Карл Теодор Казимир Мейергольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе и был восьмым ребенком в многодетной семье. Его отец – Эмилий Федорович – был выходцем из Германии, наполовину французом, мать – Альвина Даниловна – рижской немкой. Свою мать Карл Теодор Казимир боготворил – это была женщина очень образованная, умная, добрая и гостеприимная. Именно она привила всем своим детям любовь к музыке, театру и литературе. А вот с отцом у него отношения не складывались. Владелец винокуренного завода, успешный предприниматель - его отец был деспотичен, видел в сыне продолжателя купеческого дела, не одобрял его увлечения театром, жене изменял почти в открытую. В результате Казимир однажды заявил: «Такого отца я должен ненавидеть!» Учиться мальчик пошел во 2-ю Пензенскую гимназию, и, стоит отметить, учился крайне скверно. На протяжении гимназического курса он трижды оставался на второй год и вместо восьми лет проучился в гимназии одиннадцать. После смерти главы семьи казалось, что Мейергольды наконец обрели долгожданный покой и свободу. Увы, все сложилось не так уж безоблачно. Старший сын уехал в Ростов, средний пытался разобраться в отцовской бухгалтерии и все чаще прикладывался к рюмке. Казимир же не захотел наследовать дело отца и решил целиком посвятить себя театру. Учеба в гимназии ему откровенно опротивела, и он буквально с трудом доучивался последние два года. Летом 1895 года Казимир переходит в православие и меняет имя на Всеволод в честь своего любимого писателя В.Гаршина. Тогда же при отказе от германского гражданства в русский паспорт была вписана фамилия Мейерхольд, измененная по правилам русской грамматики. В том же году он поступает на юридический факультет Московского государственного университета и объявляет близким о своей помолвке с Ольгой Мунт. Однако в университете он проучился всего два семестра и в сентябре 1896 года воплотил в жизнь свою давнюю мечту – поступил в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. На экзаменах он читал монологи с таким темпераментом, что экзаменаторы были приятно поражены и зачислили его сразу на второй курс. В этом заведении, в отличие от пензенской гимназии, Мейерхольд вскоре стал лучшим учеником. В феврале 1898 года у Всеволода и Ольги родилась дочь Мария. В том же году Мейерхольд закончил учебу в училище, познакомился с К. С. Станиславским и поступил в только что созданный Художественный театр. И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывал, так как у него не ладились отношения с В. Немировичем-Данченко. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра и тут же заявил о своем уходе. Вместе с К. Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тот уходит в Театр Комиссаржевской. Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним. После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским. А когда двух императорских сцен показалось мало, в Петербурге объявился таинственный персонаж — Доктор Дапертутто. Свой псевдоним (итал. dappertutto — везде, повсюду) Мейерхольд оправдывал. С этого момента у Мейерхольда начинается жизнь "в двух этажах". В "верхнем" он, режиссер императорских театров, ставит спектакли, воскрешая живущую в искусстве старых мастеров Александринки эстетическую память великих театральных эпох, в "нижнем" - в лабораторных опытах рвет связи с устоявшимся театральным языком, разрабатывая идеи "Театра будущего". Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП(б). А в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. Мейерхольда (ГОСТИМ). В том же году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики. ГОСТИМ поставил 26 пьес, большая часть из которых принадлежала современным советским авторам. Постановками "Мистерии-буфф", "Клопа", "Бани" Владимира Маяковского, "Мандата" Николая Эрдмана, "Ревизора" Николая Гоголя и другими театр Мейерхольда приобрел громкую славу. Однако 17 декабря 1937 года в газете "Правда" вышла статья "Чужой театр". ГОСТИМ был обвинен в отрыве от советской жизни и от советской литературы, в тяге к писателям, оказавшимся врагами народа и в противостоянии общему курсу на социалистический реализм. 7 января 1938 года постановлением Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР театр был ликвидирован как занимающий "чуждые советскому искусству, насквозь буржуазные формалистические позиции". В эти трагические дни Константин Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки Всеволоду Эмильевичу и Мейерхольд принял приглашение Станиславского и перешел в его оперный театр. 10 марта 1939 года состоялась премьера оперы Д. Верди «Риголетто». А 20 июня того же года в Ленинграде Мейерхольда арестовали. Через несколько дней после ареста Мейерхольда его молодая жена, актриса Зинаида Райх, была найдена мертвой в их квартире. На ее теле насчитали 17 ножевых ран. Соседи слышали ее крики: они думали, что она репетирует. А Мейерхольда тем временем пытали в Бутырской тюрьме. В своем заявлении на имя В. Молотова режиссер писал: «Меня здесь били – больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновыми жгутами били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были покрыты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось, что на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты… 2 февраля 1940 года его расстреляли в подвале здания военной коллегии Верховного суда СССР на Лубянке . Реабилитировали Мейерхольда только через 15 лет – 26 ноября 1955 года.. «Напишите на моей могильной плите: „Здесь лежит актёр и режиссёр, не сыгравший и не поставивший „Гамлета“, —сказал однажды Мейерхольд, иронизируя над своей нерешительностью. Но выполнить завещание режиссёра невозможно — написать этих слов негде. Могила Мейерхольда неизвестна.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: