Кузнецкое село (6 благочиние) лежит в 180 в. от епархиальнаго и уезднаго города, на юг. Оно расположено на северной стороне озера Большие Ирдиги, имеющаго до 12 в. в окружности; с запада к селу примыкает другое озеро – Малые Ирдиги и в 200 с. далее находиться третье озеро – Увильды, имеющее в окружности до 90 в. и отличающееся прозрачностию воды.
Начало селу положили в 1765 году переселенцы из деревни, находящейся на реке Тютняре, Кузнецкаго у., Саратовской губернии. По уезду село получило название Кузнецкаго, а по реке оно известно с именем Тютняра. Переселенцы, в количестве 77 семейств, были куплены Демидовым у князя Долгорукова для заводских работ, а по другому сказанию – были проиграны последним в карты. Демидов поселил их на купленной у башкир земле, в том месте, где и теперь расположено село Кузнецкое, а на месте, где ныне деревня Смолина, была башкирская деревня Юртишь. Но русские насельники вытеснили башкир с купленной у них земли, коей в Устав. грам. Значится 10,988 десятин. Тютнярцы находились в крепостной зависимости и работали на господ шесть дней в неделе, а воскресные и праздничные дни могла работать на себя.
Начало образованию здесь самостоятельнаго прихода положил Демидов, владелец Кыштымских заводов, где, как крепостные, работали и крестьяне села Кузнецкаго. Но Демидов только исходатайствовал разрешение на постройку храма и положил ему основание в 1805 году. Постройкою храм окончен в 1809 году, когда от Демидова село перешло во владение купца Льва Расторгуева. Храм каменный, двух-этажный и двух-престольный; в нижнем, теплом, престоле во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен в 1831 году, 26 Февраля, а в Верхнем холодном – в память Вознесения Господня освящен 15 Августа 1842 г. архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием. К числу местно-чтимых святынь принадлежат иконы Господа Вседержителя и Тихвинская икона Божией Матери, сооруженныя жителями села по следующему поводу. В 1848 г. в заводах Кыштымском и Каслинском свирепствовала холера, и жители с. Кузнецкаго дали обет, если бичь Божий минует их весь, построить храм в деревне Губернской, которая в то время принадлежала к приходу этого села. Но по недостатку средств прихожане не могли исполнить своего обещания о построении храма, а в благодарность за избавление от холеры соорудили в 1856 г. две упомянутыя иконы. Иконы писаны на дереве в Каслинском заводе мастером Голышевым и обложены кованными в Москве серебряными ризами 84 пробы, с камнями на венцах; каждая риза весом 22 фунта и 6 золотников, с финифтяными дщицами для надписей. Цена обеих риз 800 рублей ассигнациями.
Приход состоит из села и деревни Смолиной, тесно примыкающей к селу. В нем числится прихожан 3201 д. муж. и 3286 д. жен. пола. Из числа прихожан необходимо отметить умершаго в 1892 г. крестьянина деревни Смолиной Федора Васильева Мучкина, который имел большое значение как в распространении, так и в искоренении здешняго раскола. Богато одаренный от природы, Федор Мучкин, в бытность свою в военной службе, заразился раскольническими заблуждениями, убежал со службы и несколько лет скитался по разным местам, переходя из одного раскольническаго толка в другой. Возвратившись из бегов на родину, Мучкин быстро начал распространять заразу раскола, в начале, среди своих семейных, а потом и среди соседей. В 1887 г. Мучкин, сознав свои заблуждения, присоединился к православной церкви и явился ревностным защитником православия и искоренителем раскола; благодаря ему, раскол в с. Кузнецком начал ослабевать и свил себе гнездо в соседнем селе Губернском. Мучкиным издана небольшая противораскольническая брошюра: «как я жил и что видел в расколе». Жители с. Кузнецкаго и деревни Смолиной занимаются земледелием, а частию - работами на приисках. Причта по штату положено: священников 2, диакон 1 и псаломщиков 2. В деревне Смолиной с 1900 году существует церковно-приходская школа.
Отказавшись от железной дороги, жители лишили свое село Кузнецкое перспективы стать областным центром.
И это исторический факт. В позапрошлом веке нынешний центр области был захудалым городишком с десятитысячным населением. Зато в Тютнярах, как в обиходе называлось и по сию пору называют Кузнецкое, проживало 35 тысяч человек. Во время прокладки Транссибирской магистрали на сходе приняли решение: просить, чтобы магистраль прошла восточнее, на несколько десятков километров от поселения, через крепость Челябу.
ПРЕДКИ ПОГОРЯЧИЛИСЬ
Так поселок лишился возможности стать столицей нашей области. Более того, Берия упрятал бы нынешний «Маяк» подальше от «областной столицы». И, вполне вероятно, «посадил бы» секретный ядерный объект на берегу озера… Смолино, рядом с малоизвестным поселением под названием Челябинск. Да, совершили историческую промашку тогдашние кузнечане.
Выходцы из Пензы и Рязанщины, с берегов реки Тютняры, были они кондовыми кержаками, истово верующими, противниками всяких новаций. Поэтому резко высказались против дьявольского поветрия – дышащего паром железного чудища на стальных рельсах. И цивилизация на многие годы напрочь отвернулась от мастеровых, но наивных тютнярцев.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: