Костёл в Халаїмгородку [TR/10770]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Прогулка
Фортификация
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Украина
Житомирская обл.
Андрушівський р-н
Ближайший нас.пункт
Городківка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.33Рекомендаций: 2Нашли: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: A&G
Создан: 29.05.2011
Опубликован: 01.09.2011
(отредактирован: 01.09.2011)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Невеличке село на півдні Житомирщини де нині мешкає біля тисячі жителів, до 1936-го року звалася Хлаїмгородок. Сюди, як і, певно, сто чи більше років тому, веде брукований шлях.

Але дорогу цю, важкувату для автомобіля, варто здолати. Бо шлях веде до костелу Святої Клари -  найкращого на Житомирщині.

Храм, котрий і нині обслуговують католики-кармеліти споруджено коштом А. Жмигродського у 1913-му році. Хоч насправді той лише виконував останню волю місцевого шляхтича Євстахія Івановського.

Ревний католик, публіцист, мемуарист Івановський народився тут же, в Хлаїмгородку. Від родинної садиби до наших днів вціліло кількадесят метрів підмурівку і симпатична цегляна сторожка, вельми схожа на палац у сусідньому Червоному. (Це, до речі, її вікно ретельно заклеєно нотами “Інтернаціоналу”.)

Батько Євстахія був маршалком Житомирського повіту, мати Клара – донька депутата польського сейму. Юнак навчався у знаменитому Кременецькому ліцеї. Поступово все глибше він цікавиться історією, а в 1850-х роках вважається вже серйозним літератором.

Більшість часу Івановський проживає у рідному селі. Допомагає місцевим селянам, будучи католиком бере участь в облаштуванні православного приходу.

В одному з публіцистичних творів Іванківського описується польські заворушення в Бердичеві. Як свого часу Річ Посполита не надто прихильно ставилася до православних, Росія в ті роки гнобить католиків.

Обурені закриттям місцевого костелу кармелітів парафіяни намагалися перешкодити поліції. Певно те, що збудований за його волею костел Святої Клари є кармелітським стало своєрідною відповіддю владі від патріотично налаштованого історика.

Євстахій Івановський помер в 1903-му році. Біля храму, названого на честь його матері, стоїть меморіальний знак з іменами Євстахія та Клари. Могили їх не вціліли.

Казковий костел з баштою, контрфорсами, кованими дверима нагадує скоріше готичний замок.

Якби не костел – Городківка могла б зацікавити хіба поціновувачів усамітнення. На річці Гуйві, яка служила колись за кордон між Київщиною і Волинню, пустими вікнами дивиться на запруду не дуже старий млин.

http://tutbuv.com/?p=2478

 

*******************************************************************

Небольшое село на юге Житомирщины где в настоящее время проживает около тысячи жителей, до 1936-го года звалась Хлаимгородок. Сюда, как и, вероятно, сто или больше лет тому назад, ведет мощенный путь.  Но дорогу эту, увесистую для автомобиля, стоит преодолеть. Потому что путь ведет к костелу Святой Клары -  наилучшего на Житомирщине.  Храм, который и в настоящее время обслуживают католики-кармелиты построено средством А. Жмигродского в 1913-ом году. Хоть в действительности тот лишь выполнял последнюю волю местного шляхтича Евстахия Ивановского.

Усердный католик, публицист, мемуарист Ивановский, родился здесь же, в Хлаимгородку. От семейной усадьбы до наших дней уцелели несколько десятков метры фундаменту и симпатичная кирпичная сторожка, весьма похожая на дворец в соседнем Красном. (Это, кстати, ее окно тщательным образом заклеено нотами “Интернационала”.)  Отец Евстахия был маршалком Житомирского уезда, иметь Клара – дочка депутата польского сейма. Юноша учился в знаменитом Кременецкому лицеи. Постепенно все глубже он интересуется историей, а в 1850-х годах считается уже серьезным литератором.  Большинство времени Ивановский проживает в родном селе. Помогает местным крестьянам, будучи католиком принимает участие в обустройстве православного прихода.  В одном из публицистических произведений Иванкивского описывается польские беспорядки в Бердичеве. Как в свое время Вещь Посполитая не слишком благосклонно относилась к православным, Россия в те годы притесняет католиков.

Возмущены закрытием местного костела кармелитов парафияне пытались помешать полиции. Вероятно то, что построенный за его волей костел Святой Клары является кармелитским стало своеобразным ответом власти от патриотически настроенного историка.  Евстахий Ивановский умер в 1903-ом году. Около храма, названного в честь его матери, стоит мемориальный знак с именами Евстахия и Клары. Могилы их не уцелели.  Сказочный костел с башней, контрфорсами, коваными дверями напоминает скорее готический замок.

Если бы не костел – Городкивка могла бы заинтересовать разве поциновувачив уединение. На реке Гуйви, которая служила когда-то за границу между Киевщиной и Волынью, пустыми окнами смотрит на запруду не очень старую мельницу.

http://tutbuv.com/?p=2478

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

alle (06.05.2021 20:04:41)
Позавчера (4 апреля 2021) посетили это место. Дорога конечно, как и обещали, плохая. От брусчатки другого и не ожидаешь. Больше жалко машину, чем себя =) Координаты и правда показывают на озеро, но в них всегда присутствует погрешность. Пытались найти по фотографии дерева. Перерыл 3 дерева прежде, чем нашёл правильное. К сегодняшнему дню дерево очень сильно не похоже на то, что на заглавной фотографии. Но делать новое фото не стал, тем интереснее будет следующему человеку. Хотя, судя по количеству записей, это будет нескоро. Следующему отважному посетителю этого места рекомендую заменить контейнер, так как он уже совсем потрескался и внутни всё сыро, несмотря на старания предыдущих посетителей. Мы не были к этому готовы и у нас не было контейнера с собой.
Совет для будущих посетителей: лучше возвращаться по той же брусчатке. Она лучше. Я думал, что вниз по карте вроде ближе, а направление на Бердичев будет с лучшим покрытием. Думал, что хуже дороги не может быть. К сожалению, может =)
Кстати, костёл суперский, день был ещё прохладный, но солнечный, пофоткались классно. У ребёнка это был первый клад, она очень рада.
Mr.Funt (30.09.2015 16:27:39)
А вот и наши впечатления от увиденного.
Именно после данной точки на геокешинговой карте я могу сказать с окончательной уверенностью: "Я люблю Geocaching". "С чего вдруг этот пафос?", - недоуменно спросите вы. Объясню. Наверняка, рано или поздно, я бы все равно попал в это место, но именно благодаря рассматриваемому проекту мы побывали там уже сейчас. В целом, многим это место, скорее всего, и не покажется аж таким откровением, среди других интересных мест. Скажу больше - это реальная глушь, переживающая далеко не самый яркий период своего развития. Вон и в описании на страничке тайника - только сухая констатация проходных фактов, относительно, недавнего времени. Но. Свою историческую миссию, и за это автору тайника низкий поклон, закладка выполнила на все 100%. Мне было безумно интересно углубиться в историю того края, историю, которую я хочу поведать и вам.
Реально, первые упоминания о описываемом поселении восходят еще ко временам Киевской Руси. Название деревушке дали, так сказать, типовое - Китайгородок. Почему типовое? Потому, что очень многие из тогдашних поселений обносились оградой из частокола переплетенного лозой, которую в те времена называлась китой.
С приходом татаро-монгольского безобразия, жители описываемого поселения были единственными, кто отказался платить дань захватчикам. Ответ новых властей не заставил себя ждать. Жителей согнали в часть села (сейчас она называется Голыши) и варварски изрубили. Тогда река Гуйва покраснела от людской крови. Немногие спасшиеся в ужасе разбежались по окрестным деревням. На тот момент Китайгородок свое существование прекратил.
Вновь о нем стало слышно уже во времена литовского господства как о водчине рода Лозовицких, но уже под другим названием - Большие Жердели.
Но вновь пришла беда. В 1482 году уже другая татарская орда крымского хана Менгли-Гирея вновь опустошающим катком прокатилась по Украине. Эта беда оказалась еще пуще прежних татаро-монгольских нашествий. Именно тогда вновь был разрушен и сожжён сам Киев. Опустели и описываемые места и стояли опустошенными и дикими еще 130 лет.
Но даже оставаясь опустошенными и безлюдными те места не единожды переходили из рук в руки всяких охочих до чужих земель. Больше чем другим в этом повезло некому Кирику Ружинскому, который и захватил все 6, давно опустошенных сел, включая и наши Большие Жердели, где он и заложил новый городок, посадив там несколько десятков своих подданых. Там был построен маленький замок, обустроена какая-никакая охрана. Так как все делалось очень наспех то и сам городок получил соответствующее именование - Скоргородок.
