8 ноября 1941 года немецкие части вошли в Тихвин.  Немцы взяли город без боя, когда в нем еще находились тыловые подразделения Красной Армии. Потеря Тихвина – это была удавка, наброшенная на Ленинград. С падением города немцы перерезали единственную железную дорогу, по которой подвозились оружие, боеприпасы, продовольствие и другие грузы для осажденного города. На пути врага не было ни серьезных укреплений, ни войск, способных противостоять наступлению. От финских войск на Свири немцев отделяло не более 90 километров. Все дороги, ведущие к Ладоге, были перерезаны. К Тихвину перебрасывают свежие войска и танки. Немцам удалось создать линию обороны вокруг города, заминировать все подступы к нему. Обескровленные битвой за Ленинград, наши войска вынуждены были отступить. 

На плечах лютой неразберихи

Враг ворвался средь осени в Тихвин,

Сквозь непрочность преград

Шел, стремленьем горя,

Чтоб задушить Ленинград.

  Тем временем положение осажденного Ленинграда становилось все более угрожающим. Был дан приказ заминировать и подготовить к взрыву все заводы и системы жизнеобеспечения города. С каждым днем уменьшалось количество хлеба, выдаваемое по карточкам. Голод выкашивал население: счет умерших от голода пошел на сотни тысяч. Поэтому о захвате немцами Тихвина в сводках Совинформбюро не сообщалось, так как для осажденных ленинградцев это сообщение было равносильно смертному приговору... Наши войска, неся огромные потери, продолжали штурмовать подступы к Тихвину. Несмотря на морозы и значительное превосходство в численности наших войск, немцы сражались стойко. Обращаясь к своим солдатам, оборонявшим Тихвин, Гитлер написал в приказе: «Противник понял решающую роль Тихвина на северном участке и прилагает все усилия к тому, чтобы захватить его… Еще на короткое время надо крепче сжать зубы… Пусть противник здесь, в русском болоте, натолкнется на германский гранит, и он не пройдет».

    Начальник штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Ф. Гальдер записал в своем дневнике под 28 ноября: «Противник предпринял энергичные атаки в районе Тихвина (особенно с юга). Все эти атаки остались безуспешными». В ходе немецкого наступления, получившего в советской историографии название Тихвинская оборонительная операция, немецкие войска форсировали Волхов, после чего почти сумели выйти к южному берегу Ладожского озера, захватили Тихвин, перерезав железную дорогу — единственный реальный путь снабжения блокадного Ленинграда и несколько продвинулись в направлении на Бологое.

    И все же в ночь с 8 на 9 декабря войска Красной Армии начали штурм города. Исход битвы решили сибиряки, которые разгромили завоевателей Парижа и выбили их из города. Всю ночь горел древний Тихвин, на улицах стояли искореженные машины и танки, валялись трупы. Очевидцы тех дней говорят, что сожженный и разграбленный Тихвин представлял собой жуткое зрелище: на каждом шагу видели замученных, расстрелянных и повешенных русских людей, среди которых были женщины, старики и дети. Когда через месяц советские войска выбили врага из Тихвина, в городе оставалось всего 30 человек. Фашисты бежали, в панике бросая тяжелую технику и вооружение. Восемь немецких дивизий потеряли под Тихвином более 70% личного состава. И хотя блокада Ленинграда продолжалась, враг был вынужден остановиться. Тихвинское наступление стало одной из первых успешных операций Красной армии в ходе войны.

  12 декабря 1941 года на первой полосе Сводки Совинформбюро было опубликовано сообщение об освобождении Тихвина. Оккупация Тихвина продолжалась всего месяц.16 декабря Гитлер дал разрешение на отход части группы армий «Север», но при этом приказывал оборонять новый рубеж «до последнего солдата, не отступать больше ни на шаг и тем самым продолжать блокаду Ленинграда».

     Тихвинская операция завершилась только к 30 декабря, когда немецкие войска были отброшены за тот рубеж, с которого начали наступление в октябре. Железная дорога Тихвин–Волхов, наконец, оказалась открытой. В сражении за Тихвин наши потери составили свыше 50 тысяч бойцов. Врагам не удалось создать второе кольцо блокады и полностью изолировать Ленинград от всей страны. Это был последний рубеж на севере России, за который наши войска не пропустили немцев. Тихвин стал первым городом, освобожденным нашей армией от оккупантов в ходе контрнаступления зимой 1941 года. В истории Великой Отечественной войны Тихвинская операция стала одной из самых важных для судьбы нашей Отчизны. Это было первое победное наступление наших войск в войне.

