Прогулка по старому Кракову [MV/10637]

Вид на замок с башни
Вид на замок с башни
ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный,
городской
Класс: Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Фортификация
Сезонные ограничения отсутствуют
КООРДИНАТЫ (WGS84)
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ
Польша
Силезия р-н
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ
Краков
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?]
Доступность: 1
Местность: 5
РЕЙТИНГ
5.00Нашли: 18
АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА
ЭКСПОРТ ТОЧКИ
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
БОЛЬШЕ КАРТ
Рыночная площадь. Суконные ряды
Рыночная площадь. Суконные ряды
Собор сввю Петра и Павла
Собор сввю Петра и Павла
Ратуша
Ратуша
Костел Девы Марии
Костел Девы Марии
Автор: Kesha&Ko
Создан: 16.08.2011
(отредактирован 16.08.2011)
Компаньоны: Аленка, Танюшка

Описание окружающей местности

      С историей Кракова связаны красивые легенды об основателе города князе Краке и его дочери Ванде, которая предпочла броситься в волны Вислы, нежели стать женою немецкого рыцаря. Или легенда о страшном драконе Смоке, хитроумно побежденном недалеко от своей пещеры у подножия Вавельского холма сыном короля Крака. 
    Первое упоминание в мировой истории о Кракове относится к 965 году, когда арабский купец Ибрагим ибн Якуб в своей хронике упомянул о славянах и руссах, прибывающих из Кракова в Прагу.
    Бурное развитие город получает с 1000 года, после установления Краковской епархии, когда он становится важным центром духовной и монаршей власти. В 1038 году король Казимир Обновитель сделал Краков столицей государства. С этого времени на вавельском холме возникает множество каменных построек, сооружаются оборонительные укрепления. Краков становится одной из главных резиденций польских королей из династии Пястов, и постепенно превращается в главный из пястовских городов.
    В 1241 году после набега татар, когда многие поселения возле Вавеля подверглись полному уничтожению, краковский князь Болеслав Стыдливый издает указ о застройке Кракова на основании магдебурского городского права. И в 1257 году вводится сохранившийся до сих пор план средневекового города с огромной для того времени и крупнейшей в Европе (200 х 200 м) рыночной площадью в центре, и сетью расположенных вокруг неё в шахматном порядке улиц.
    Первая коронация на короля Польши князя Владислава Локетэка в 1320 году в Вавельском кафедральном соборе закрепила за Краковом положение столичного королевского города. Во времена правления последнего короля из династии Пястов Казимира Великого (1333-1370) город полностью оказывается в кругу западноевропейской культуры. Этому способствовало основание в 1364 году Ягеллонского университета, который позднее стал одним из важнейших университетов Европы, давших миру многих замечательных учёных и среди них - Николая Коперника.
    В XIII-XV веках вокруг города возводятся каменные стены, соединяющиеся с Вавельскими. Строится 47 башен (из них до наших дней сохранилось лишь 4).
    Во время правления последних Пястов и первых Ягеллонов в XIV и XV веках в Кракове с большим размахом развивается строительство в готическом стиле. Примером для города становится Вавель, где воздвигается новый кафедральный собор и королевский замок, одни из прекраснейших в этой части Европы. В городе строят ратушу, суконные ряды, университетское здание, множество мещанских домов. Продолжается сооружение городских стен.
    При Казимире Великом в 1335 году по соседству с Краковом основывается город Казимеж (Kazimierz), городские права в 1364 году получает также близлежащий посад Клепаж (Kleparz). В это время архитектура Кракова обогащается рядом монументальных костёлов, наиболее важный из которых Мариацкий.
    Развитию архитектуры сопутствует расцвет изобразительного искусства, живописи и скульптуры. Здесь трудились многие замечательные мастера с европейской славой. Вит Ствош (Фейт Штосе) создал для Мариацкого костела резной алтарь (1477-1489) - одно из замечательных достижений в истории мирового искусства.

    На рубеже XV и XVI веков Ягеллоны создали в Центральной Европе могущественную династию, а Краков приобрёл славу главного города этой части континента. В столичном городе наступает бурное развитие ренессансной культуры. По велению короля Сигизмунда I и его жены королевы Боны из рода Сфорца здесь трудились выдающиеся архитекторы и скульпторы - Франческо Флорентино, Бартоломео Береччи, Джованни Мария Падовано, а во второй половине XVI века - Санти Гуччи. Результатом деятельности двух первых зодчих была перестройка прежнего готического замка в новую резиденцию, сохранившую до сих пор свой ренессансный облик.
    Самым ценным достижением эпохи Возрождения в Кракове и, пожалуй, наиболее известной во всей Северной Европе становится сооруженная Бартоломео Береччи в 1517-1533 гг Сигизмундова капелла Вавельского кафедрального собора. Королевский меценат Сигизмунда II Августа (1548-1572) дал Вавелю замечательную коллекцию (около 150 штук) великолепных шпалер, вытканных в Антверпене; в своем завещании король передал коллекцию во владение Речи Посполитой.
    За пределами Вавеля развивается, главным образом, светская архитектура. Строится много готических мещанских домов, зодчие Падовано и Гуччи придают ренессансный облик зданию Сукенниц.