Но, как появился Скоргородок - так и сгинул. Представители знатного рода Тышкевичей очень скоро вновь разорили те края: замок разрушили, поселение сожгли, людей разогнали.
В 1610 году вдова уже Романа Ружинского София Ружинская передала в залог Скоргородок Гельжбете Халаимовой. К тому времени поселение уже было хорошо заселенным, крестьяне кое как обустроились и разбили поля. Скоргородок переименовали в Городковку, но через какое то время его вновь переименовали - под стать актуальным владельцам
поселение назвали Халаимгородком.
Во времена Богдана Хмельницкого Халаимгородок не раз оказывался на линии огня между войсками гетьмана и польскими войсками. Как следствие - поселение опять было разорено, очень многие жители погибли. Такая же судьба постигла и другие села этого края. Сказать точнее и пронзительнее о том времени, чем это сделал казацкий летописец Самуил Васильевич Величко просто невозможно. Позволю себе использовать его цитату, причем обязательно в оригинале: «Роздивившися, побачив я покриті мохом, очеретом і зіллям просторі тогобічні україно-малоросійські поля і розлогі долини, ліси і великі сади, красні діброви й річки, стави й занедбані озера. І це був той край, який правдиво колись, уже шкодуючи за втратою його, називали й проголошували поляки раєм світу — він був перед війною Хмельницького мов би друга обітована земля, що кипіла молоком і медом. Бачив я … в різних місцях багато людських кісток сухих і голих — їх покривало саме тільки небо. Я питав тоді себе: „Хто вони?“ Надивився я того всього … порожнього й мертвого, повболівав серцем і душею, бо ж зробилася пусткою ця красна колись і переповнена всілякими благами земля, частка вітчизни нашої україно-малоросійської, і впали в незвідь посельці її, славні предки наші!»
И только около 1700 года село вновь стало заселяться. Вот так и вышло, что пример воскресающей птицы Феникс находится у нас почти рядом, только мало кто о том ведает.
Последний удар Халаимгородок перенес во времена войны 1941-45 годов. В 1946 году селу было возвращено одно из первоначальных названий - Городковка.
И вот только сейчас я могу сказать, что да - село известно еще и своим очень необычным памятником архитектуры - костелом Святой Клары. Это культовое сооружение, построенное в эклектичном стиле, в котором объединились элементы неоготики и модернизма ХХ века. Когда то на его месте помещиком Михаловским была построена каменная часовня Святой Клары. Нынишний же костел в его современном виде возводили польские мастера - местные были только на подхвате. В окнах были цветные витражи, под сводом висела огромная хрустальная люстра необыкновенной красоты. Все великолепие дополнял прекрасный орган.
По давно устоявшейся традиции, имена основателей собора и его зодчих были вырезаны в камне и вмурованы в стену.
Богослужения в храме прекратились в 1935 году. Ну а дальше - все как водится: храм был клубом, дворцом пионеров, колхозной кладовой. Все внутреннее убранство было утеряно, орган разобран. И только в 1989 году храм был возвращен родной римо-католической конфессии, которая уже за свои средства и ремонт провела и крышу перекрыла и слубжу в храме возобновила. И стоит святыня уже почти 100 лет.
Да - мы были реально потрясены, что не видели этого маленького чуда, притаившегося на родной Житомирщине, не знали истории этих мест.
Возвращаюсь к тому, с чего начал - спасибо геокешингу. Зарыть и потом отыскать тайник - это уже вопрос 38-й или 64-й. Главное - найти самому и привлечь внимание других к красоте и великолепию родных ли мест или мест, никогда не виденных ранее.
P.S. Сам тайник - нашли. Замечу - предложенная координата имеет большую погрешность - навигатор покажет вам, что искомая точка находится... в пруду, что возле костела. Вооружитесь воображением, предложенным автором снимком и у вас все получится. Сам тайник привели в порядок: очистили, просышили, разложили содержимое по пакетам-застежкам. Контейнер поместили в новый плотный пакет - на сей раз зеленого цвета. Одно плохо - сам контейнер от времени пересох и треснул, но пока его герметичность будет обеспечивать прочный внешний пакет.
Как всегда - прилагаем контекстные снимки - костел просто прекрасен как объект для съемки. Жаль погода была пасмурной :( Очень жаль :(
За сим - хорошего всем настроения и увлекательных находок :)
alisajang (11.10.2014 22:24:01)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.