     Важнейшей задачей по завершении Тихвинской операции стало восстановление железной дороги к Ладоге по линии: Тихвин–Волхов–Войбокало. Далее грузы должны были переправлятъся по ледовой дороге – дороге жизни и спасения для ленинградцев. Видя, что блокада северной столицы не удалась, немцы усиленно бомбили железную дорогу. Особенно жестоким налетам подвергались узловые станции: Тихвин, Волховстрой, Войбокало. На трассе были разбиты 33 паровоза и 663 вагона. Железнодорожники день и ночь устраняли разрушения и восстанавливали полотно дороги. На место погибших мужчин становились женщины, которые становились помощниками машинистов, кочегарами, грузчиками. Вечная память тихвинцам-железнодорожникам погибшим при исполнении служебных обязанностей.

    18 января 1943 года войска Ладожского и Волховского фронтов встретились, пробив коридор, соединивший Ленинград со страной. Началась спешная прокладка железной дороги, и уже 7 февраля 1943 года первый эшелон с продовольствием прошел прямо в Ленинград. Но только 27 января 1944 года совершилось полное освобождение Ленинграда от блокады. Всю зиму в Тихвин круглосуточно прибывали составы. Тысячи рабочих и солдат разгружали вагоны и заполняли подходившие непрерывной лентой грузовые автомашины, которые отправлялись в дальний и опасный рейс до ледовой дороги. Путь от Тихвина до конечного пункта Осиповки машины покрывали за двое суток безостановочной езды. На очистке путей от снега работали все трудоспособные жители Тихвина и его окрестностей.

     Много лет прошло уже с тех памятных событий для нашей страны, но  Тихвин никогда не забывал об этих  страницах в истории города и  страшной трагедии, произошедшей 14 октября 1941 года. Каждый год в этот день  в городе проводятся памятные церемонии у давно восстановленной станции, и на братских могилах погибших в те дни жителей, военных, детей  Тихвина и  Ленинграда. Но, как это бывает, несмотря на массовость и ужасающие последствия трагедии, события эти со временем становятся менее значимыми и забываются. К сожалению, память человеческая коротка.

   Исправить эту историческую несправедливость еще в 2014 году решил Исторический клуб при губернаторе Ленинградской области. Инициатор создания памятника – председатель Исторического клуба Ленинградской области Геннадий Москвин кинул клич ко многим организациям, обратился к общественности, но откликнулись только ветераны. Собранной суммы не хватило бы даже на закладку фундамента. Тогда в начале 2016 года Геннадий Москвин позвонил меценату Грачья Погосяну. Так в одной точке сошлись чаяния Геннадия Москвина, доброе сердце Грачья Погосяна, золотые руки мастеров, строителей вложивших свой талант в изготовление уникального памятника, и заинтересованность властей Тихвинского района. Проект был одобрен руководством 47-го региона и получил благословение епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. Оставался только нерешенным вопрос с местом для установки памятника. Всем хотелось сохранить историческую привязку и поставить его у здания железнодорожного вокзала. Но современность диктует свои условия и разрешение на установку крупного памятного объекта на привокзальной площади руководство Октябрьской железной дороги не дало. Тогда на встречу пошли руководители Тихвинского района. Был выделен участок земли напротив здания вокзала, который прекрасно просматривается как со стороны города, так и с вокзальной площади.

  Сам памятник был разработан специалистами мозаичной мастерской «Тавр». Четырехметровый памятник высечен из лабрадорита. На лицевой стороне размещается большое мозаичное панно с изображением скорбящей коленопреклоненной женщины на фоне горящего вокзала Тихвина, а рядом упавший на раскуроченные рельсы  плюшевый медвежонок  - как символ потерянной детской жизни. На оборотной стороне копия архивного фото, на котором изображены малыши, отправляющиеся из Ленинграда на вокзал, чтобы уехать из осажденного города на Большую землю. Венчает эту композицию мозаичная картина Тихвинской иконы Божией матери, которая считается покровительницей младенцев и подростков. Чуть ниже расположено стихотворение ленинградского поэта Анатолия Молчанова, рассказывающее о страшном событии 14 октября 1941 года