    Со смертью Сигизмунда Августа, последнего короля из династии Ягеллонов, подходит к концу эпоха расцвета и могущества Кракова. После заключения унии между Польшей и Литвой в 1569 году Краков, оказавшись на окраине огромной Речи Посполитой, теряет своё прежнее историческое значение, уступая место Варшаве, расположенной в центре государства. Окончательный перенос столицы завершает в 1609 году король Сигизмунд III Ваза (1587-1632). Поводом для этого послужил случившийся на Вавеле пожар; после него король решил не восстанавливать замок, а просто переехать в Варшаву.
    Однако Краков не утратил до конца свою славу престольного города. Вавельскому кафедральному собору был придан ранг коронационного собора всех польских королей и их усыпальницы, ведь вавельский замок по-прежнему оставался в их владении. 
    Элементы барокко впервые в Польше появляются именно на Вавеле, в замке перестроенном около 1600 года по заказу Сигизмунда III Ваза итальянским архитектором Джованни Тревано. Приглашенный королем венецианский художник Томассо Долабелла вводит в интерьер королевских дворцов и костёлов огромных размеров панно на исторические и религиозные темы. Краковское барокко более позднего периода особенно ярко проявилось в сакральной архитектуре и в оформлении костелов. В XVIII веке в городе трудились выдающиеся архитекторы: Тильман из Камерен, Кацпер Бажанка, Франческо Плаччиди, Бальтазар Фонтана.
    В 1655 году город в первый раз был взят шведами и разграблен. В 1734 году на Вавеле проходит последняя коронация. Последний король Польши Станислав Август Понитовский избрал местом своей коронации уже Кафедральный собор в Варшаве. В XVIII веке Краков многократно грабили шведские, русские и прусские войска.

    После первого раздела Польши Краков стал пограничным городом. На правом берегу Вислы австрийцы активно строили другой город - Подгуже (в 1915 году он войдет в состав Кракова), который по их мнению должен был стать конкурентом Кракова. И после второго раздела Польши в 1795 году город вошел в состав Австрийской империи. Эпоха классицизма почти не коснулась обедневшего города.

    После изгнания Наполеона город в течение 2 лет был оккупирован русскими войсками. А затем по Венскому договору 1815 года становится Вольным Городом.

    Краковяне очень гордятся своей независимостью, поэтому отдельно остановлюсь на истории Вольного города.
    Итак, Венский конгресс 1815 года принял решение об образовании Вольного Города Кракова. Спор о Кракове между Австрией и Россией решили компромиссом: город с окрестностями стал автономной территорией. Управляли им все три страны участвующие в разделе, посредством резидентов. Таким образом Краков появился на политической карте.
    На автономной территории Кракова проживало в 1815 году 95 тыс. человек, а в 1843 - уже 145 тысяч. 80% жителей исповедовало католицизм и 20% - иудаизм. Кроме Кракова вольными становились окрестные города: Хшанов (Chrzanow), Тшебина (Trzebinia) и Нова Гура (Nowa Gora). Общая площадь Вольного Города Краков составляла 1164 km2.
    Конституцию 1818 года подготовила Комиссия состоящая из представителей опекающих дворов. Управление осуществлялось на парламентской основе. В основу парламента входило 26 депутатов от гмин, и по 3 представителя от Сената, Kurii Biskupiej и Ягеллонского Университета. А также 6 мировых судей.
    Следующим органом управления Краковской Республики был Сенат, в состав которого входило 13 сенаторов. Президент сената выполнял также функции президента Кракова.
    До 30-х годов XIX века город бурно развивался. Свобода торговли и отсутствие таможенных пошлин способствовали развитию хозяйственной деятельности.
    Однако, над всеми органами власти стояли представители трёх монархов, которым и принадлежала фактическая власть. Не все законы принимаемые ими встречали поддержку у краковян. В 1831 году вспыхивает ноябрьское восстание, после разгрома которого представители монархов приостанавливают действие конституции на 2 года.
    В следующие годы в Кракове развёртывается широкая подпольная деятельность национальных освободительных организаций: эмиграционных и национальных. Возникли общества "Молодая Польша" (Mloda Polska) и Товарищество Польского Народа (Stowarzyszenie Ludu Polskiego). Одновременно активизируется деятельность полиции и разведки стран участвующих в разделах. Австрийские и российские части стояли у границ Вольного Города. В 1936 году войска вошли в город. Поводом для этого стала смерть агента полиции. 500 человек было департировано. Австрийцы покинулди город только в 1841, оставив гарнизон рядом с мотом ведущим в приграничный горд Подгуже.
    В феврале 1846 года вспыхивает вооруженное восстание. Ожидалось, что оно охватит всю Польшу, но из-за плохой организации этого не произошло. 20 февраля город был занят восставшими, а уже 4 марта диктатор восстания Ян Тыссовски (Jan Tyssowski) уже капитулировал на германской границе. Русские и австрийские части вошли на Краковскую Рыночную площадь.
    Это восстание определило дальнейшую судьбу Вольного Города. 9 ноября 1846 года между Веной и Петербургом был подписан договор, передававший город Австрии. Краковская автономия была ликвидирована.
 