   Открытие памятника напротив здания вокзала состоялись в 75-ю годовщину трагедии, произошедшей на станции Тихвин, когда авиация вермахта разбомбила два эшелона с эвакуированными из Ленинграда детьми и ранеными красноармейцами. К подножию стелы были возложены букеты красных гвоздик и мягкие игрушки. Это  дань памяти безвинным детским душам. Мать четверых детей Назик, супруга Грачья Погосяна, положила у основания памятника  игрушечного медвежонка, копию того, что изображен на мозаичном полотне памятника. Грачья Погосян выразил благодарность всем, кто помог в реализации этого сложного, но исторически важного проекта. Это уже семнадцатый памятник, созданный на средства внука фронтовиков Г.Погосяна.

   На Тихвинском городском кладбище стоит памятник над братской могилой страдальцев-детей блокадного Ленинграда, вывезенных из города, но навсегда оставшихся в Тихвинской земле. Они так и не добрались из блокадного Ленинграда до долгожданной спокойной жизни. Но их невинные души  никогда не будут забыты живыми…   А  памятник на месте событий тем  маленьким ленинградцам, чье детство и жизнь оборвала война, занял достойное место на привокзальной площади. Возможно, найдутся родные, братья или сестры погибших детей, которым будет куда приехать и преклонить колени.

https://fireman.club/kniga-pamyaty/pozhar-na-stancii-tixvin/

http://alexandrtrofimov.ru/?p=17003

http://xn----7sbjcioeighdzhcbn.xn--p1ai/?page_id=10566

https://muz-school9tihvin.eduface.ru/activity/articles/424407

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Звезда (28.11.2023 07:47:03)
Тихвин город с очень плохой логистикой. На юг в Новгород Великий нет маршрутов совсем никаких, ни на чём. Поэтому по пути его посетить не получилось. Хотела на пути обратно , но такая же ситуация. Поэтому приехала из Питера и уехала в Питер. Одним днём. Почти 10 часов в дороге в итоге. На обратном пути поехала поездом хоть и дороже и в Питере везёт меня дальше от дома, но метель разыгралась нешуточная. Не знаю как междугородние автобусы, но в Питере десятибальная пробка была. А в поезде, тепло, чай, санузлы, белое белье, хочешь лежи, хочешь ходи. Хочешь тайники на станциях собирай.) В 16 часов в Тихвине уже совсем темно, вокзал в снегу очень красивый. Автору спасибо за тайник.)
Wisher (10.07.2023 19:35:30)
Спасибо автору.
Glazdaglaz (10.04.2023 21:23:44)
Ленор (09.04.2023 19:07:02)
Ленор (09.04.2023 19:06:16)
Nick371 (05.01.2023 22:54:14)
Orange (21.09.2022 19:51:23)
romeos_88 (05.08.2022 13:33:09)
zepr (12.07.2022 12:13:39)
SergJulia (09.01.2022 19:07:16)
MagDi (16.12.2021 13:33:53)
RaFaeL (07.12.2021 16:54:43)
delia и shimp (21.09.2021 15:39:49)
ЖЖ и Chuma (23.08.2021 15:19:56)
A&Y (21.08.2021 14:56:44)
Вера (27.07.2021 17:14:45)
Сусанинъ (16.07.2021 00:12:25)
putnik67 (09.07.2021 01:20:21)
-nz- (24.02.2021 08:39:18)
Jackie (05.11.2020 23:18:52)
Seriy Volk (20.07.2020 18:39:27)
Das Boot (08.07.2020 17:38:47)
Surikot (15.06.2020 13:07:36)
Sergio79 (03.06.2020 23:14:43)
Задохликовый тупик (02.06.2020 11:50:40)
Синяя Птица (01.06.2020 16:20:08)
Kesha&Ko (01.06.2020 09:59:45)
ВОЛХОВЧАНИН (31.05.2020 21:27:56)
Супруны (12.04.2020 23:06:57)
Santa (31.03.2020 20:45:41)
FoxJulia (23.03.2020 18:48:34)
shad0wrunner (23.03.2020 14:19:11)
jamget (22.03.2020 23:13:15)
DisaV (20.03.2020 15:03:20)
Trankvill (29.02.2020 21:12:41)
Andriss (26.02.2020 22:51:51)
Solo (10.02.2020 12:24:38)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.