    Возрождение Кракова приходит с большим размахом по приобретении Галицией автономии в 1866 году. Однако, лишь в годы на рубеже ХIХ-ХХ вв после присоединения предместий, главным образом Подгужа, города на противоположном берегу Вислы, наступает действительно бурное развитие Кракова. Оживляется деятельность Ягеллонского университета, возникает Академия Наук, основывается Национальный музей. Вавельский замок, символ былого могущества, выкупается у австрийских военных властей, превративших вавельский холм в военную крепость.

 

 

 

 

 

    В 1905 году с огромным размахом начинаются реставрационные работы на Вавеле. Отреставрированный архитекторами Зигмунтом Генделем и Адольфом Шишко-Богушем, при значительной финансовой помощи польской общественности, замок, после возрождения Польши, становится парадной резиденцией главы государства. Часть замка предназначается под музей.
    В 1918 году Польша получает независимость. С этого времени и до начала второй мировой войны длится золотой период как для Польши, так и для культурной жизни Кракова.

    В 1920 году в Кракове Йозефом Пилсудским собирается ополчение для защиты независимости государства от Красной армии. Его малочисленное войско, в спешном порядке шедшее несколько дней без перерыва от Кракова к Варшаве, сумело остановить большевиков на подступах к польской столице. Это сражение получило название "чудо под Варшавой", а Йозеф Пилсудский стал первым маршалом независимой Польши. Его имя стало в Польше символом мужества, а в Советской истории заняло место рядом с Керзоном и Антантой.

    Во время Второй мировой войны оккупированному Кракову была уготована бесславная роль столицы Генеральной губернии. На Вавеле, откуда удалось вывезти в Канаду самые важные ценности (коронационный меч Щербец, шпалеры короля Сигизмунда II), находилась резиденция генерал-губернатора Ганса Франка. Краков стал местом смерти тысяч евреев, пребывавших сначала в гетто, а затем в концентрационном лагере Плашув, откуда большинство узников было отправлено в Освенцим. Краковский Казимеж утратил былой характер города двух сосуществующих культур - польской и еврейской.

    В отличие от Варшавы, где в 1945 году по политическим мотивам советская армия дала возможность немцам разбомбить все, что только можно, отношение к Кракову у нашей армии было прямо противоположным. 
    Отступая, немцы заминировали все Краковские памятники, и сегодня мы бы не увидели здесь ничего сколько-нибудь ценного, если бы не совместная акция Советской армии и польской армии Крайовой. Несмотря на то, что армия Крайова подчинялась правительству в Лондоне, у маршала Конева, командовавшего на этом участке нашей армией было достаточно здравого смысла, что бы пойти на сотрудничество во имя спасения шедевра мировой архитектуры.
    Советская армия создала все предпосылки для бегства немцев, а польское подполье сумело раздобыть схему минирования, и перерезать необходимые кабели. В результате немцам удалось взорвать только мосты, и лишь некоторые, не особо ценные памятники.
    (Памятник маршалу Коневу устоял в постсоветские свержения монументов, а его улица пережила все постсоветские переименования. Только несколько лет назад улицу переименовали, а памятник перенесли на другое место. Почему? Краковяне сами не знают.)

Лирическое отступление

Вообще, современная польская политика такова, что хвалить что-либо советское считается просто неприличным, социалистические времена иначе как «оккупацией» не называют. Поэтому ни в одном современном путеводителе по Кракову вы не увидите информации о том, что советская армия приняла участие в спасении памятников Кракова от уничтожения.
Даже когда речь идёт об освобождении концлагеря в Освенциме, польские путеводители напишут, что «немецкая армия из Освенцима», но никогда вы встретите словосочетания «советская армия освободила».

    После войны, когда Польша стала социалистической, в городе произошли большие изменения, что главным образом было связано с неконтролируемым развитием промышленности. Для уравновешивания "интеллигентности" Кракова "рабочим сознанием" рядом с городом начинает строиться металлургический комбинат и одноименный город Новая Хута. Со временем Краков должен был стать всего лишь одним из его районов, но здравомыслие взяло вверх.
    В шестидесятые годы вокруг Кракова возникло кольцо новых жилых кварталов. Наибольший интерес по своей архитектурной форме представляют в них сакральные сооружения.
    Многие дома современной архитектуры в аскетическом стиле выглядят так, что их жители позавидовали бы нашим хрущевкам. По крайней мере в Москве таких чудовищ нет, их серые бетонные панели навивают смертную скуку. К счастью для города, этих монстров здесь не так много, как например в Варшаве.
    Послевоенный Краков, несмотря на политические ограничения, не утратил свою позицию важного научного и культурного центра. В здешних интеллектуальных кругах формировалась личность Кароля Войтылы - нынешнего папы римского Иоанна Павла II. Среди других, известных и в России людей, следует выделить писателя с мировой славой Станислава Лема.
    Начиная с семидесятых годов в городе проводится основательная реставрация памятников архитектуры. Возвращен былой блеск старинным Сукенницам, отреставрирована застройка улицы Канонича, проводятся работы в Вавельском замке. В реставрацию всего Кракова вкладывались значительные денежные средства. (Примерно такую же политику проводит сейчас московский мэр.) И город постепенно стал действительно привлекательным для туристов.

    В 1978 году Краков был признан ЮНЕСКО памятником мирового культурного наследия. В последнее время город стал местом регулярных культурных мероприятий международного значения.
    В 2000 году Краков избран одним из девяти городов, представляющих Европейскую культуру.

СМ. http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1394&CT=PL10 ; http://www.krakow.ru/tour/history.htm .    

Описание тайника

Содержимое тайника

вирт

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Оставить запись в интернет-блокноте тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Отправить ответ на виртуальный вопрос Добавить фотографии посещения тайника Оценить свои впечатления от посещения тайника Рекомендовать тайник Сообщить о проблеме с тайником Спрятать все Показать все

N-i-k-s-o-n (05.04.2017 11:19:35)
Тайник взят с сыном в ходе весенней поездки в Польшу. Все значения берутся однозначно, автору спасибо!
lega4 (12.07.2016 17:09:20)
Погуляли здесь сегодня. Машину оставляли в центре, но, вернувшись, обнаружили штраф под дворников :( вообще непонятные у них схемы парковок..

А сам город очень даже ничего, правда, лил дождь, но все равно погуляли немного.
Linden (24.06.2016 13:42:12)
IIyx (15.04.2016 13:25:01)
Love0806 (27.08.2015 11:49:49)
Карелия (23.01.2015 17:54:59)
Nemo53817 (10.08.2014 21:21:24)
housemd (12.06.2014 14:21:01)
вольтик (21.07.2013 19:40:19)
Cossacks (28.05.2013 23:15:22)
Surikot (14.05.2013 09:42:57)
Юлишна (08.04.2013 23:29:48)
@@Amely@@ (06.10.2012 22:29:37)
eagle (01.10.2012 07:33:44)
interbahus (21.07.2012 21:23:35)
kolya_metallist (25.10.2011 22:01:39)
Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Экспорт новостей
Новые тайники
Новые фотоальбомы
Интернет-блокноты

Наши партнеры

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.

Скачать приложение Геокешинг на Windows Phone.

Архив
Карта 0 Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7 Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14 Карта 15 Карта 16 Карта 17 Карта 18 Карта 19 Карта 20 Карта 21 Карта 22 Карта 23 Карта 24 Карта 25 Карта 26 Карта 27 Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31 Карта 32 Карта 33 Карта 34 Карта 35 Карта 36 Карта 37 Карта 38 Карта 39 Карта 40 Карта 41 Карта 42 Карта 43 Карта 44 Карта 45 Карта 46 Карта 47 Карта 48 Карта 49 Карта 50 Карта 51 Карта 52 Карта 53 Карта 54 Карта 55 Карта 56 Карта 57 Карта 58 Карта 59 Карта 60 Карта 61 Карта 62 Карта 63 Карта 64 Карта 65 Карта 66 Карта 67 Карта 68 Карта 69 Карта 70 Карта 71 Карта 72 Карта 73 Карта 74 Карта 75 Карта 76 Карта 77 Карта 78 Карта 79 Карта 80 Карта 81 Карта 82 Карта 83 Карта 84 Карта 85 Карта 86 Карта 87 Карта 88 Карта 89 Карта 90 Карта 91 Карта 92 Карта 93 Карта 94 Карта 95 Карта 96 Карта 97 Карта 98 Карта 99 Карта 100 Карта 101 Карта 102 Карта 103 Карта 104 Карта 105 Карта 106 Карта 107 Карта 108 Карта 109 Карта 110 Карта 111 Карта 112 Карта 113 Карта 114 Карта 115 Карта 116 Карта 117 Карта 118 Карта 119